доклад на ШМО учителей предметников

-1-

Доклад на МО учителей предметников
Введение
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование, характеризуются следующими особенностями:
-ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышать уровень готовности граждан к такому выбору;
-переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
-возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.
Как отмечал известный футуролог Э.Тоффлер, в современном мире «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных – вовсе нет. Однакошкола завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней.»
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в ХХ! веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
-самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;
-грамотно работать с информацией;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, т.е. речь идет о формировании современных ключевых компетенций:
общенаучной;
информационной;
познавательной;
коммуникативной;
социальной;
компетенции личностного самосовершенствования.
Итак, современное общество информационных технологий предъявляет социальный заказ школе.

Как отмечается в докладе Государственного совета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе», «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
А школа должна создать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывая принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов культурных связей.
Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.


Метод проектов .Что это такое?

Некоторые российские исследователи полагают, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность».Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность – образовательная тенденция будущего.


Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.
Исследователи по разному объясняют значение словосочетания «метод проектов».Так, Дж.Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом
включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы,
анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Сиденко А.С.рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.
Метод проектов, по И.Чечелю,- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых(порой и путем самообразования).
Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционизма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к



История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно – деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о
конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Характеристика метода проектов

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:
-концептуальность;
-системность;
-воспроизводимость;
-универсальность.
Концептуальность, то есть опора на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру описываемый метод, безусловно, уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Данный метод черпает свое целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики
сотрудничества. Главной отправной точкой метода является необходимость природосообразного построения учебной работы, создания условий для развития естественной познавательной активности ребенка и
его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.
Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, то есть представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных тройной логической схемой. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.
Еще одной важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин в этом смысле несет в себе черты универсальности.

Цели проектного обучения

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
-через проживание «ситуации успеха»(на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
-через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3.Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических
ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Методологические принципы проектного обучения:

-процесс работы не менее важен, чем ее результаты;
-учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а на логике деятельности;
-опыт разрешения пусть локальный, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
-допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;
-комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
-система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результатам;
-гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Типология проектов

Интересна существующая на сегодняшний день типология проектов, реализация которых возможна в процессе обучения химии.
Типология проектов (на основе классификации Е.С.Полат)
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности учащихся:
-исследовательский;
-поисковый;
-творческий;
-ролевой;
-практико-ориентированный;
-ознакомительно-ориентированный и др.
2. По предметно-содержательной области:
-монопроект (в рамках одной области знания);
-межпредметный проект.
3.По характеру контактов:
-внутренний;
-международный.
4.По количеству участников проекта:
-индивидуальный;
-парный;
-групповой;
-коллективный.
5.По продолжительности выполнения проекта:
-краткосрочный;
-средней продолжительности (от недели до месяца);
-долгосрочный (от одного до нескольких месяцев).

Рассмотрим типы проектов, выделяемые в зависимости от характера доминирующей в проекте деятельности учащихся.

Исследовательские проекты имеют определенную структуру и логику проведения, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием, а именно:
-определение актуальной темы исследования для всех участников;
-формулирование проблемы;
-выделение объекта и предмета исследования;
-постановка конкретных целей и задач;
-выбор и обоснование соответствующих методов, в том числе экспериментальных работ, методов обработки результатов;
-планирование исследования и проведение его;
-сбор, систематизация и анализ полученных результатов, корректировка плана исследования;
-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-выдвижение новых проблем исследования.
Творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, проект дизайна помещений, видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал, компьютерная верстка, компьютерная программа и т.д. Творческие
проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается в начале и далее развивается, подчиняясь конечному результату. При выполнении такого проекта участниками заранее оговариваются планируемые результаты и форма их представления (газета, сочинение, видеофильм, праздник, экспедиция и др.)
Роле-игровые проекты также только намечают структуру, которая остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Это могут быть литературные персонажи либо выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом
конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является роле-игровая деятельность.
Ознакомительно-ориентировочные(информационные) проекты связаны с поиском и нахождением информации в различных источниках (монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных), с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная,
систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т. д. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты направлены на решение определенной практической проблемы. Выполнение таких проектов предполагает получение социально значимого результата деятельности его
участников. Это могут быть, например, программы действий, рекомендации, направленные на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.Проект требует хорошо продуманной структуры,
определения функций каждого участника, четких выводов. Важна эффективная организация и координация работы участников проекта.
По предметно-содержательной области выделяют два типа проектов:
монопроекты- проводятся в рамках одного предмета .Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач, но и тех знаний и умений, которыми ученики должны владеть и которые должны приобрести в результате. Заранее планируются логика работы на каждом уроке по группам(роли в группах распределяются самими учащимися) и форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время(например, в рамках научного общества учащихся.
межпредметные проекты- выполняются , как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо проекты, реализуемые в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других курсов.
Целью таких проектов является решение достаточно сложной проблемы, личностно значимой для всех участников. Эти проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций результатов. Межпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную деятельность учащихся на основе систематизации, интегрирования и комплексного использования знаний и умений, приобретаемых при изучении разных дисциплин.

