«Быт и нравы Древней Руси».




Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Павлово






ПРОЕКТ УРОКА


Предмет история
Класс 6 класс
Тема «Быт и нравы Древней Руси»
Тип урока урок изучения нового материала







Разработала:
Учитель истории МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Белова Евгения Николаевна















«Быт и нравы Древней Руси».
Ценности, положенные в основу урока

Общечеловеческие
Общекультурные
Педагогические
Личностные

Природа.
Миролюбие
Жизнь

Наука
Культура

Профессионализм
Работоспособность
Самосовершенствование
Профессиональная этика
Коммуникабельность

Трудолюбие
Жизне-радостность
Оптимизм
Любовь к детям
Любовь к жизни
Самовыражение
Ответственность.


































Актуальность проектирования

Данный урок составлен по учебнику «История России с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по теме «Быт и нравы Древней Руси».
Проектирование позволяет подойти к данной теме творчески, где учитель представляет, с какими целями и задачами проводится определенный этап урока, представляет ожидаемый результат со стороны деятельности учеников.
Урок включает в себя 2 части: информационную и исследовательскую.
Проектирование дает возможность проанализировать деятельность учителя и работу ребят на каждом этапе урока.
В ходе урока предусмотрена работа детей в группах, что позволяет учащимся в полной мере проявить активность, самостоятельность инициативу при работе на уроке.
К проекту можно добавить и интернет-ресурсы, что соответствует требованиям современного урока.




























Место урока в разделе школьной программы
(из тематического планирования)

№ урока
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки

5
Первые русские князья
1


6
Владимир Святославович. Принятие христианства
1


7
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
1


8
Культура Древней Руси
1


9
Быт и нравы Древней Руси
1



Русь во второй половине XII-XIII века



10
Раздробление Древнерусского государства
1


11
Главные политические центры Руси
1


12
Нашествие с востока
1































Описание исходного уровня знаний, умений навыков учащихся

- Ребята имеют первоначальные представления о занятиях древних восточных славян, следовательно, могут применять необобщенные знания в конкретной ситуации;
-Умение работать с учебной литературой;
- Возможное отсутствие достаточного опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, а именно групповой. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.






























Психолого-педагогическая характеристика класса.


Диагностика самооценки


самооценка
Заниженная
Адекватная
Завышенная

Кол-во учащихся %
2-8%
18 – 69%
6 – 23%



Диагностика мышления
Л.М. Фридман. Изучение личности учащихся и ученических процессов. – М., Просвещение, 1988г.



Логическое
Словесно-образное
Логическое +Словесно-образное

Кол-во учащихся %
5 – 19%
12 – 46%
9 -35%



Диагностика межличностных отношений. Методика «Социометрия»



