Другие методические материалы. Диктанты по химии.


Ответы на вопросы и задания должны быть очень краткими, но достаточно емкими, что приводит к невозможности использования в них описательно-повествовательной формы, а поэтому не всякий материал может проверяться с помощью диктанта. При составлении химических диктантов в них следует включать вопросы, требующие знания химических символов, их названий и произношения, валентности и умения составлять формулы по валентности; умение составлять уравнения химических реакций и объяснять их сущность; знания номенклатуры неорганических соединений, химических свойств важнейших классов неорганических соединений, типов химических реакций и условий их протекания и т.д.
Химические диктанты могут разнообразными.
Обучающий диктант позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, установить их причины и предупредить появление этих пробелов в дальнейшем. Особенности проведения такого диктанта заключается в том, что учащиеся пропускают ответ на вопрос, вызвавший у них затруднение. Это способствует предупреждению ошибок. После каждого вопроса выясняют, кто на него не ответил. Приведем пример такого диктанта по теме: «Чистые вещества и смеси». Цель: проверить умение учащихся отличать чистые вещества от смесей. Из перечисленных веществ укажите: вариант 1 – чистые вещества; вариант второй- смеси. Гранит, сахар, медь, сера, молоко, кислород, морская вода, водород, воздух, спирт, почва, углекислый газ, минеральная вода, железо, чернила, калий, дистиллированная вода, кровь, чугун, йодная настойка.
«Ключ» для проверки.
Вариант 1. Вариант 2. Сахар. Гранит. Медь. Молоко.
34290163957000 Сера. Морская вода. Кислород. Воздух. Водород. Почва. Спирт. Минеральная вода. Углекислый газ. Чернила. Железо. Кровь. Калий. Чугун. Дистиллированная вода. Йодная настойка.
Графические диктанты не требуют много времени на их выполнение, но они точно отражают усвоение материала как по отдельным вопросам, так и по всей теме. Продуманно составленные вопросы для диктанта позволяют выяснить не только знание фактического материала, но и умение сравнивать, сопоставлять, находить отличительные признаки веществ или явлений, использовать знания в новых ситуациях. При проведении такого диктанта учитель отчетливо диктует вопрос, вторично повторяет его в такой же формулировке. Пауза в 10-15 секунд позволяет учащимся сориентироваться и без затраты времени ответить на вопрос «графически»: на горизонтальной линии с пронумерованными отрезками положительный ответ отмечается знаком
21774158699500 , отрицательный – знаком .Приведем несколько вариантов диктантов:
1.Цель: проверить умение различать физические и химические явления.
Из перечисленных явлений укажите: вариант 1 – физические; вариант 2 – химические (ответ: да –
7772409906000-51435381000 ; нет - ).
Плавление свинца.
Обугливание горящих дров.
Образование инея на деревьях.
Протухание яиц.
Ржавление металла.
Фильтрование.
Ковка металла.
Скисание молока
Таяние льда
Горение свечи.
«Ключ» для проверки
Вариант 1: 1; 3; 6; 7; 9. Вариант 2: 2; 4; 5; 8; 10.