«Развитие трехъязычного образования на занятиях с педагогом-психологом »


«Развитие трехъязычного образования на занятиях с педагогом-психологом »«Кто не знает иностранных языков
- не знает и своего языка» Гете
В Казахстане проводится политика трехъязычия, направленная на освоение казахского, русского и английского языков. Язык — это есть средство общения людей друг с другом. В своей речи в процессе взаимного общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Я как педагог-психолог работающий в сфере образования и поддерживающий политику нашего президента, также использую в своей работе данное направление. На проводимых мною занятиях я с детьми использую не только русский и казахский языки, но и английский. Считаю, что трехъязычие благотворно влияет на развитие психических процессов, таких как:
- непроизвольная память;
- вербально-логическое мышление;
- уровень владения родным и вторым языком;
- мотивированность и прилежание;
- уровень развития структуры способностей к освоению иностранного языка;
- слуховая кратковременная и слуховая оперативная память;
- устойчивость внимания;
- вербальная креативность;
До пяти лет ребенок овладевает родным языком. И главное не только в том, что он думает на родном языке, излагает на нем свои мысли, понимает других и обучается, а в значении родного языка для личностного становления. Именно по этой причине я совместно с преподавателями английского и казахского языков провожу занятия на трех языках только с детьми старшего дошкольного возраста. Также в данном процессе участвуют воспитатели старших групп. В течение учебного года воспитанники нашего детского сада вместе с родителями и педагогами принимали участие в общих городских, поселковых мероприятиях: «День языков народов Казахстана», «Наурыз Мейрамы». Работа в данном направлении получила положительный отзыв со стороны родителей.
Трехъязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Как показала практика в дальнейшем при переходе в классы предшкольной подготовки воспитанники нашего сада, полноценно изучающие языки, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки. Владение тремя языками упрощает изучение последующих иностранных языков; совершенствуется уровень знания основного (первого) – родного языка.
О трехязычье можно говорить в том случае, если хотя бы на одном языке воспитанник может выразить любую свою мысль в адекватной форме.
Среди проблем, связанных с трехъязычием можно выделить:
1) Словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, при этом сумма слов лексикона воспитанников больше.
2) В будущем, при отсутствии систематического обучения может быть недостаточно усвоена грамматика.
3) Могут возникнуть трудности в усвоении письменной речи второго и третьего языка.
Ребенок оказывается частицей целого, частицей своего народа, своей Родины. Он понимает не только речь во всех ее нюансах, во всем ее значении, он понимает окружающих, саму жизнь через непреходящую ценность общности с народом как носителем языка.
Таким образом, знание нескольких иностранных языков обогащает внутренний мир человека и развивает его. 
КГКП «Ясли-сад «Балапан»
педагог-психолог А.Садрисламова