лидеры
принятые
терпимые
изгои
изолированные

Кол-во учащихся %
5 – 19%
13 – 51%
4 -15%
-
4 – 15%


Учащиеся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 г. Павлово обучаются по программе Данилов А.А, Л.Г.Косулина История России с древности до конца XVI века. М., «Просвещение», 2007.
В классе 26 человек, из них 10 мальчиков, 16 девочек. Возраст 12 лет.
Учащиеся отличаются разнообразием творческих интересов. Во внеурочное время посещают кружки и секции. Они увлекаются спортом, рисованием, танцами, ходят в художественную школу.
Ученики участвуют в международных конкурсах «Русский медвежонок» (13 человек), «Американский бульдог» (10 человек), «Золотое руно» (5 человек). Занимают призовые места в конкурсах сочинений 5-7 классы, в творческой постановке отрывка из рассказов М.Горького в2008 году заняли 1 место среди 5-11 классов.
По итогам второй четверти по истории России качество знаний составило __63_%
Ребята общительны, как и с учителями, так и с учащимися других классов.
Доброжелательны, отзывчивы.
Неуспевающих учеников нет.
По уровню сформированности учебно-познавательных и мыслительных процессов класс условно можно разделить на три уровня: средний, ниже среднего и низкий
У 16 ребят средний уровень развития. Это дети, у которых процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Внимание у них произвольное. Эти дети постоянно включены в работу, концентрация устойчивости средняя, объем внимания соответствует возрастным нормам. В основном, у всех ребят развито произвольное внимание.
Для повышения внимательности на уроке используется наглядный материал, неоднократно повторяются цели деятельности. Ребята видят, выделяют признаки, анализируют, классифицируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи. В помощи учителя практически не нуждаются. Мышление словестно-логическое. Они легко используют отработанные способы выполнения заданий. У детей данного уровня развития быстрое запоминание. Память моторная, эмоциональная. Объем кратковременной памяти близок к средним показателям данной возрастной группы. Представление о мире достаточно конкретно. Дети умело отвечают на вопросы, стараются связано рассказать, речь у них выразительна, грамматически правильная.
Учащиеся данного уровня способны к волевому усилию, удерживают цель деятельности, намечают план, выбирают адекватные средства. Мотивы учения – познавательные, оценочные. Самооценка адекватная.
Особое внимание следует обратить на учащихся с уровнем развития ниже среднего – 6 человек.
Объем внимания соответствует возрастным нормам. Дети данного уровня развития постепенно включаются в работу, но в процессе деятельности появляется легкая усталость, утомляемость. В ходе работы ребята часто отвлекаются. Процесс переключения внимания замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности с моей стороны. Иногда испытывают трудности при выделении признаков, анализе, классификации, сравнении. У этих детей наглядно-образное мышление. Для развития логического мышления использую карточки, где устанавливаются причинно-следственные связи. Смысловая память развита слабо, для ее развития использую раздаточный материал. Хорошо развита зрительная память. То, что демонстрирую в виде схем, карт, дети успешно запоминают и впоследствии воспроизводят.
Медленное запоминание и поэтому я стараюсь разделить новый материал на несколько небольших порций. Порой в речи наблюдается отдельные ошибки, она недостаточно выразительна.
Мотивы учения – трудолюбие, одобрение родителей и учителей.
Низкий уровень развития-3 человека.
Это дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У ребят данного уровня процессы написания, решения, ответа опережают процессы обдумывания, анализа.
Внимание рассеянное, механическое. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, установления закономерностей необходима обучающая помощь. Этой группе детей требуются упражнения с комментированием, частое повторение основных понятий, объяснение каждого вывода, рассуждения.
Мышление репродуктивное (опора на таблицу, опорный конспект, делать по образу). У этих детей медленное запоминание и быстрое забывание. Слабо развита слуховая, зрительная и моторная память. Они кратковременны, непрочны, нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи, контроля со стороны учителя. Уровень активности и самостоятельности и низкий. Эти дети способны к волевому усилию. Кругозор – ограничен, словарный запас обыден, ответы односложные, в речи много ошибок, она не выразительна.
Мотив учения – избежание неудач. Самооценка адекватная и низкий уровень притязаний.


























Характеристика субъекта обучающего

Белова Е.Н. работает с 2007 года в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово учителем истории. Образование высшее, в 2007 году окончила Нижегородский государственный педагогический университет по специальности учитель истории и краеведения.
С 2007 года принимает участие в творческом объединении учителей по краеведению.
Посещает открытые мероприятия РМО и ШМО.
2007год - обучалась по программе для начинающих учителей «Диалог», Intel «Путь к успеху».
2008 год - курсы повышения квалификации «Дебаты».
2009 год - свидетельство о повышении квалификации по программе «Теория и методика преподавания курса «Религии России».
Принимала участие в районном конкурсе «Учитель года 2009».






























Цель урока:

обеспечить освоение учащимися исторических знаний, помочь им овладеть эффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственных качеств.

Задачи урока:

1)Образовательная: усвоение у обучающихся особенностей развития определенной эпохи, познакомить детей с новыми интересными фактами из истории Киевской Руси. Добиться усвоения у учащихся новых понятий: образ жизни, слобода, патриотизм. Систематизация знаний по разделу: «Русь Древняя».

2)Развивающая:
Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией, умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы. Развитие воли и самостоятельности, речи и мышления. Формирование гражданского сознания.

3)Воспитывающая: учить уважать историю Отечества, воспитание патриотизма, мотивов труда, добросовестное отношение к труду, формирование эстетических взглядов. Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян.

Методы и приемы обучения
репродуктивный, эвристический, исследовательский, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Средства обучения:
1 карта урока
2 учебник
3 дополнительный материал (иллюстрации, схемы).

Этапы урока:
Организационный момент- 2 мин.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала- 4 мин.
Этап усвоения новых знаний- 20 мин.
Этап обеспечения планируемого уровня знаний- 5 мин.
Этап информирования учащихся о домашнем задании- 4 мин.
Рефлексивно-оценочный этап- 5 мин.
Итого: 40 минут.
Конспект урока


Содержание урока
Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя
Ожидаемый результат со стороны учеников

1Организационный этап
Взаимные приветствия учителя и учащихся.
Фиксация отсутствующих.
Учитель: здравствуйте, ребята.


Дети разделены на пятьгрупп.

Цель:
Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение их общей готовности.
Организация внимания и внутренней готовности.
Создание благоприятного психологического климата

Готовность класса к работе.

Дети называют имена отсутствующих

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Мы закончили изучение главы 1 «Русь Древняя» и познакомились с самой многочисленной ветвью народов, «великим народом», «бесчисленными племенами», как их называли античные авторы 1 века до н.э. - славянами. Изучили следующие темы: происхождение, древние религиозные представления восточных славян, система управления Древнерусского государства, деятельность первых русских князей.
Как вы думаете, какие вопросы мы не затрагивали еще на уроках?