По характеру контактов участников различают проекты:
внутренние -организуемые либо между учащимися одного класса школы (междисциплинарные), либо между школами, классами внутри региона;
международные- организуемые между учащимися, являющимися представителями разных стран; для их реализации требуются средства информационных технологий.
По количеству участников проекта можно выделить следующие типы проектов:
индивидуальные- выполняются одним участником;
парные- выполняются парами участников;
групповые- выполняются группами участников;
коллективные- выполняются коллективом класса, кружка, научного общества .
И, наконец, по продолжительности выполнения проекты могут быть:
краткосрочными;
средней продолжительности- от недели до месяца
долгосрочными- от одного до нескольких месяцев(в течении учебного года)

Характеристика исследовательских проектов

Чаще всего выполняемые учащимися проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Сочетание исследовательских и практико-ориентированных проектов, индивидуальных и групповых форм организации работы над ними создает условия не только для формирования исследовательских умений и навыков, но и овладения системными способами решения сложных проблем. В любом случае, каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду и характерные признаки каждого из них.
Особого внимания заслуживают исследовательские проекты, в процессе выполнения которых школьники сталкиваются со всем многообразием фактов и явлений, характерных для современной
действительности, и которые обладают большими потенциальными возможностями формирования у старшеклассников творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, развития коммуникативных навыков, способностей к
сотрудничеству и сотворчеству, а также самостоятельности в принятии конкретных решений. Реализация метода проектов и исследовательского
метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, группе, исследовательском коллективе кружка.
Таким образом, проект рассматривается как дидактический эквивалент научного исследования и определяется как деятельность школьников, объединенных общей идеей изучения и поиска решения конкретной проблемы при непосредственном взаимодействии их с социоприродным окружением. Метод проектов, который в настоящее время обоснованно
вызывает повышенный интерес и внимание со стороны ученых и педагогов-практиков, предполагает поисковую деятельность учащихся
(индивидуальную, парную, групповую) с обязательным выходом на конкретный значимый результат. Для достижения необходимого результата требуется значительное количество времени, самостоятельная серьезная работа, увлеченность.
Закономерно, что одной из характерных тенденций разработок организации проектной деятельности школьников является изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся. Поскольку этот аспект является одним из определяющих всей концепции организации исследовательской деятельности учеников, важно выявить критерии значимости учебных проблем для школьников. Так, из предложенных В.Клариным соответствующих критериев, наиболее существенными являются следующие:
-учебная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения;
-проблема должна быть интересной всем участникам группы и оправдать усилия всех ее членов (проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию;
-проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся (причем часто это – критерий не столько выбора проблемы, сколько ее формулировки и отбора материалов для ее решения);
-проблема, которую учащиеся считают настоящей, обычно выходит за рамки одного предмета.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом интересов и способностей учащихся, учебной ситуации по своему предмету. В других –
тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учениками, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Однако следует признать, что разработанные на сегодняшний день подходы к организации ученических исследований предполагают участие
в них немногочисленной группы школьников, а чаще всего – только индивидуальную работу хорошо успевающих учеников. Тем не менее важной задачей является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего коллектива в целом. В школе основной должна стать ориентация на формирование у каждого ученика опыта творческой деятельности путем вовлечения его в коллективный поиск.
Как подчеркивают Г.Нойнер, Х.Кляйн, при коллективном решении творческих задач используются разные возможности членов коллектива. Если быстро соображающие , критически оценивающие, тщательно работающие, осмотрительно действующие и особенно смелые в своих
предположениях дополняют друг друга, то такого рода «коллективный синтез» приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. В этом, собственно, и состоит суть группового эффекта.
К тому же психологи подчеркивают, что не всякая деятельность служит развитию личности в этот возрастной период, а только такая, которая дает возможность ее самостоятельной организации коллективом класса.
К безусловным преимуществам проектной деятельности следует отнести возможность ее проведения в коллективе учащихся.

