Конкурс Учитель года. Методитечский семинар на тему «Использование мнемотехнических приемов на уроках русского языка и литературы как средства развития словесно-логической памяти учащихся».

Тема опыта ««Использование мнемотехнических приемов на уроках русского языка и литературы как средства развития словесно-логической памяти учащихся».

Самое прекрасное зрелище в мире – это ребенок, уверенно идущий
по дороге жизни, после того, как ты показал ему путь.
Конфуций.

Если бы автор этого высказывания Конфуций жил сегодня, я думаю, он стал бы одним из разработчиков ФГОС.
21 век дал огромные возможности для получения информации человеком, но все чаще мы сталкиваемся с проблемой нежелания и неумения детей обрабатывать эту информацию, пользоваться достижениями современного общества.
И это противоречие идет вразрез с требованием государства к школе, к образованию в целом.
Русский язык - сложнейший школьный предмет, особенно в условиях билингвизма моей школы, где 33% процента - учащиеся турецкой национальности.
К тому же множество громоздких правил, большое количество исключений, терминов делает изучение предмета сложным и неинтересным.
Актуальность.
Обучая детей русскому языку и литературе, я отметила ограниченные возможности слабых учащихся в усвоении учебного материала , в особенности детей турецкой национальности, для которых русский язык является неродным. Ситуация осложняется тем, что не существует и не предполагается никаких льготных требований к знанию русского языка выпускниками школ с многонациональным составом. Они должны быть подготовленными к сдаче ГИА и ЕГЭ в объёме государственной программы по русскому языку (как родному) для общеобразовательных школ. Также я столкнулась с проблемой кратковременности памяти детей. Я отметила, что ученики достаточно быстро забывают исключения из правил, путают орфограммы. Это и привело меня к использованию в своей работе приемов мнемотехники.
Мнемонимика – искусство запоминания, зародившееся 2 тысячи лет назад.
Термин введен Пифагором, разрабатывались труды по мнемонике Цицероном, Джордано Бруно и Аристотелем.
Самые известные в наше время системы - это "речевая мнемотехника" Самвела Гарибяна, и система запоминания "Джордано" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанная на чистом визуальном мышлении и потому обладающая высокой эффективностью.
Цель технологии: эффективное усвоение и запоминание материала, в результате чего развивается память, орфографическая зоркость, воображение, мышление, внимание.
Применение мнемотехники в учебном процессе необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся, мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, активизации их мышления, повышению успеваемости.
Теоретический материал учебника -это основной калорийный продукт. Мнемоприем- это пищевая добавка со вкусом, цветом, запахом, вызывающая аппетит.
Апробацию я начала 5 лет назад в двух 5-х классах. Классы были абсолютно разные по уровню знаний. В 5 Б качество знаний составляло 60 %, это дети с высокой познавательной активностью, чего не скажешь об учащихся 5 В класса, где качество знаний составляло 35 %. Процент турецкой национальности составлял 45%. Из него только двое учащихся имели высокий уровень знаний. Кроме этого классное руководство мне досталось в 5 В классе. Это был самый слабый класс в параллели по качеству знаний, по уровню воспитанности. Четверо учащихся из неблагополучных семей состояли на внутришкольном учете за девиантное поведение. Поэтому моей задачей как учителя предметника и классного руководителя - стало привитие интереса к моему предмету, активизация детей во внеурочной деятельности.
Гипотезой стало следующее: использование приемов мнемотехники позволит разнообразить теоретический материал учебника; даст возможность пробудить и развить творческие способности детей; создаст позитивный эмоциональный настрой в классном коллективе; вызовет ситуацию успешности, самореализации для каждого ребёнка.. Овладев приемами мнемотехники, учащиеся смогут применять их самостоятельно и на других предметах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Совместно с психологом школы провести диагностику познавательной сферы учащихся 5-х классов
2. Проанализировать методическую литературу и опыт учителей русского языка по использованию на практике приемов мнемотехники.
3. Создать методическую копилку мнемоприемов.
4.Разработать систему уроков, внеклассных занятий с применением этой технологии.
5. Разработать свои собственные мнемоприемы по литературе, русскому языку.
6. Включить приемы мнемотехники в элективный курс по подготовке к ОГЭ, а также в программу внеурочной деятельности.
7. Привлечь внимание к проблемам детской памяти учителей начальных классов.
Психологом школы была проведена диагностика высших психических функций.
Результаты исследования были таковы:
5 обучающихся – недостаточный (ниже среднего) уровень умственного развития
12 обучающихся – средний уровень умственного развития
3 обучающихся – высокий уровень умственного развития
Исследование психолога еще раз убедило меня в необходимости использования на уроках методики, способствующей развитию памяти.

