Методическая разработка конспекта занятия на тему Бисероплетение. Основные техники плетения на проволоке.


Методическая разработка конспекта занятия
Педагог дополнительного образования
филиала МБУ ДОД ДТ «Ермак» подразделение ст.Мечетинской
Кадр Юлия Николаевна
Раздел программы: рукоделие
Тема урока: Бисероплетение.
Основные техники плетения на проволоке.
Цели урока: познакомить учащихся с историей стеклянной бусинки и вызывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- научить технике выполнения основных способов плетения,
- развить творческое мышление, эстетический вкус;  

воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – бисероплетению ,
-научить
самостоятельности, аккуратности, ответственности за выполненную работу.
Наглядные пособия: книги по бисероплетению, образцы основных способов плетения, схемы плетения, выставка работ учащихся.
Материалы и инструменты: проволока медная разной толщины, бисер нужных цветов, схемы плетения.
План урока.
Организационный момент.
1.подготовка рабочего места к работе.
2.проверка материалов и инструментов, необходимых к работе.
История бисера.
Основные техники плетения на проволоке
1.Способ параллельного плетения.
2.Способ петельного плетения
IV. Практическая работа.
1.Вылолнение образцов способом параллельного плетения
а) выполнение листиков по схеме.
2.Выполнение образцов способом петельного плетения
б) выполнение веточки по схеме.
V. Закрепление темы урока.
VI.Подведение итогов урока.
Ход урока:
На сегодняшнем, на уроке я познакомлю вас с одним из разделов программы рукоделия - «Бисероплетение»;
- научимся выполнять основные техники плетения на проволоке;
-применять полученные знания для изготовления изделия.
Бисероплетение, чем мы сегодня с вами и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству. Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин.
Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия. Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.
Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
- Что же такое бисер? Прежде всего стекло.
- Ребята не подскажите как появилось стекло, это вы должны знать из уроков истории.
- хорошо, я добавлю.
Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло. Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почитаемым классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства.
Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали б цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее. Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья, украшали головные уборы и даже картины.
- Ребята существуют несколько видов рукоделия на основе бисера: Это – вышивка, ткачество, бисероплетение.
- В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Бисер используется не только в одежде и аксессуаров, но и в дизайне интерьера.
- Итак, ребята что же такое бисер? Это круглые стеклянные шарики с отверстием по центру разных размеров. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовляют бисер, представляет массу идей для творчества.
- бисер бывает: прозрачным, матовым, с окрашенной серединой, радужный.
-форма бисера различна – это круглые, овальные и гранёные бусинки, короткие трубочки (рубка), длинные трубочки (стеклярус).
- бисер квалифицируется по размерам, которые нумеруются, самые крупные - №10 и самый мелкий - №3, но для работы мы берём №8.
- и ещё один материал необходимый при работе бисероплетения: это проволока.
Самая распространенная, а также самая податливая в работе – медная проволока диаметром от 0,3 до 0,5 мм.
Для изготовления основных элементов цветов нужно использовать проволоку 0,3 мм
Проволоку диаметром 2-3мм используют для формирования ствола дерева, цветка.
Основные правила работы с проволокой:
- следите, чтобы на проволоке не образовывались узелки и порожки, через которые трудно нанизывать бисер и изделие будет выглядеть неаккуратно.
- во время низания начатая работа находится в левой руке, проволоку держат в правой,- старайтесь нанизывать бисеринки так, чтобы они плотно прилегали друг к другу,
- нельзя слишком затягивать – изделие станет волнистым, начнёт морщинить.
1.Проверка готовности к уроку рабочего места.
Итак, материал для работы мы приготовили, теперь, ребята самое главное и интересное, будем выполнять технику плетения. На сегодняшнем уроке я познакомлю вас с двумя техниками плетения на проволоке, освоив эти две основные техники, вы сможете овладеть мастерством исполнения цветочных композиций.
-Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши руки к работе
И проведём небольшую физминутку.
- разогреваем ладони, открываем каналы для работы.
- хорошо ручки мы приготовили, теперь приступим к работе.
- ребята вы обратили внимание, что у вас на столе лежат карточки – схемы поэтапного выполнения способов плетения.
- сейчас я буду показывать, как выполняется техника параллельного плетения, внимательно за мной следите и повторяйте.
III. Основные способы плетения.
Способ параллельного плетения
1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-ого и 2-ого ряда, в общем счёте 3 бисерины. Потом, как бисеринки будут нанизаны на проволоку, берём один конец проволоки и пропускаем его через  2  бисеринки, на встречу другому. Во время плетения, концы проволоки надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки , берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы проволоки должны быть примерно одинаковой длинны.
Поле того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой конец проволоки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будит, выполнен последний ряд изделия, концы проволоки  крепко скручиваем, это делается для того, что бы изделие не рассыпалось.
В параллельной технике плетения бисером можно сплести разные листики.
Овальный лист параллельной техникой плетения


Зубчатый лист параллельной технике

Остроконечный лист

2.Способ петельного плетения.
Способ прост, но позволяет выполнить множество разнообразных изделий. Он хорош еще и тем, что для работы пригодится некондиционный, отбракованный ранее бисер. На проволока выбранной длины нанизать необходимое количество бисера и зафиксировать петлю. Далее продолжаем делать такие петли на обеих концах проволоки. Петельной техникой плетения очень удобно плести веточки деревьев.




Физкультминутка
Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазкам отдохнуть.
Отдохнули? Продолжим работу.
IV.Практическая работа.
1.Вылолнение образцов способом параллельного плетения
а) последовательность выполнение листиков по схеме.
- выполнение 1-го и 2-го ряда.

2.Выполнение образцов способом петельного плетении б)выполнение веточки по схеме.
Закрепление темы урока.
-Молодцы ребята, вам нравится ваше изделие?
Давайте вспомним, чему мы научились на сегодняшнем уроке.
Какие материалы мы использовали на уроке?
С какой техникой плетения мы познакомились?
Расскажите последовательность выполнения листочка параллельным способом низания.
Какие изделия можно выполнить этим способом?
VI.Подведение итогов урока.- урок наш завершается, давайте посмотрим, что у вас получилось.
- освоили вы эти техники плетения.
- надеюсь, что я вас увлекла этим видом рукоделия и вы сможете завершить эту работу и самостоятельно изготовить цветок или дерево.
- мне понравилось с вами работать.
- урок окончен, можете быть свободны.
Анализ урока.
Сегодняшний урок в системе уроков по теме (разделу) бисероплетениеЕго цель – вызвать интерес к декоративно – прикладному искусству, выполнение основных способов плетения, к обучающим задачам урока я отнесла научить техники выполнения основных способов плетении, к воспитательным – воспитание художественного вкуса, терпения, аккуратности, урок был также призван способствовать развитию у учащихся творческих способностей, самостоятельности. Содержание урока соответствовало поставленной цели.
Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу. На уроке присутствовал наглядный материал, что помогло детям в работе.
В целом урок можно считать достигнута, считаю ребята усвоили технику плетения и полученные знания могут применить на практике