Учитель: правильно, ребята, а каким общим понятием все выше сказанное можно объединить?






Учитель: Итак, что нам предстоит узнать сегодня на уроке:
На доске - тема урока «Быт и нравы Древней Руси»
- Вот сегодня мы и познакомимся с занятием восточных славян в IX-XI веках, поговорим об их хозяйстве.
Но первоначально, давайте попытаемся определить самостоятельно цели нашего урока.
После учитель делает выводы: повторить и закрепить знания о занятиях древних жителей;
-Познакомиться с хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения;
-Изучение военного дела.



1 Организация и направление к цели урока познавательной деятельности учащихся. Организация работы.




Сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задач изучения нового материала;
- показать его практическую значимость;
Цель урока, сформулированная вместе с учащимися становиться для них личностно значимой. Он направлена на:
- формирование мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности;
- формирование умения работать с картой, учебной картиной
- учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
Обеспечение осознания задач урока учащимися; заинтересованное отношение к их реализации; раскрытие цели для самих школьников.
Понимая замысел заданий учителя, дети могут в полной мере проявить активность, самостоятельность инициативу при работе над ними.






















Ответы учащихся:
- повседневная жизнь восточных славян;
-основные занятия населения;
-военные походы;
-как люди жили, что ели, как одевались.



Ответы учащихся:
-быт, повседневная жизнь.



















Дети, зная тему урока, пользуясь иллюстрациями учебника, могут предлагать свои идеи по поводу того, что будет изучаться на уроке.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Территория, где расселились Восточные славяне - благоприятное место для хозяйственной деятельности. Но прежде, чем говорить о занятиях славян, Вы уже знаете, что историю первобытности характеризуют два типа хозяйства: присваивающее и производящее. Кто может объяснить эти термины?
















Учитель: как вы думаете, были ли эти формы видов хозяйства у славянских племен?
- Где мы можем увидеть их увидеть?
- Заглянем в древний поселок и смотрим, чем же занимались славяне.
(учащимся дается раздаточный материал) и
Составление таблицы, на основе картины и учебника по группам.
См. приложение 1.





Вопросы к учащимся:
- Какое занятие было главным?
- Какие системы земледелия нам уже известны?
- Что такое подсечно-огневая система?







А Вы знаете, что пушнина, мед и воск составляли основу славянской торговли с соседями, прежде всего с Византией?
Сообщение учащегося из “Повести временных лет” “Путь из варяг в греки” ремесло.
Цель:
Организация и направление к цели урока познавательной деятельности учащихся, показать его практическую значимость;





Наличие межпредметных связей с экономикой.
































Работают (в группах) по заданию учителя, показывая глубину и осознанность задания


Дети в группах заполняют предложенную таблицу.
Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру.

Развитие аналитического мышления, познавательных умений.














Ученик: «Присваивающее хозяйство» - это трудовая деятельность охотников, собирателей и рыболовов, которая не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
«Производящее хозяйство»  хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к производящему общество перешло от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

-Соглашаются с мнением учителя
-В бытовых отношениях славянских племен.

Работают (в группах) по заданию учителя показывая глубину, и осознанно заполняют таблицу.








Учащиеся (1-2 чел.) Озвучивают результат своей работы, отвечают на дополнительные вопросы, на собственных примерах показывают осознанность, глубину понимания
Ответы учащихся показывают освоенность материала, по которому работали.





Рассказ ученика и показ пути по карте:
«Путь из варяг в греки»
По Днепру-возле Смоленска волоком до Ловоти-в оз. Ильмень-в Волхов-в оз. Нево-в Варяжское море-до Рима-до Царьграда-Понтийское (Черное) море


IV. Этап обеспечения планируемого уровня знаний.
Учитель раздает раздаточный материал ученикам по темам: повседневная жизнь горожан, древнерусский костюм, военное дело. В конце карточек предлагаются вопросы для закрепления.
См. Приложение 2.
Пятой группе предлагается написать сочинение по картине « я в русской избе»
Усвоение знаний и умений на уровне осознания.
Методы: частично-поисковый, наглядный, организации учебно-познавательной деятельности (аналитические, дедуктивные)
Развитие умения анализировать приобретенные знания, явления, осуществлять дедуктивные умозаключения стимулирует развитие мышления. Выделяя главное, улавливая различия, сопоставляя и сравнивая, приводя свои знания в систему учащиеся избегают формализма в знаниях.

Дети знакомятся с учебным текстом, вопросам и заданиям к ним.


V. Этап закрепления нового материала.
Учитель задает вопросы каждой группе:
1-докажите, что древнерусские города были административными, торговыми, ремесленными и культурными центрами. Чем русские города отличались от западноевропейских. Перечислите всех тех, кто жил в старину в русском городе.
2-какие элементы в древнерусском костюме были наиболее важными. Опишите знатного человека. «Оденьте» крестьянина.
3-какую роль играли войны в жизни жителей Древней Руси, расскажите о снаряжении и вооружении русского воина.
4- читают эссе.

