Мастер – класс для воспитателей Использование мнемотехнических приёмов для развития связной речи

класс для воспитателей «Использование мнемотехнических приёмов для развития связной речи».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Благодаря этой методике активизируется память, (разные её виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышление, внимание, воображение. Возникают логически оправданные связи между запоминаемым материалом и жизненным опытом (тем, что уже знакомо). Увеличивается объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций, задействования разных анализаторов.
Мастер-класс:
Практическая часть.
Я приглашаю вас в сказочную страну, но пройти нам придётся через волшебные воротца, которые пропустят только сказочных героев.
Покручусь-поверчусь, в героя сказки превращусь.
(Кружимся вокруг себя).
-Я, крёстная Фея из сказки «Золушка».
Двое детей, назвавшихся первыми, образуют воротца, через которые проходят другие дети.
- Вот и воротца появились: открылись, закрылись.

Все готовы отправиться в сказочную страну? Тогда поехали!
Физминутка : « Едем на поезде».
«Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят.
Везут в деревню Сказкино компанию ребят».
-А пока мы едем, я вам сказку прочитаю. (Читаю) Понравилась?

- Вот мы и приехали! Смотрите, как много здесь сказок. (Обращаю внимание «детей» на фланелеграф, на котором размещены мнемотаблицы).
Давайте попробуем отгадать, какие вы видите здесь сказки. Послушайте правило: отгадывать будем ту сказку, которая в волшебном окошечке появится. (Ставлю поочерёдно мнемотаблицы для отгадывания сказок). (Дети отгадывают до 5-6 сказок, зашифрованных в ранее знакомые мнемотаблицы).
Какие вы внимательные, а есть среди них сказка, что мы читали в пути? (нет).
-Хотите сами спрячем эту сказку в окошечки? (выставляю рамку с девятью окнами и помещаем в них рисунки или зашифрованные символы).















О ком сказка? (Графический рисунок лисы и зайца или их символы)
Что случилось с лисьей избушкой? (таящая крыша, рядом лужа)
А где зайка? («слезы»)
Кто хотел помочь зайчику? (картинки по количеству героев)
А кто помог? (гребешок)
Кто теперь живёт в избушке? (гребешок и заячьи уши)
(После ответа «детей» на очередной вопрос, ставим в пустую клеточку соответствующую картинку).
–кто хочет сказку рассказать по таблице?
(Можно использовать приём «Я всё, кто дальше», т.е. ребёнок прерывает рассказ и предлагает продолжить желающему, или «Я всё, ты дальше», тогда он сам выбирает приемника).
Сочиняем сказку.
Ребята, мы с вами тоже можем сочинить сказку. Хотите попробовать?
Предлагаю объединиться в три компании (используем героев трех сказок). Подхожу к любой группе «детей», спрашиваю: «Почему вы сели за один столик?» (н: у нас коровушка, одноглазка, двуглазка и трехглазка, они из сказки «Хаврошечка».)
Кто ещё про себя хочет рассказать?
Смотрите, какие у меня для вас листочки. На каждую компанию один. Берите, какой хотите.
Сейчас мы с вами будем рисовать, делать графический рисунок. Каждый из вас нарисует один предмет. Сколько будет рисунков на ваших листочках? (по количеству участников компании) - (пока раздаю фломастеры, говорю: «я могу быстро нарисовать флажок, снежинку, звёздочку. А вы?»).
Посмотрите, какой у меня «чудесный мешочек». Сейчас посыльные от каждой компании достанут по одной картинке – секретику. Это и будет главный герой сказки, которую вы только что нарисовали, и которую вы сейчас сочините по своим рисункам.
Сказки бывают смешные, а ещё какие? (грустные, страшные, весёлые). Если вы повернёте листок – узнаете какую по характеру сказку вам надо придумать. (на эту работу у нас с вами 3 минуты – песочек в часах пересыплется, начинаем слушать сказки).
Рассказывание и слушание сказок. Можно задавать ??? по услышанному.
Теоретическая часть.
Мнемотехника является визитной карточкой программы «Детство» в развитии связной речи.
К мнемотехнике относятся:
Мнемодорожки – младший возраст.

















Мнемотаблицы - для всех возрастов.


















А) Для детей младшего возраста таблицы выполняются в цвете. (для включения сенсорики – быстрее складываются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка).
Детям старшего возраста – графическое исполнение, т.е. чёрно-белое.

Б) также отличаются количеством окошек (клеточек).
Средний возраст – 9
Старший возраст – 12 – 16 – 25.

В) в окошках могут быть рисунки, могут быть символы. Например, волк – зубы; медведь – круг коричневого цвета; лиса – оранжевый хвост.

С мнемодорожками и мнемотаблицами существует несколько форм работы, три из которых были мной показаны в практической части мастер-класса.
Формы работы с мнемотаблицами:

Угадывание сказки, рассказа или стихотворения.
Рассказывание по мнемотаблице.
Составление мнемотаблицы (мнемодорожки).
Рассматривание мнемотаблиц (Разбор того, что на них изображено).
Рисование мнемотаблиц (решается задача развития мелкой моторики, только в деятельности идёт развитие: работают руки – умнеет голова).
Перекодирование (обсуждение вместе с детьми) информации из абстрактных символов в образы.

Ефремова Татьяна Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории, «Верхнепашинский Д/С № 8», Енисейского района, Красноярского края

0ђ Заголовок 10ђ Заголовок 20ђ Заголовок 315