Исследовательская работа по русскому языку Пословицы и поговорки в речи современных школьников


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по теме:
«Пословицы и поговорки
в речи современных школьников»
Автор работы:
Деденева Виктория Сергеевна
6 «А» класс
МБОУ «ОктябрьскаяСОШ»
Октябрьского района
Оренбургской области
Руководитель работы:
Галкина Надежда Андреевна,
учитель русского языка и литературы
с. Октябрьское
2016
Аннотация
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена в пословицах и поговорках.
Целью исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.
Представлен интересный материал о пословицах и поговорках, их происхождении и значении. В работе проведено исследование речи современных школьников. Мы увидели, что ребята знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи
В ходе работы над исследовательским проектом пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи. Они украшают речь, помогают выразить позицию говорящего, расширяют словарный запас, кругозор, знакомят с историей народа, его языковыми традициями
Материал исследовательской работы может быть использован на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………. 4
Глава I. Специфика пословиц и поговорок как жанров устного народного творчества
«Загляни в зеркало». История пословиц и поговорок, их сходство и различия.. 6
Происхождение пословиц и поговорок……………………………………..…… 7
Возраст пословицы……………………………………………………………...... 9
Художественные особенности пословицы……………………………………… 9
1.5.Известные собиратели русских пословиц и поговорок………………………… 10
1.6.Пословицы и поговорки в речи…………………………………………….……... 12
1.7. Современные тенденции в употреблении пословиц………………….………... 13
Глава II. Практическая часть.
2.1. Анализ знания, частотности и ситуативности употребления пословиц в речи современных школьников…………………………………………………………………………..... 15
Заключение…………………………………………………………………………………….. 17
Библиография…………………………………………………………………………………... 19
Глоссарий………………………………………………………………………………………. 21
Приложение…………………………………………………………………………………….. 22
Пословицы - это драгоценные украшения из пяти слов,
вечно сверкающие на указательном пальце времени.
Альфред Теннисон
Введение
Человек учится с самого рождения. Издавна русский народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. И именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.
В школе на уроках русского языка и литературы учащиеся часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:
- Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?
- Какая пословица вам больше нравится и почему?
- Объясните смысл этого выражения…
- Придумайте рассказ по пословице.
- Узнайте пословицу по её началу…
- Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.
Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Но не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Но современные школьники все больше времени проводят за компьютером, в виртуальном мире, чем в живом окружении. Вследствие этого произведения народного творчества ими почти не используются. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, загадки, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальнее.  Проблема живой русской речи в наше время встает с особой остротой и в связи с тем, что в стране, с одной стороны идет как  бы возрождение национальных традиций: восстанавливаются храмы,  возрождаются давно забытые ремесла, обычаи, праздники и  т.д.,  а, с другой стороны, страна стремительно расстается  с  истинным  своим богатством - русским языком. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность – «невкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах и поговорках
Пословицами и поговорками охвачена вся жизнь человека. Можно услышать выражения о природе, науке, уме, работе, знании, друзьях, морали, характере и т.п. Мудрые, зарифмованные слова дают нам много информации, развивают внимательность («Век  живи - век учись»). Их легко запомнить.  Пословицы учат нас, как правильно вести себя. Они помогают достойно и остроумно отвечать одноклассникам («Не бойся умного врага, а бойся глупого приятеля»). Хотелось бы знать все пословицы и поговорки (что, наверное, невозможно), так как это помогло бы поставить авторитет, ум и знания наших предков себе на службу.
Целью исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.
Задачи:
1. Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенности
2. Провести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи.
3. Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.
5. Сделать выводы по теме исследования.
В качестве гипотезы логично предположить, что современные школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.
Объект исследования: речь современных школьников
Предмет исследования: пословицы и поговорки русского народа
Новизна исследования в соединении языкового и социального аспектов в изучении пословиц и поговорок
Актуальность исследования определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц и поговорок в речи для  повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников, низким уровнем патриотизма, человеколюбия в современном обществе.
Материалы и методы исследования: анализ художественной литературы, работа с научной и энциклопедической литературой, использование информационных технологий, анкетирование участников образовательного процесса, наблюдение, систематизация и анализ полученных результатов
Глава I. Специфика пословиц и поговорок как жанров устного народного творчества
1.1. «Загляни в зеркало». История пословиц и поговорок, их сходство и различия.
Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплотились в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.
Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица - это мудрость многих, остроумие каждого. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы, неизвестно и время возникновения первых поговорок. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Точная рифма, простая форма, краткость, максимальная приближенность к реалиям жизни сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.
Чем же пословица отличается от поговорки? В словаре литературоведческих терминов дается такое определение:
Пословица – жанр устного народного творчества;
вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Пословицы обычно ритмически организованы.
Ешь просто- доживешь до ста.
Век живи- век учись Поговорка- жанр устного народного творчества;
вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка. Глянет - рублём одарит.
А Владимир Иванович Даль так говорил: «Поговорка - цветочек, а пословица- ягодка».
Портрет пословицы складывается из следующих признаков:
Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности).
1.2. Происхождение пословиц и поговорок
Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, из устного народного творчества, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других писателей в качестве пословиц и поговорок.
Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа. Нр, « С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь»