Цель:
Усвоение умений пользоваться знаниями.
Задача:
Учить оперировать полученной информацией.
Методы:
практические: письменные и устные упражнения


VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Я предлагаю вам 4 вида домашнего задания (на карточках) .
Вы изучаете §11 и:
1 письменно отвечаете на вопросы после него.
2. Вы сами составляете и кроссворд по материалу, изученному на уроке.
3. Вы разрабатываете 3 – 4 вопроса с несколькими вариантами ответов на каждый (мини-тест) по материалу, изученному на сегодняшнем уроке для его выполнения любому ученику класса на следующем уроке.
Возможно, вы выберете то, которое поможет вам лучше запомнить, усвоить все, что мы узнали и чему научились на сегодняшнем уроке или то, которое потребует минимальных затрат времени и сил, но его сложность будет ниже ваших учебных возможностей. Поэтому оценка за выполнение домашней работы будет выставлена с учетом - правильности выполнения задания,
- аккуратности оформления,
- соотношения ваших способностей с выбранным вариантом задания.
Проверка понимания учащимися содержания работы, способов ее выполнения, критериев оценки.
Цель:
Восприятие и понимание всеми учащимися домашнего задания.
Задачи:
- Сообщить учащимся о домашнем задании,
- разъяснить методику его выполнения
- мотивировать необходимость и обязательность выполнения оптимального объема задания.
Методы: 1)самостоятельной познавательной деятельности учащихся:самостоятельные работы по изучаемому материалу (работа с учебником) самостоятельные работы по познавательной деятельности (по заданному образцу)
2) Дифференциация заданий
Сознательность учащихся этого класса не позволяет минимализировать домашнюю работу.
Самостоятельность выбор задания сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную работу по самообразованию и проверке собственных умений
Аргументированный выбор вида домашнего задания

VII. Рефлексивно-оценочный этап
- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
- Мы выполнили ее?
- Как именно мы ее выполнили?
- По каким критериям мы оценим работу на уроке?
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
Цель:
Рефлексия, оценка собственной деятельности
Задача:
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Мысленное возвращение к прошлым действиям поможет увидеть результат своей работы и повторить ключевые моменты нового материала.
Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке.

Заключительный этап:
Учитель прощается с ребятами. До свидания.

Прощаются с учителем.




































Самоанализ урока
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Поставленные цели на уроке по теме «Быт и нравы Древней Руси» были достигнуты
Реализация задач обучения осуществлялась за счет использования различных методов ( беседы, эвристического, наблюдений) и приемов (рассуждения, создание проблемной ситуации, анализа, самоконтроля).
Время, отводимое на каждый этап урок, определялось в соответствии с поставленными целями и задачами, и было распределено достаточно рационально.
Урок построен последовательно, имеет четкую структуру и логическое завершение.
Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам. Учебный материал преподносился на достаточно доступном уровне, присутствуют межпредметные связи с экономикой и географией.
Большая роль в ходе урока была отведена развивающей цели обучения. Предусмотрено развитие логического, абстрактного мышления, мыслительных способностей, внимания. У учащихся формировалось познавательное умение (выделять главное, наблюдение, выдвижение гипотез и их решение).
Когда дети работали в группах, то здесь совершенствовались коммуникативно-технические умения, обобщения. Наблюдается развитие волевых качеств и самостоятельности: инициатива, уверенность в своих силах, настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, выдержка, самообладание, самостоятельность.
Важно отметить, что фронтальная и групповая работа является важнейшим компонентом образования.
Воспитательный процесс был направлен на формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера, это, прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества, положительного отношения к знаниям, дисциплинарность.
Смена видов деятельности (слушание, готовность к ответам на вопросы, систематизировать) способствуют укреплению активной памяти.
Атмосфера на уроке, в целом, положительная, стиль общения учителя и учеников – демократичный, сотруднический. Создавался благоприятный психологический микроклимат.















Список использованной литературы

1 Кульневич С.В., Лакоценина Т.А. Анализ современного урока/ «Учитель», 2003 г.
2 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века». Поурочные разработки, М., « Просвещение», 2007 г.
3 В.В. Долгов «Быт и нравы Древней Руси», М., 2007г.
4 Фомин А.А. «Организация учебно-воспитательного процесса». Журнал «Завуч», №1, 2009.
5 Дубинская К. "Русское народное прикладное искусство." М.: "Русский язык", 1990.
6 Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов.- М.., Гуманитарный издательский центр Влодос, 1998.
7 Психология/ Р.С. Немов. - М.., Гуманитарный издательский центр Влодос, 2007.


































13PAGE 15


13PAGE 14215




15