Выступление на ШМО Нестандартные формы уроков в начальной школе.


Концепция педагогической деятельности
      учителя начальных классов
             Иконописцевой М.В.
Тема: «Нестандартные формы уроков в
             начальной школе».
           К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения я использую в своей работе  и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, уроки – соревнования, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Чередуя в своей работе традиционные формы и методы с нестандартными, ставлю перед собой цель  расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
В нестандартном уроке заменяю традиционное название тем и параграфов; ввожу практические задачи, обеспечивающие развитие познавательной потребности и осознанности усвоения; заменяю готовые определения и правила заданиями, подводящими учеников к самостоятельным обобщениям и выводам. Например: Урок – исследование на тему « Имя прилагательное». В начале урока вопрос: какую роль выполняют имена прилагательные? Выполняя различные задания над отдельными группами слов, учащиеся сами делают вывод и определяют тему урока.
В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач.
. На нетрадиционных уроках главной своей задачей  считаю не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Урок – экспедиция по окружающему миру.
Тема : «Тундра. Занятия населения тундры». Учащиеся делятся на группы и каждая группа, работая с учебником и дополнительной литературой под моим руководством делает сообщения и выводы по данной теме, сами подводят итог урока и оценивают работу друг друга. Уроки-обсуждения книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы являются нетрадиционными уроками в начальной школе, которые, я считаю, просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и кропотливая работа. Перед каждым таким уроком тщательно продумываю, как с большей эффективностью провести урок? Какими должны быть сценарии, оформление урока. Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное. Подбор материала, для меня  одна из самых главных задач подготовки. Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя  уроке обязательны.И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию.
Также считаю, что интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств  альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы  литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками,ощущениями. Очень часто провожу интегрированные уроки - чтение, ИЗО и музыка, например,1 класс чтение стихотворения « Зверь на букву Ю».Аппликации» Домашние животные – кошки». В.Калинников, слова народные. «Киска» (возможна инсценировка);Е.Тиличеева «Котик и козлик» слушание; беседа, закрепление пройденного. «Ты эти буквы заучи». Рисование предметов на любую букву алфавита. Г.Фрид «Песенка о буквах» слушание; исполнение. Уроки окружающего мира – ИЗО, музыка, технология.
Материал, переплетаясь, усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.Интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра, кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Процесс отгадывания, по моему мнению, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплину, тренирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку  как творческую задачу. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Применяя нестандартные формы проведения уроков, ставлю перед собой цель- организация обучения как процесса, способствующего овладению различными способами мышления и приёмами умственной деятельности. В результате: нестандартные уроки дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, развивают коммуникативные   навыки, творческие способности,  создают обстановку общей увлечённости и творчества., повышают познавательный интерес к предметам, интеллектуальный и творческий потенциал,  что ведёт к повышению качества знаний.
 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.