Требования к организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения химии

1.Наличие для учащихся личностно значимой и социально одобряемой в исследовательском плане проблемы (задачи), требующей применения интегративных знаний для ее решения и обеспечивающей вовлечение в творческий поиск всего ученического коллектива.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.
3.Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.
4.Отбор содержания проектной деятельности учащихся в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.
5.Выбор и реализация технологических аспектов организации проектной деятельности школьников с учетом их возрастных и индивидуальных качеств.
6.использование исследовательских методов, что предполагает:
-определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования;
-оформление конечных результатов;
-анализ полученных данных;
-подведение итогов;
-корректировка;
-получение выводов(через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т. д. )
Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии ее специальной
организации,учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.

Преимущества коллективной проектной деятельности школьников

Хотя до сих пор нет единого мнения по вопросам специфики организации коллективной творческой деятельности, содержания заданий, состава групп и возраста участников, необходимо выделить следующие
объективные особенности и преимущества коллективной проектной деятельности школьников:
-в процессе коллективной деятельности обеспечивается выход в области знания, отвечающие интересам и склонностям учащихся, что обеспечивает и стимулирует их мотивацию. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Следовательно, при достаточно высоком уровне развития мотивации к деятельности даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
-в процессе исследования коллективом класса одной актуальной проблемы у учащихся преодолевается разрыв между гуманитарными и естественно научными знаниями, что позволяет педагогам целенаправленно формировать у школьников целостную картину окружающей действительности;
- участие в коллективной творческой деятельности для многих ребят частично компенсирует тот вакуум, который образовался после распада детских и юношеских организаций, в свое время дававших учащимся возможность приобрести навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи;
-организуемая педагогом деятельность выходит в социальную сферу, в жизненное пространство личности, в окружающую среду, и в образовании принимает участие не узкий круг профессионалов, а широкий круг лиц, в отношении которых учитель выступает как координатор их действий;
-в условиях коллективной деятельности происходит перестройка позиции каждой личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры каждого из участников взаимодействия; изменение позиции
определяет переход школьников на новый уровень освоения деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

Требования к учителю:

-умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
-переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;
-владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
-способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
-умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
-владение компьютерной грамотностью(текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
-наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Требования к учащимся:

-знание и владение основными исследовательскими методами(анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
-владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
-владение коммуникативными навыками;
-умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего
тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним следует отнести прежде всего:
-доброжелательность при всех обстоятельствах;
-обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
-взаимопомощь в работе;
-тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;
-полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е.
как -либо оформлены:
-видеофильм;
-альбом;
-компьютерная газета;
-доклад;
-плакат и т. д.

Этапы работы над проектом

Этапы
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность педагога

1.Начинание
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
Уточняют информацию, обсуждают задание
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.

2.Планирование
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
Формирует задачи, уточняют информацию(источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Помогает в анализе и синтезе(по просьбе), наблюдает.

3.Исследование
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив(«мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект.
Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).

4.Защита проектов
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

5.Рефлексия
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов(успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели.
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Наблюдает, направляет процесс анализа(если необходимо)

6.Презентация
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения, демонстрация результата продукта работы над проектом.
Выбирают вид и форму презентации проекта, кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.
Наблюдает, обобщает, резюмирует.


В такой последовательности учащиеся выполняют проекты по химии как на уроках, так и во внеурочное время.

Примерная тематика проектов:

Программа курса химии автора О.С.Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность при изучении таких тем, как
8 класс
«Соединения химических элементов»,
«Изменения, происходящие с веществами»,
«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»,
«Шеренга великих химиков»;
9 класс
«Металлы»,
«Неметаллы»,
«Органические вещества»;
10 класс
«Углеводороды»,
«Спирты и фенолы»,
«Альдегиды и кетоны»,
«Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»,
«Углеводы»,
«Азотсодержащие соединения»,
«Биологически активные вещества»;
11 класс
«Строение вещества»,
«Химические реакции»,
«Вещества и их свойства»,
«Химия в жизни общества».

Критерии оценки учебных проектов


1(Плохо)
2(Слабо)
3(Хорошо)
4(Отлично)

Связь с учебной программой и учебным планом
Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.
Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом ; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы
Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени
Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Постановка проблемы
Названы причины, по которым приступили к работе над проектом.
Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации
Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией; указывается на причины существования проблемы.
Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа ситуации; указывается на возможные последствия существования проблемы; называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы.

Содержание проекта
Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся. Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы.
Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы.
Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами учебной программы.
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Целеполагание
Демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем; расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат.
Самостоятельно ставятся задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя; характеризуется продукт своей деятельности в рамках проекта; контролируется соблюдение последовательности действий.
Самостоятельно ставится цель проекта на основании проблемы; самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с учителем, определяется внешняя потребность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты.
Предлагается стратегия достижения цели; анализируются необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта; корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов.