Некоторая часть пословиц возникла из устного народного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везет»; « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает»; « По усам текло, да в рот не попало». Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Многие выражения из произведений наших писателей и поэтов благодаря своей  краткости и меткости стали пословицами и поговорками. Например: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом» (А.С. Грибоедов), «У разбитого корыта», «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны» (А.С. Пушкин); «Сильнее кошки зверя нет»; «А  (да только) воз и ныне там» (И.А. Крылов) и многие другие.
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
В связи с разными путями возникновения в языке пословицы и в речи ведут себя по-разному. Из этого видно, что одни пословицы нам понятны и без объяснения, а чтобы понять другие, нужно представить какую-то ситуацию. Так, можно выделить три группы пословиц:
1гр. Пословицы в настоящее время не употребляются в прямом смысле: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
2гр. Пословицы имеют два смысла: буквальный (прямой) и иносказательный (переносный): «Кашу маслом не испортишь».
3гр. Пословицы употребляются в буквальном (прямом) смысле: «Лучше поздно, чем никогда».
Возраст пословицы
  Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?
В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости («Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог»; «Что есть — вместе, чего нет — пополам»)
Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»
Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время («Герой ставит на карту свою жизнь, трус — чужую»; «И в доброе старое время вздыхали о добром старом времени»; «На суд потомства явка не обязательна»), в годы Великой Отечественной войны («Вразнобой не ходят в бой»; «Родина — мать, умей за нее постоять»; «Если воевать — то побеждать»), появляются и сегодня («Ваш бы доход - да в наш оборот»; «В судах правды нет»; « Большому хищению - сверху прощение» )1.4 Художественные особенности пословицы
Пословица – это короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл, написана простым народным языком.
Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:
«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,
«Грибов ищут — по лесу рыщут»,
«Красна изба углами, а обед пирогами»,
«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».
В – третьих, для пословицы характерна двусоставность, двухчастность (но не всегда), тогда как поговорка всегда односоставна, неделима на части.
В-четвертых, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности. Количество пословиц и поговорок довольно велико, и они имеют самую различную тематику. Существуют пословицы о семье («Вся семья вместе, так и душа на месте»), о судьбе ( «Что ни делается, все к лучшему»), о жизни ( «Жизнь прожить — не поле перейти»), о боге («Бог даст день, Бог даст и пищу»), о родине («Где кто родится, там и пригодится»), о чести и почете («Кого почитают, того и величают»), о стыде и позоре ( « На воре шапка горит»), о совести ( «Виноватый винится, а правый ничего не боится», о труде (« Жизнь измеряется не годами, а трудами»), о еде («Без обеда не красна беседа»), о грамоте ( «Сытое брюхо к учению глухо»), а кроме этого, пословицы о женщинах, о бережливости, о радости, гостеприимстве, о глупости и мудрости, о добре и зле, о доме и дружбе, о жадности, о трусости, пословицы о здоровье, лжи, о любви, ссоре, о славе и многие – многие другие.
Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе.
1.5. Известные собиратели русских пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Он изъездил всю Россию. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые были сгруппированы по тематике. Вот некоторые пословицы на тему «Язык – речь»: «Не спеши языком торопись делом»; «За правое дело говори смело (стой смело)»; « На великое дело – великое слово»; «Живым словом победить»; «Хорошую речь хорошо и слушать»; «Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь».
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословицы и поговорки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговорки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.
Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять». Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: «Воду в ступе толочь – вода и будет».
Полезен и словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений.
1.6.Пословицы и поговорки в речи.
«Пословица недаром молвится» - гласит народная мудрость. В пословицах и поговорках выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования? Прежде всего, народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: «Чует кошка, чье мясо съела», «Жернова сами не едят, а людей кормят», «Грозен враг за горами, а грознее за плечами».
2)    Раскрыть отношения между людьми: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет». «Паны дернутся, у казаков чубы трясутся».
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Назвался груздем – полезай в кузов»; «Две собаки грызутся, третья не мешайся»; «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай».
4) Пословицы служат средством характеристики литературного персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом.
Многие наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
« … Если бы я был царём, всё бы эту воду пил… с утра бы до ночи! … Ну вот, Бог напитал, никто не видал, а кто и видел, тот не обидел…» (А.И. Куприн, «Белый пудель»)
Ты дело говоришь, дружок: Хоть при богатстве нам есть также неприятства,
Хоть говорят, что бедность не порок, Но всё уж коль терпеть, так лучше от богатства.
(И.А. Крылов «Откупщик и Сапожник»)
Нельзя забывать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». В пословице выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй», «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, если дело не спорится, обратись за советом к пословице.
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть»
1.7. Современные тенденции в употреблении пословиц.
В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном. Пословицы имеют самую различную тематику, и их количество довольно велико. Сегодня вряд ли найдется ситуация, к которой нельзя было бы применить какую-либо пословицу. Пословицы переходят из одного временного пласта в другой, при этом и в новых условиях они становятся довольно актуальными и не теряют свой первоначальный смысл.
Употребляя пословицу во время разговора, мы формируем в себе умение выражать свое отношение к конкретному событию при помощи сложившихся выражений, о смысле которых знает каждый человек. Роль пословицы состоит в том, чтобы вызвать какую-то реакцию на происходящее в данный момент или описываемое событие. Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица «Обещаниями сыт не будешь» в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь», «ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица «Сытый голодному не товарищ» послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ».
