Конспект урока музыки Русь православная. Колокольные звоны.


Проверка Д/зЗагадки
Била
Легенда о колокольчике
Виды колокольного звона
Музыкально -ритмическая игра «Дружные колокола»
рефлексия
Распевка «Дон-дон-дон» («Кошкин дом»)
Викторина «Виды колокольного звона»
Работа с учебником.
Царь-колокол
Колокола в симфонической музыке
С.В.Рахманинов
Сюита для двух
ф-ноПесня «Колокола России»
рефлексия Тема прошлого урока, проверка Д/з (пересказ параграфа), музыкальный словарь- полифония, дискант.
Сегодня мы продолжаем раздел «Русь православная».
Попробуйте угадать, о чём сегодня пойдёт речь:
- Давным-давно, иностранцы, путешествуя по России и видя это чудо, говорили: «Ничего подобного в мире нет, и не будет».
Ну, а на Руси, в народе о этом национальном чуде говорили так:
- За уши повесят, да за язык подёргают – станет петь.
- Из земли взяли, на огне грели,
А как вынули – стали бить, чтобы мог говорить.
Это колокол. Символом единства на Руси были колокольные звоны.
Под звон колоколов на Руси протекали все важные события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождении, венчание, свадьба. Свадьбы на Руси были немыслимы без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создаёт праздничное настроение, но и даёт молодым здоровье, детей и богатство.
Первоначально , до появления на Руси колокола, для созыва всех верующих использовали Била – это деревянные доски, а затем и металлические пластины, по которым ударяли деревянными молотками. (слушание)
И только в конце X века появились колокола.
По преданию, в те далёкие времена, заболел один монах. Он пошёл в лес за целебными травами, прилёг на траву, задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, точнее сказать перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь отступает, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
Где в наше время можно увидеть и услышать колокола? (ответы детей)
Они помещались и сейчас помещаются на крыше храма, в башнях куполов, при входе в церковь или в особых зданиях, называемых «колокольня», «звонница».
Виды колокольного звона:
Благовест (от слова «благая весть»). Как вы понимаете эти слова?
Добрая, хорошая, радостная весть, новость. Это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном возвещается благая весть о начале богослужения в храме (слушание)
Набат – непрерывные удары в большой колокол, которые предупреждают об опасности. Такой звон применяется для сбора войск или населения и объявления тревоги (слушание)
Перезвон (что такое? опрос детей) - это звон колоколов от самого большого до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (слушание)
Колокольные звоны на Руси люди пытались изобразить и голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Как это можно сделать?
( дон-дон; дзинь-дзинь; бом-бом и т.д.)
А давайте у нас в классе устроим звонницу, поиграем в игру «Дружные колокола»
( 3 группы – большие колокола, средние и маленькие.1 группа большие колокола: поют бом – бом – бом
2 группа средние колокола: бим – бом, бим – бом
3 группа маленькие колокола: тили – бом, тили – бом
1)Звонарь – учитель, изображаем пением
2) Затем звонарь – ребёнок
3) исполнение при помощи колокольчиков разных размеров.
Выбери 1 фразу для соседа по парте по итогам музыкальной игры:
На экране:
Ты - молодец!
Я доволен твоей работой на уроке!
Ты мог бы поработать лучше.
Будь внимателен, не отвлекайся!
К какой сказке эта иллюстрация? А где в этой сказке можно использовать колокольный звон и какой?
- Когда загорелся кошкин дом. Набат. Призыв об опасности, о пожаре.
Вы уже знаете, как голосом можно показать колокольный звон.
Исполняем распевку:
Дон-дон-дон-донДон-дон-дон-донЗагорелся кошкин дом!
Как движется музыка набата? ( остаётся на месте, на одной ноте)
Работа в парах. Звучит колокольный звон, определить вид и записать в карточку.
А - набат
Б – благовест
В – перезвон