Оригинальность
Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.
Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации.
Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Работа в группе
Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, группы вообще не работали над проектом.
Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.
Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.
Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.

Организация применения проекта
Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедрятся в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены.
Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы.
Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.



Оценивание проектов

Существует множество подходов к оценке: обычная пятибалльная, рейтинговая, десятибалльная и т.д. Но эффективной является коллективная экспертная оценка проектов, которая включает:
-самооценку учащихся;
-оценку педагога;
-оценку одноклассников.
Такое комплексное оценивание проекта снимает субъективность. Однако важную роль имеет самооценка. Для этого на этапе рефлексии необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение проекта ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)Обнаружив объективные причины неудач, следует подумать о том, как избежать их в будущем.Важно, что такое размышление учит учащихся адекватно оценивать себя и других.

Класс______
Ф.И.участников проекта_________________________
______________________________________________
Тема проекта ______________________________________________ ___________________________________________________________

№п/п
Параметры
Достигнутый результат
Оформление
Объем выполненной работы
Представление проекта
Ответы на вопросы
Научность
Творчество
Практическая ценность
Умение работать в команде
Итог





Жюри











1
Самооценка











2
Педагог











3
Уча щие
ся












Итог












Шкала оценки__________________________________________________


Защита презентации проекта

1.Тема__________________________________________________________
2.Актуальность темы______________________________________________
3.Цель___________________________________________________________
4.Участники проекта______________________________________________
5.Класс__________________________________________________________
6.Этапы выполнения проекта_______________________________________
________________________________________________________________
7.Вид проекта____________________________________________________
8.Краткое содержание______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Используемые средства,методы__________________________________________________________________________________________________________________________
10.Проведенное исследование в рамках проекта__________________________________________________________________________________________________________________________
11.Форма представления презентации______________________________________________________________________________________________________________________
12.Распределение обязанностей между участниками проекта__________________________________________________________________________________________________________________________
13.Практическая значимость проекта__________________________________________________________________________________________________________________________
14.Результативность проекта(что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)_______________________________________________________________________________________________________________________15.Пожелания и предложения участников проекта______________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Использую я обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, я стараюсь перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.
Например, можно просто объявить цель урока. Тогда ученики пассивны. Но если аргументировать, объяснить причину рассмотрения изучаемого явления и не торопиться формулировать цель, а попросить детей сделать это вместе, тем самым перевести детей в активную позицию, начать формировать универсальное умение целеполагания (одного из элементов проектной деятельности).
Я использую два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы которых не может
быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной схеме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».
Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного(химического) содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация- важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву
традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Анкетирование учащихся, участвовавших в проектной деятельности, показало, что у них вырос интерес к химии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение. Мы отметили также увеличение числа школьников, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности (с5 до 11). Все это говорит о несомненной ценности метода проектов для реализации задач современной школы.
Однако при применении проектного обучения в педагогической практике необходимо помнить, что этот метод не в состоянии охватить содержание курса химии в полном объеме и требует значительных временных затрат. Поэтому проектное обучение максимально эффективно в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения, но ни в коем случае не их замены. Оптимальный вариант такого подхода – органичное сочетание уроков и дополнительных занятий по проектной деятельности. Это позволяет организовать проект непосредственно для решения проблем, поднятых на уроке. Пока основная масса учащихся изучают тему по программе, ученики, занятые в работе над проектом, готовят материал по проблемному вопросу и, возможно, предлагают решение. Результаты этой работы они представляют на уроке, что не только подробнее освещает данную учебную тему для остальных учащихся, но и, как правило, провоцирует обсуждение и новые вопросы. Это позволяет, с одной стороны, углубить работу над уже существующим проектом, а с другой - организовать новый.
Литература

Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. - М., Вентана-Граф,2005.
«Биология» №41-2004.
«Естествознание в школе» №4-2005.
Захаров А.Г. Использование метода проектов в обучении географии.// География и экология в школе ХХ1 века . -2007. -№4
Мирошниченко Т.А. Химия. Проектная деятельность 11 класс.- Волгоград.: Корифей,2008.
Назарова Л.И. Организация проектной деятельности по химии 10 класс. Волгоград.: Корифей,2007.
«Практика административной работы в школе» №2-2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. -М.: АРКТИ,2006.
«Химия в школе» №4-2005,Организация проектной деятельности.
ШиршинаН.В. Химия:проектная деятельность учащихся.- Волгоград.:Учитель,2007.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности по химии.8-9 классы.-Волгоград.:Корифей,200
15