Нельзя не остановиться на такой стороне функционирования пословиц и поговорок, как использование их в качестве материала для овладения русским языком. Прислушаемся сегодня к языку современников. Язык большинства – шаблонный, сухой, изобилующий иноязычными словами, речь некоторых носителей языка зачастую безграмотная, иногда даже пошлая и в целом не являющаяся образцом для подражания, источником эстетического удовольствия.
Тем более важно использование пословиц для познания родного языка. Конечно же, значительное место уделяется пословицам в обучении и воспитании учащихся. Педагоги в своей деятельности стремятся широко применять вековой народный опыт и огромный воспитательный потенциал, заложенный в пословицах. Язык народа - клад неисчерпаемый. Поэтому именно при овладении русским языком важно понять, раскрыть красоту языка народных пословиц, научиться видеть их свежесть и выразительность.
«Славится хорошая русская речь метким и образным словом. Не случайно словесное народное искусство создало в таком изобилии пословицы и поговорки - эти жемчужины речевого творчества. Ведь и сам язык, его роль в жизни человека получили меткое и яркое отображение в пословицах и поговорках»,- отмечал учёный Б. Головин
Глава II. Практическая часть.
2.1. Анализ знания, частотности и ситуативности употребления пословиц в речи современных школьников
 Для анализа ситуации современного употребления пословиц и поговорок были проанкетированы обучающиеся 6 «А», 8 «Б» и 10 «Б» классов МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», то есть люди немного разной возрастной категории. (Анкета см. Приложение 1)
Количество участников анкетирования – 65.
По возрастным категориям:
6 «А». – 26 человек – 40 %;
8 «Б» – 22 человека – 34 %;
10 «Б» – 17 человек – 26 %; ( Приложение 2)
По итогам этого анкетирования были получены следующие результаты:
Общее количество названных пословиц –170. Из них 96 пословиц назвали учащиеся 6 «А» класса – 56%, 39 - ученики 8 «Б» класса – 23% и 35 – 10 «Б» - 21% (Приложение 3)
Среди наиболее употребляемых в современной речи преобладают пословицы:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Ученье – свет, а неученье - тьма
Век живи – век учись
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тише едешь, дальше будешь
В гостях хорошо, а дома лучше.
Количество правильно продолженных пословиц (пословицы мало употребляемые): школьники 6 «А» класса – 27 правильных ответов – 10% справившихся в классе; учащиеся 8 «Б» - 25 правильных ответов – 11% справившихся в классе; ученики 10 «Б» класса – 42 ответа – 25% справившихся в классе. (Приложение 4)
Варианты продолжения пословицы «Хорошо тому жить, кому не о чем тужить», встретившиеся в ответах учащихся: …кто уроки учит – (6 «А» класс); …кто много зарабатывает (8 «Б» класс); …кто умеет говорить – 10 «Б» классВарианты продолжения пословицы «В бане мыться, заново родиться»: …не в луже возиться (6 «А» класс); …чистым быть (8 «Б»); …не вонять (10 «Б» класс)Варианты продолжения пословицы «Грязь не сало, потер и отстала»: … в рот не положишь (6 «А» класс); ...есть нельзя (8 «Б» класс); …легко смоется (10 «Б» класс)
Общее количество названных поговорок – 137. Из них 90 назвали учащиеся 6 «А» класса – 66%, 40 – ученики 8 «Б» класса – 29%, 7 – школьники 10 «Б» класса -5% (Приложение 5)
Среди наиболее употребляемых в речи школьника преобладают поговорки:
Бить баклуши
Как снег на голову
Сесть в калошу
Сидеть на шее
Утереть нос
Лексическое значение предложенных поговорок определили : учащиеся 6 «А» класса – 123 правильных ответов – 47% справившихся в классе; 8 «Б» класс – 113 правильных ответов – 51% справившихся в классе; 10 «Б» класс – 105 правильных ответов – 62% справившихся в классе. (Приложение 6)
Варианты лексического значения поговорки «Белены объесться», встретившиеся в ответах учащихся: плохо будет (6 «А»); отравиться (8 «Б»); потолстеть (10 «Б»).
Варианты лексического значения поговорки «Как рыба в воде»: долго дышит под водой (6 «А»); мало места – (8 «Б»); молчит (10 «Б»).
Считают использование пословиц необходимым в современном общении – 36 человек -55 %. (Приложение 7)
Среди причин этого называют следующие:
пословицы делают речь ярче, выразительнее, точнее, разнообразнее
пословицы – это народная мудрость, опыт
пословица показывает культурный уровень человека
пословица развивает память, обогащает знания
пословицы, как кладезь народной мудрости и опыта, воспитывают, помогают в различных ситуациях при общении, учат, развивают речь, обогащают её и придают ей выразительность
Хотят знать больше русских пословиц – 43 человека – 66 %. (Приложение 8)
Знакомы с современными русскими пословицами – 8 человек - 12% (Приложение 9)
Исходя из данных количественных показателей, можно сформулировать следующие выводы:
Современные школьники используют в речи пословицы и поговорки.
Активнее пользуются пословицами и знают значительное их количество люди младшей возрастной категории (6 класс). Подростки и молодёжь в этом плане уступают им, что, воможно, объясняется как меньшим изучением пословиц и поговорок на уроках литературы, так и бедностью их словаря.
Однако лексическое значение поговорок правильно определяют учащиеся более старшего возраста.
Мало кто из опрошенных использует в своей речи современные пословицы, это связано с тем, что их практически не знают, либо слышали их в речи других людей, но не запомнили, либо считают, что уже известных пословиц достаточно для использования и нет необходимости запоминать новые. Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной роли пословиц и поговорок, но и приветствует их активное функционирование в современной речи.
Проведенный опрос выявил и ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Старшеклассниками неактивно используются поговорки.
В целом видно, что большая половина современных учеников знают пословицы и поговорки наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Невозможно говорить грамотно по-русски, не зная пословиц и поговорок.
Заключение.
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.
По материалам исследования можно определить, какой он, русский человек, в пословицах и поговорках. В пословицах о труде видно, что в человеке ценилось и ценится прежде всего трудолюбие, мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».
Проанализировав большое количество пословиц и поговорок, приходим к следующим выводам:
пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления;
в речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом, учат добру, любви к самым близким людям, к Родине, учат дружить…)
служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык.
Актуальность употребления пословиц и поговорок заключается еще и в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться.
Моя гипотеза опровергнута. Пословицы и поговорки, являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время они будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования.
Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки – истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому современным школьникам стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.