(проверка, показывают карточки те пары, которые выполнили правильно1Б


Звон колоколов любого вида воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье.
Секрет литься колоколов тщательно скрывали. Чем больше был колокол, тем ниже был его звук. Большие колокола лить трудно, но русские люди были непревзойдёнными мастерами.
В учебнике, на стр.44 вы видите иллюстрацию самого большого колокола в России, он находиться в Москве.
- Как он называется?
Царь – колокол.
За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его «Царь – колокол». Колокол немного повреждён. В 18в. Колокол – великан стал жертвой большого пожара в Москве. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскалённый метал треснул, и от колокола отвалился кусок.
В 19в. Царь – колокол был поднят и установлен на гранитном пьедистале. На все века остался он самым тяжёлым (более 200тонн) из всех колоколов, отливавшихся когда –либо в мире.
Ребята, как вы думаете, можно ли услышать колокола в симфонической музыке? ( можно)
Неужели настоящие колокола можно поместить в оркестр? Конечно, нет. Для этого используют специальный оркестровый инструмент, который имитирует звучание настоящего колокола.
Он состоит из 12-18 труб разной величины, а звук извлекается ударом колотушки, обтянутой кожей.
Но бывают такие ситуации, когда и такого инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка, которую мы сейчас послушаем.
Вслушайтесь в произведение, я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат и настроение музыки.
- Какие звучали инструменты, изображающие колокольные звоны? Фортепиано.
- Сколько колоколов вы услышали? ( Два)
- Какие у них были голоса? (один - высокий , другой – низкий)
- Как мог композитор, у которого было только фортепиано так мастерски изобразить звучание настоящих колоколов?
(один голос звучал легко, быстро, звонко; другой – медленно, тяжело, серьёзно. Они как бы разговаривали друг с другом).Это произведение называется «Сюита для двух ф-но» и написал его композитор С.В.Рахманинов
Детство С.В.Рахманинова прошло в Новгородской губернии, которая славилась своими церквями, соборами, звонницами и будущий композитор сердцем и душой полюбил колокольную музыку. Для него колокола были символом России, символом родной земли.
В 1917г., в тяжёлое революционное время, композитор был вынужден покинуть Россию. Он увидел, что его творчество революционерам не нужно, а воевать, убивать он не умел и не хотел, он умел только дарить людям радость своей музыкой.
И в это время, вдали от родины, он создаёт одно из своим ярких и знаменитых произведений «Концерт для ф-но с оркестром».
Это произведение начинается очень необычно: не оркестровым, а фортепианным вступлением, напоминающим колокольный звон, из которого уже вырастает главная мелодия. (слушание фрагмента)

- Какие инструменты ведут главную мелодию? ( струнные)

- Какой инструмент исполняет вступление и изображает колокольный звон? ( фортепиано)
- К какому виду колокольного звона вы бы отнесли мелодию вступления? ( Набат)
- Что такое набат? (колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности)
- Почему вы решили, что звучит набат а не праздничный перезвон? ( он звучит тревожно, суровыми аккордами, медленно, резко, тяжело, нарастая, как будто показывая, что беда приближается).
- Как вы думаете, почему композитор начал своё произведение с набата, что он этим хотел сказать? ( Что тревожно на Руси, начинается война и композитор очень переживает за свою Родину).
Полностью это произведение мы послушаем в старших классах.
Композитор С.В. Рахманинов выразил любовь к Родине в своих произведениях, а мы с вами можем выразить подобные чувства через песню.
Вокально – хоровая работа над песней «Колокола России».
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте оценим свою работу,
Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске: (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске ):1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
Я думаю всё, о чём вы сегодня узнали на уроке, пригодится вам в будущем. Сохраните в своей памяти всё хорошее, доброе, созданное нашим народом, чтобы потом передать это своим детям.
Ну, а пока вы ученики 4 класса, то Д/З вам будет рассказать о том, что мы сегодня узнали – дома, а подсказкой вам послужат буклеты, которые я вам хочу подарить.
Пусть чаще в нашей жизни звучит – благовест!
Спасибо за прекрасную работу!
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.
Задачи:
Обучающая- научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию и по нотной записи. Научиться имитировать зучание колоколов с помощью вокальных упражнений. Закрепить виды музыкально- выразительных средств.
Развивающая- развивать вокально- хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.
Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма,эстетический вкус, любовь к духовной музыке.
Развивать навыки ассоциативного мышления, навыки двухголосного пения.
Закрепить понятия: концерт, набат, а капелла.
Познакомить с творчеством С. В. Рахманинова.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, характеризуют и исследуют полученную информацию.
Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.
Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала.Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.
Основное содержание темы, понятия и термины: Виды колокольных звонов , музыкальное звучание звонов, историко- музыкальный анализ колокольных звонов.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске