Родительское собрание в классе казачьей направленности Выбор модуля ОРКСЭ


Родительское собрание в классе казачьей направленности "Выбор модуля по курсу ОРКСЭ"
3класс
Задачи: -познакомить родителей с целями и задачами нового курса;
-способствовать формированию российской гражданской
идентичности младшего школьника посредством его приобщения к
отечественной религиозно-культурной традиции.
Место проведения МБОУ СОШ № 28 ст. Еремизино- БорисовскойСоставила С. Н. Бабенко, учитель начальных классов
Оборудование: проектор (презентация)

Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители! Наше собрание я бы хотела начать с притчи.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
Где же обещанный Путник Вечности?
А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались для выполнения очень важного шага в жизни ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это – новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.
Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете уверены в выборе.
Итак, повторю название предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В этот предмет входит 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Первый и последний уроки являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — единые духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.
Рождение этого предмета – требование времени. Мы – взрослые, отчетливо ощущаем, что в современном обществе происходит деформация ценностей. Пугает статистика разводов, наркомании, преступлений в молодежной и подростковой среде. Кроме того, по мысли одного из создателей предмета, Россия становится цивилизацией кочевников: мы теряем свои единые культурные корни. И еще один важный момент – в современном обществе существует большое количество субкультур и контркультур, которые несут разрушительную идеологию. Тут вред и для психического здоровья, и для моральных устоев, и для семейных ценностей. Если ребенок не имеет четких духовных ориентиров – он может легко попасть под плохое влияние. Мы - взрослые должны помочь ребенку приобрести эти духовные ориентиры. Поэтому возраст - 10-12 лет выбран неслучайно. Это переход в подростковый период, когда обостряются все ценностные вопросы. Рушатся все детские авторитеты. Идет активное познание самого себя и мира вокруг.
Я думаю, что актуальность проблемы я вам доказала! Педагоги уже давно задумались над этой проблемой и не один год создавали программу новой учебной дисциплины. Уже около 10 лет постепенно вводился этот предмет в школы страны и успешно преподается сегодня. Учителя прошли обучение, получили право преподавать этот предмет.
Целью курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Беседа с родителями
- Вернёмся к притче. Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У вас на столах лежат «солнечные лучики», на которых вы должны написать черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Перечисляю качества, которые написали родители (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым)- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! (На доске появляется солнышко с лучиками).
- Но что поможет детской душе стать именно такой?
Нам, взрослым, нужно научить детей смотреть внутрь себя, опираться на их эмоциональный мир, присущий данному возрасту. Дети – это чистый листок, но чистый не значит пустой. Чистый он потому, что не испачкан злобой, ненавистью, безразличием к окружающим. И моя задача – помочь ребёнку сохранить в себе -  то прекрасное, что заложено природой, и приумножить эти знания. Помочь ему пройти по дорожке истины, не свернуть с неё и не  упасть в бездуховную пропасть.
Давайте обратимся к Христианским заповедям.
Веруй в Бога.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси напрасно имя Божие
Шесть дней трудись, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.
Почитай отца своего и матерь свою.
Не убий.
Не развратничай.
Не кради.
Не ябедничай, не жалуйся, понапрасну, не сплетничай.
Не прелюбодействуй.
-Какие качества мы воспитаем в детях, если будем учить их соблюдать хотя бы некоторые из этих заповедей?
Уважение к старшим, справедливость, добро. В этом, бесспорно, нам поможет модуль «Основы православной культуры».
Для достижения результата в становлении личности ребенка нам - педагогам, конечно, нужна ваша поддержка, ваша заинтересованность. Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Вы - родители можете оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам. Возможно, некоторые из вас смогут посетить места, о которых пойдёт речь на занятиях, те или иные религиозные святыни.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ребята смогут выполнить при вашей поддержке и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно будут приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс. Вы будете не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Очень важно, на уроках по новому предмету не ставят оценки. Задумайтесь, как можно оценить уровень духовности ученика? Это совсем не дело школы. Есть система поощрений для детей. Поощряются все, кто активно участвует в работе на уроке, в обсуждении вопросов. Учитель имеет возможность поощрить каждого ученика пусть даже за незначительное (на первый взгляд!) познавательное, творческое, нравственное усилие.
У кого-то из вас может возникнуть вопрос «Не получится ли, что религиозно убеждённый учитель вместо знакомства со своей культурой будет её навязывать?»
ОПК – предмет не вероучительный. Задача предмета - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе.
Я, конечно, понимаю, что за один год, когда мы будем изучать этот предмет, добиться всего того, о чём я говорила невозможно,  да и не нужно. Ведь человек идёт по жизни и учится  на протяжении всей своей жизни. Учится на своих ошибках, на ошибках ближних. И самое главное, чтобы делая каждый свой последующий шаг, он осознавал необходимость и важность предыдущего шага.
Сегодня вам нужно выбрать модуль, оформить это документально (написать заявление).
Ну а мне в завершении собрания хочется напомнить вам слова иеромонаха Романа (Матюшина)
Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!