Библиография
Литература
1. Без труда нет добра: Пословицы и поговорки о труде. - М., 1985.
2. Берсеньева К. Г. Русские пословицы и поговорки. - М.: Центрполиграф, 20043. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003
4. Даль В.И.: Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. - СПб.: Литера: ВИАНТ, 19975. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
6. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. - М.: Русский язык, 2001
7. Земля трудом богата: Пословицы, поговорки, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. - Ростов н/Д, 1985
8. Зимин В, Ашурова С. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994
9. Зимин В.И.: Пословицы и поговорки русского народа. - М.: Сюита, 199610. Климов Е.А.: Психологическая мысль в народном сознании далекого прошлого. - М.: Московский психолого-социальный институт, 200611. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. - М.: АСТ, 200412. Коринфский А.: Народная Русь. - М.: Белый город, 200813. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 199014. Лазутин С.Г.: Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. - М.: Высшая школа, 199015. Панин И.М.: Алёша собирает пословицы и поговорки. - М.: Русский язык, 198916. Пушкарёв Л.Н.: Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII веков. - М.: Наука, 199417. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
18. Семененко Н.Н.: Русская пословица: функции, семантика, системность. - Белгород: БелГУ, 200519. Смирнов А. Дар Владимира Даля. Книга для внеклассного чтения. – М.: Дрофа, 2007
20. Степанов С.С. Библейская мудрость в народных пословицах. - М.: Русская книга, 200421. Фелицына В. П. , Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. - М.: Русский язык, 1988
22. Шафранская Э.Ф.: Устное народное творчество. - М.: Академия, 2008Интернет – ресурсы
http://www.poskart.ru/
http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26 http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 http://s1.ipicture.ru/uploads/20111026/GodxY4kT.png
http://literatura5.narod.ru/portrety.html
richcollection.ru
http://www.liveinternet.ru/community/3180911/post109516113/
http://ru.wikipedia.orghttp://portfolio.1september.ruhttp://pribautka.ru/http://www.uznayslovo.ru/http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/ru/1_1.htmlhttp://rusprogram.ru/f15http://www.posl.sc11tavda.edusite.ru.
Глоссарий
Пословица – жанр устного народного творчества; вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.
Поговорка – жанр устного народного творчества; вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.
Менталитет – (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле - ум) и лат. alis – другие) – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной  или  этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.
Тенденция - это некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту, которая прослеживается с момента начала анализа, на всем протяжении и в подводимых на его основании итогах, и, исходя из наблюдаемого, наиболее вероятно будет иметь в дальнейшем прогнозируемое развитие и предугадываемые вариации.Приложения
Приложение 1
Анкета
Пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл и передаваемое народом из поколения в поколение. (Век живи – век учись)
Какие пословицы известны Вам? Перечислите, пожалуйста.
Продолжи пословицу:
а)Не имей сто рублей…
б)Копейка рубль бережет…
в)Хорошо тому жить …
г)Дурак дурака учит…
д)Из крошек – куча, из …
е)Кто не собирает колосьев…
ё)Коза с волком тягались…
ж)Богатому как хочется, бедному …
з)В бане мыться…
и)Грязь не сало…
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, которое не имеет прямого обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, часто иносказательным выражением (Как снег на голову, бить баклуши)
Какие поговорки знаете Вы? Перечислите, пожалуйста.
Объясните лексическое значение поговорок:
а)Баклуши бить – …
б)Белены объесться – …
в)Воды в рот набрал – …
г)Деньги как вода – …
д)Как рыба в воде – …
е)Задирать нос – …
ё)Клевать носом – …
ж)Бурчать под нос - …
з)С гулькин нос – …
и)Утереть нос – …
5. Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц в современной речи? Почему?
6. Хотите ли Вы знать больше русских пословиц?
7. Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами? Какими? (Нр, Дома хорошо, а в думе лучше)
Приложение 2
Количество участников анкетирования
Класс Количество опрашиваемых6 «А» 26
8 «Б» 22
10 «Б» 17
Итого 65

