Разработка урока с использованием кейс-технологии на уроке физики на тему «Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция»


Разработка урока с использованием кейс-технологии на уроке физики в 9 классе.
Урок на тему: «Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция»
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции;
Воспитательная: формировать умения работать в группе, устанавливая мыслительные и партнерские отношения;
Развивающая: развивать критическое мышление, умение аргументированно высказывать свои суждения.
Задачи:
1. Развивать навыки исследовательской работы, делать логические выводы;
2. Развивать коммуникативные способности, работая в группах;
3. Учить видеть многообразие окружающего мира, понимать причинно-следственный характер протекающих явлений в природе;
4. Совершенствовать навыки работы с учебником, научной литературой.
Технологии используемые на уроке:
-Технология критического мышления;
-Кейс-метод;
-Использование опорного конспекта
Ход урока:
Проверка домашнего задания, повторение.
Вопросы к §48:От чего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура, помещенного в однородное магнитное поле?
Как меняется магнитный поток при увеличении в п раз магнитной индукции, если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?
При какой ориентации контура по отношению к линиям магнитной индукции магнитный поток, пронизывающий площадь этого контура, максимален? Равен нулю?
Меняется ли магнитный поток при таком вращении контура, когда линии магнитной индукции то пронизывают его, то скользят по его плоскости?
Изучение нового материала.
«Превратить магнетизм в электричество» - такая запись появилась у великого английского Ученого Майкла Фарадея в его дневнике в 1821 году. Электрический ток способен намагнитить кусок железа. Может ли магнит в свою очередь вызвать появление тока? Эта задача была решена им почти через 10 лет упорной работы.
а) Фронтальный эксперимент №1.
Оборудование: подковообразный постоянный магнит, миллиамперметр, катушка на подставке, соединительные провода.
Указания:
Соберите цепь: катушка, замкнутая на миллиамперметр.
Двигайте катушку к одному из полюсов магнита.
Удаляйте катушку от выбранного полюса.
Заполните таблицу, сделайте вывод.
Движение магнита Поведение стрелки миллиамперметра Движение катушки замкнутого контура Поведение стрелки миллиамперметра
Движение одним полюсом внутрь катушки Насаживается на выбранный полюс магнита Выдвигается из катушки Снимается с полюса магнита Вдвигается другим полюсом внутрь катушки Насаживается на другой полюс магнита Выдвигается из катушки Снимается с полюса магнита Наблюдаемое явление: отклонение стрелки миллиамперметра, возникновение тока в цепи катушки.
Вывод: индукционный ток возникает тогда, когда магнит вдвигают в катушку, либо тогда, когда движется катушка, а магнит остается неподвижным, т.е. наблюдается относительное движение катушки и магнита.
Это явление электромагнитной индукции.
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.Выяснилось, что только движущийся магнит или меняющееся во времени магнитное поле может возбудить электрический ток в катушке.
б) Фронтальный эксперимент №2
Расположите в непосредственной близости перед катушкой другую, ориентированную по отношению к первой так, чтобы их оси совпали. Вторую катушку замкните на гальванометр. Далее замкните цепь первой катушки, наблюдая при этом за показателями гальванометра.
Разомкните электрическую цепь, также наблюдая за показаниями гальванометра.
Вывод: Ток возникает во второй катушке в момент замыкания или размыкания цепи.
в) Работа с учебником по рис. №126-128. Опыты Фарадея
г) На экране опорный конспект «Явление электромагнитной индукции».
Учащиеся переносят его к себе в тетрадь.
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

д) Значение открытия явления электромагнитной индукции. (по учебнику)
Закрепление.
Работа с кейсом «Самая вдохновенная идея XXII в.» (класс делится на 4 группы)
В рассказе А. Куприна «Тост» есть такое место:
«Истекал двухсотый год новой эры... В продолжение последних тридцати лет много тысяч техников, инженеров, агрономов, математиков, архитекторов и других ученых-специалистов самоотверженно работали над осуществлением самой вдохновенной, самой героической идеи II века. Они решили обратить земной шар в гигантскую электромагнитную катушку и для этого обмотали его с севера до юга спиралью из стального, одетого в гуттаперчу троса длиной около четырех миллиардов километров. На обоих полюсах они воздвигли электроприемники необычайной мощности и, наконец, соединили между собой все уголки Земли бесчисленным множеством проводов... Неистощимая магнитная сила Земли привела в движение все фабрики, заводы, земледельческие машины, железные дороги и пароходы. Она осветила все улицы и все дома и обогрела все жилые помещения. Она сделала ненужным дальнейшее употребление каменного угля, залежи которого уже давно иссякли. Она стерла с лица Земли безобразные дымовые трубы, отравлявшие воздух. Она избавила цветы, травы и деревья — эту истинную радость земли — от грозившего им вымирания и истребления. Наконец, она дала неслыханные результаты в земледелии, подняв повсеместно производительность почвы почти в четыре раза».
Вопросы к кейсу: В чем несостоятельность описанного автором проекта?
Вопросы учителя:1) Как магнитная сила Земли могла « привести в движение
фабрики и заводы…,осветила все улицы и все дома ...?
2)Возможно ли это в данной ситуации?. Итоги урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Какие условия необходимы для осуществления явления электромагнитной индукции?
Кто открыл явление электромагнитной индукции?
Какое значение в жизни человечества имело это открытие?

Домашнее задание.
1.§49;
2. упражнение 39;
3. Ответить на вопрос микротеста:
В металлическое кольцо в течение первых 3 с. вдвигают магнит, в течение следующих 2 с. магнит оставляют неподвижным, а в течение последних 4 с. магнит вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?
а) 0-3 с; б) 0-9 с;
в) 0-3 с и 5-9 с; г) 3-9 с.
Использованная литература:
Е.А. Марон. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин «Физика. 9 класс». Санкт-Петербург. 2010. Стр. 19.
2.Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике.
М.1971 Стр. 85.