Урок Распознавание однокоренных слов


Центр повышения квалификации
«Московский областной центр Интернет - образования»
4739-3856Урок русского языка
2 класс
0Урок русского языка
2 класс

Выполнил: учитель начальных классов
МОУ «Поповская ООШ»,
Егорьевский район, д. ПоповскаяСергеева Валентина Васильевна
01.06.2016.-30.06.2016
Орехово – Зуево Тема: Распознавание однокоренных слов.
Тип урока: Урок развитие умений.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений находить нужную информацию в справочных материалах, словарях, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщение.
М/к: учиться работать в паре, в группах.
Л.р.: развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем ( сходных по звучанию слов).
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerРoint , учебник «Русский язык», 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3- изд. - М.: 2013, карточки с буквами, значки солнышка и тучки, «Словообразовательный словарь русского языка» под редакцией А.Н. Тихонова.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Повторение правил письма и посадки.
II. Мотивирующее введение в тему урока с последующей формулировкой цели.
1. Минутка чистописания
- Расшифруйте данные слова, выделите корень. (работа в тетради)
[гус`] [ гусын`а] [ гус`ата]
( 3 слайд)
-Как можно назвать эти слова? ( Однокоренные.)
2. Проблемная ситуация.
- Послушайте разговор героев этих слов.
( Инсценировка - это групповое домашнее задание.)
- Вы кто такие?
- Я - гусь!
- Я - гусыня!
- А мы - гусята!
- А вы кто?
- А я ваша тетя - гусеница!
-Нет, нет, вы не наша!
- Ваша я, ваша!
- Ребята, права ли гусеница? Над чем подумаем?
( Является ли слово «гусеница» однокоренным словам « гусь, гусыня, гусята»?)
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем исследовать? Какая цель нашего урока? ( Ученики высказывают свои предположения)
-Мы поработали и нам надо отдохнуть, проведем небольшую физкультминутку про глазки.
4слайд
-Ну, а теперь перейдем к нашему уроку и вспомним, чем мы будем сегодня заниматься.
5 слайд
III. Актуализация с элементами проверки домашнего задания и развитие учебно-языковых, правописных, орфоэпических умений и орфографических умений.
1. Работа над лексикой.
- Кого называют чужаком? ( Чужого, незнакомого человека)
- Прочитайте данный текст и найдите чужака среди родственников воды.
(6 слайд) 7 слайд
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Слово имеет другое значение)- Почему гости не сразу заметили чужака?
- Помогите найти ему своих родственников.
(Водит, проводить, заводной, обводить, провод)
2. Словарно-орфоэпическая работа.
а) Зарядка для языка.
(8 слайд)
- Что интересного вы заметили? ( Все слова однокоренные)
- Почему вы так думаете?
- Назовите 2 главных признака однокоренных слов:
( 9 слайд)
б) На доске( экране) записаны слова:
(10 слайд)
- Позовите в гости к нам эти слова и поставьте ударение.
- Проверим. Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? ( В конце книги).
- Что интересного вы заметили в постановке ударения? ( Во всех словах ударение падает на последний слог!)
слайд 11
Работа в парах. Составим диалог, используя эти слова.
Проверка диалога.
- Назовите корень этих слов.
3. Работа по учебнику (12 слайд)
Упр.121, стр.88- развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон

4. Орфографическая разминка.
Учитель называет слова, ученики ставят ударение, показывают букву безударного гласного и называют проверочное родственное слово.
Лесник, моряк, травяной, речной, садовник, грибник, деловой, речник.
- Каким правилом вы руководствовались при проверке слов? ( Если безударный гласный вызвал сомнение, то его немедленно ставь под ударение)
5.Групповая поисковая работа.
- Отгадайте, что это?
« Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет». ( Школа)
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
- Где могут жить однокоренные слова у слова школа?
( «В школьном словообразовательном словаре русского языка» под редакцией А.Н.Тихонова)
- Чья группа быстрее найдет в словаре родственные слова к слову школа станет победителем.
Проверка. Как вам удалось так быстро разыскать родственные слова в словаре?
6. Игра «Найди лишнее» (13 слайд)

IV. Домашнее задание.
- Поиграть со своими родственниками в игру «Найди лишнее». Слова к этой игре придумать самим или обратиться за помощью к словообразовательному словарю.
V.Итог урока.
- Вспомните цель нашего?
- Кто считает, что цель урока достигнута?
- Какие 2 главных признака однокоренных слов помогли нам достигнуть цель урока? (14 слайд)

VI. Рефлексия. (15слайд)

- Как вы оцениваете свою работу, кто доволен собой, кто не доволен собой? (покажите знак)
- Кто доволен работой своего соседа? Кто не доволен?