Приложение 3
Результаты опроса № 1
«Знаем ли мы пословицы?»
Класс Количество опрашиваемыхКоличество названных пословиц
6 «А» 26 96
8 «Б» 22 39
10 «Б» 17 35

Приложение 4
Опрос № 2
«Продолжите пословицу»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Хорошо тому жить, кому не о чем тужить.
Дурак дурака учит, а оба ничего не смыслят.
Из крошек - куча, из капель - море.
Кто не собирает колосьев, у того не будет и воза.
Коза с волком тягались, рога да копыта остались.
Богатому как хочется, бедному как можется.
В бане мыться, заново родится.
Грязь не сало, потёр и отстала.
Результаты опроса № 2
«Продолжите пословицу»
(количество правильных ответов и % справившихся в классе)

Приложение 5
Результаты опроса № 3
«Знаем ли мы поговорки?»
Класс Количество опрашиваемыхКоличество названных поговорок
6 «А» 26 90
8 «Б» 22 40
10 «Б» 17 7

Приложение 6
Опрос № 4 «Лексическое значение поговорок»
Баклуши бить – бездельничать.
Белены объесться – взбеситься.
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся.
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно.
Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордиться, похваляться.
Клевать носом – засыпать.
Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
С гулькин нос – очень мало.
Утереть нос – если удалось кого-то превзойти.
Результаты опроса № 4
«Лексическое значение поговорок»
(количество правильных ответов и % справившихся в классе)

Приложение 7
Результаты опроса № 5
«Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц и поговорок
в современной речи?

Приложение 8
Результаты опроса № 6
«Хотите ли Вы знать больше русских пословиц и поговорок»

Приложение 9
Результаты опроса № 7
«Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами?»