Теоретическая часть мнемоники русского языка изучена слабо . Встречаются в журналах небольшие статьи, но они дают отрывочные, неполные сведения. Большую помощь оказали мне научно-исследовательские работы учителей русского языка и литературы Целоусовой Елены Викторовны. http://festival.1september.ru/articles/516638/ и Алены Евгеньевны Наринской. http://narinskaya-a.com/index/mnemotekhnika/0-27. В них я нашла теоретические и практические сведения по изучаемой технологии.
Мной совместно с учащимися была создана методическая копилка мнемоприемов. На ее основе разработана система уроков русского языка и литературы. В среднем звене приемы мнемотехники очень эффективны при изучении таких разделов, как фонетика, орфоэпия, орфография.
Так, например, при изучении раздела фонетика в 5 классе нам помогает прием образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации .
Жена Шла в Цирк (ж, ш, ц- согласные , всегда твердые)Чертенка Щиплет Йод (звуки ч, щ, й -всегда мягкие)..Хулиган Царапал Чашку Щеткой ( звуки х, ц, ч, щ- всегда глухие). ЛиМо.НаРиЙ ( в этом слове все согласные сонорные).
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». При изучении орфографических правил, благодаря воображаемой ассоциативной цепочке, детям за несколько минут удается запомнить до 15 слов-исключений.
Одним из приемов мнемотехники, вызывающим горячий отклик ребят, является лингвистическая сказка. Причем учащиеся не только с интересом слушают такие сказки, но и с удовольствием сами их придумывают. Одна из разработок творческого урока, проведенного мной на основе лингвистической сказки была оценена дипломом 2-й степени Интернет-конкурса «Мой лучший урок».

На уроках литературы для более эффективного запоминания текстов я предложила ребятам среднего звена использовать мнемотаблицы. Учащимся этот прием очень понравился, и они самостоятельно или с помощью родителей стали создавать свои мнемотаблицы, с удовольствием заучивать по ним стихотворения.
Приемы мнемотехники способствуют также быстрому запоминанию литературоведческих терминов, дат , имен героев.
Так, например, при изучении Мифов Древней Греции, благодаря приему нахождения ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы) учащиеся запоминают имена Богов, и чему они покровительствовали.
Конфуций говорил: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».
С учащимися среднего звена мы создаем буклеты, в которые помещаем теоретические сведения, оформленные при помощи приемов мнемотехники.
В 9-х классах в программу элективного курса я целенаправленно включила приемы мнемотехники, которые помогают в подготовке к ОГЭ.
В результате учащиеся более успешно запоминают тексты изложений, безошибочно выполняют тестовые задания.
Много лет я являюсь педагогом дополнительного образования. И у меня есть замечательная возможность обучать приемам мнемотехники на кружке «Сценическое искусство». Благодаря этим приемам дети быстрее запоминают стихотворения, прозаические тексты.
Своей методической копилкой я поделилась с учителями начальной школы. Также свой опыт работы я неоднократно представляла на школьных педагогических семинарах.
Учитель- человек, который не только учит, образовывает, это человек, который сам находится в постоянном поиске знаний, свежих идей и мыслей.
Так в 2014 году, пройдя дистанционные курсы повышения квалификации «Эйдос», я стала участницей очной Всероссийской научно-педагогической конференции в Москве, познакомилась с членом-корреспондентом Российской Академии наук А. В Хуторским. Несколько лет подряд я являюсь активной участницей Регионального учительского семинара в п. Лазоревское.
Использование приемов мнемотехники привело к следующим результатам:
1. Удалось развить
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
2. Благодаря применению данной технологии мне удалось сохранить качество знаний учащихся на протяжении 5 лет. Овладев приемами мнемотехники на уроках русского языка и литературы, учащиеся учатся применять их и на других учебных дисциплинах.
3 Репетиционное тестирование по русскому языку, проведенное в ноябре 2015 года также дало неплохие результаты. В 9 Б классе качество знаний составило 66 %, а в 9 В классе 33 %. .Надеюсь, что экзамен ребята сдадут также успешно.
90% слабых учащихся вовлечены мной во внеурочную деятельность. Не смотря на невысокий уровень знаний, мои ребята на протяжении пяти лет являются активными участниками школьных и районных мероприятий. Шавкатов Кенан и Клевцова Татьяна стали победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». В 2014-2015 году нами был разработан и проведен проект «Чистое слово». С созданной агитбригадой мы посетили учащихся начальной школы.
Во внеклассных мероприятиях класса принимают активное участие и родители.
Таким образом, использование приемов мнемотехники способствует развитию познавательной деятельности школьников, раскрытию их творческого потенциала, дает возможность реализовать свои умения и навыки во внеурочной деятельности.

Список литературы
Немов Р.С. Психология. Просвещение. 1995.
Люблинская. А. А. Учителю о психологии младшего школьника.1977.
. Буяльский. Б. А. Курс на мастерство. 1970.
Коломинский Я. Л.. Панько Е. А.. Учителю о психологии шестилетнего возраста. 1988.
. Крутецкий.В. А. Основы педагогической психологии. 1972.
ФридманЛ. М. Кулагина.И. Ю. Психологический справочник учителя.
//Начальная школа. 1991. № 1.
//Начальная школа. 1991. № 6.
//Начальная школа. 2003. № 1. . Бакулина Г. А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русс кого языка.
// Начальная школа.1998. № 4.Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.
//Начальная школа. 1999.№2. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации.
Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.-
Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с.
Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.
Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащихся. //Собр. соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.)
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с