Конспект занятия с педагогом-психологом Наши эмоции


МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«НАШИ ЭМОЦИИ»
Педагог-психолог:
Карташова Лариса Васильевна
Новохоперск
Занятия с детьми
«Наши эмоции»
Развитие речи детей на занятиях педагога – психолога.
Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.
Ход занятия:
Психолог: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит совершить путешествие по Стране Настроений.
Игра «Угадай эмоцию». Первая станция называется «Угадай эмоцию».
Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?
Д е т и. По выражению его лица.
Психолог: Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание.)
Игра «Повтори фразу».
Психолог: Как еще можно определить настроение человека?
Д е т и : По его голосу, интонации.
Психолог: Правильно. Давайте сейчас поиграем в игру, где необходимо будет с различными настроениями произносить русскую потешку:
Во саду - садочке
Выросла малинка.
Сначала выучим ее: повторите за мной хором. А теперь пускай один из вас повторит эту потешку по-разному: с радостью, удивленно, злобно, грустно, со страхом. (Дети по очереди выполняют задание.)
Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.
Дети: Злость.
Психолог: Кислый лимон
Дети : Печаль
Психолог: Сладкий виноград.
Дети. Радость.
Психолог: Молодцы, ребята!
Игра «Азбука настроения».
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(И. Белопольская)
(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием
Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.
(В игре можно использовать пиктограммы — подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)
Психолог : А теперь послушайте рассказ, который называется «В лесу».
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов. Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток
— А вдруг это волк или медведь?
Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой.
Психолог : Что чувствовал мальчик, потерявшийся в лесу?
Дети : Страх.
Как изменилось его настроение, когда он увидел своих друзей?
Дети : Он обрадовался.
Психолог : Когда мы смотрим на испуганного человека ,что помогает нам опознать это чувство?
Дети : Выражение его лица.
Психолог : Посмотрите внимательно на эту пиктограмму, расскажите о выражении этого лица. Глаза широко раскрыты, рот открыт, брови подняты вверх. Давайте мы попробуем изобразить страх, испуг на своем лице.
Счастливая ошибка
Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул: «Ха!», и мигом страх
Забился под забор...
Он струсил сам!
И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор.
(Г. Семенов)
Психолог: что чувствовал мальчик в начале стихотворения. Почему стихотворение так называется?
Этюд «Круглые глаза».
Психолог: Садитесь поудобнее, я вам расскажу одну историю.
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Круглые глаза»? Давайте разыграем эту историю. (Дети разыгрывают этюд.)
Игра «Фантазии».
Психолог: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:
К нам пришел слон...
Мы оказались на другой планете..
Внезапно исчезли все взрослые...
Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...
(Дети придумывают и рассказывают продолжение историй.)
Игра «Море волнуется». Встаньте свободно.
Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например: Море волнуется раз, ...два, ...три — фигура удивления, на месте замри!
Психолог: А теперь давайте вспомним вместе с вами сказку «Волк и семеро козлят». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.
«...Проглотил волк шестерых козлят, пошел в лес, лег под куст, да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стекла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать-рыдать...»
Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя домой, не увидела своих козлятушек?
Дети. Грустное, печальное.
Психолог: А еще можно сказать, что коза горевала.
Посмотрите на пиктограмму, изображающую грусть, печаль, горе. Расскажите, что вы видите.
Дети. Брови слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз; уголки глаз тоже направлены вниз.
Педагог. Вспомните, когда вам было грустно. Расскажите об этих случаях. (Рассказы детей.)
Психолог : Я расскажу вам одну удивительную историю, а потом мы попробуем ее разыграть.
У девочки Жени был волшебный цветик- семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик- семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе!
И Женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов. (По В. Катаеву.)
Давайте мы с вами попробуем теперь изобразить эту девочку Женю. Представьте, что вы берете в руки волшебный цветик-семицветик, отрываете лепесток и загадываете желание оказаться на Северном полюсе.И вот вы уже на Северном полюсе. Как можно изобразить, что вам холодно, одиноко, грустно? (Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены вниз.)
Игра «Море волнуется». Встаньте свободно.
Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например: Море волнуется раз, ...два, ...три — фигура печали, на месте замри!
Психолог: Попробуйте отгадать о каком настроении сейчас пойдет речь.
Для этого послушайте отрывок из стихотворения к. Чуковского «Краденое солнце».
И встал Медведь,
Зарычал Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей, Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
— Пополам переломаю,
— Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!
Дети: О злости, гневе.
Психолог: Правильно. Посмотрите на пиктограмму , расскажите, глядя на нее, какое выражение лица должно быть у человека, когда у него злое настроение, когда он сердится ? Брови нахмуренны, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов. Покажите это настроение.
Упражнение «Солнечный зайчик».
Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.
Психолог : Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, варежки, носовые платки? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее настроение?
Игра « Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или …, быть может, таблетки, уколы ?
Игра «Тут что-то не так»
Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу! Иду а вчера по дороге солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака как зарычит на меня:«Ку- ка – ре- ку !» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.»
«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.»
« Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла». Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.
Психолог : А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
— Это правда или нет?
(Пер. с болг. А.Александровой)
Психолог: какое у вас было настроение, когда вы слушали это стихотворение? А что означает для вас слово «радость»? Когда у вас бывает это настроение?
Игра «Ухо—нос»
По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.
Игра «Встреча эмоций».
Психолог : А теперь послушайте стихотворные отрывки. После чтения каждого отрывка покажите пиктограмму , изображающую соответствующее настроение .
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно
— В поле зернышка не видно!
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнце не отдаст!»
------Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
(К Чуковский «Краденое солнце»)
Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.
(Н. Екимова «Облака»)
Поиграем в игру «Закончи предложение». Начало этих предложений будет такое:Радость — это...
Удивление — это..
Страх — это...
Злость — это...
Грусть — это...
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание.)
Выбрать одно настроение и составить о нем рассказ по следующему плану:
- Назвать настроение.
- Рассказать, как оно изображается на лице человека (положение бровей, губ, глаз). - Привести пример из своей жизни, когда он(а) испытывали это настроение.
- Найти ассоциацию этому настроению в растительном и животном мире (на какое растение, животное похоже это настроение).
Психолог : Наше занятие заканчивается. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...
Например:
пусть избавятся от болезней;
пусть долго живут;
пусть у всех будет дом;
пусть все дружно живут;
пусть все будут счастливы...
И тогда все люди станут радостными!!!
Всем спасибо!