Конспект урока Борьба Руси с иноземными захватчиками 8 класс


Урок на тему
« Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке»
6 класс

Цель:
Показать героизм русского народа в борьбе с иноземными захватчиками, выяснить причины и последствия этих захватов;
Формировать умение работы с кластером;
Воспитание чувства патриотизма у детей.
Основные понятия:
Агрессия
монголо- татарское иго.
Оборудование:
Кластер, приготовленный учителем
Бумага – черновик (каждому ученику)
План урока:
Оргмомент и целеполагание урока.
Самостоятельная работа, работа в парах, четверках по составлению кластера.
Составление кластера всем классом на доске.
Работа с тетрадью, с термином.
Изучение нового материала.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Ход урока:
На парту каждому приготовить бумагу для черновика кластера. В центре доски учитель пишет название темы, перед учащимися ставится вопрос:
Как вы считаете, о чем я вам должна рассказать? Что вы должны узнать, чтобы подробно изучить данный вопрос? Я вам даю две минуты, чтобы вы набросали эти вопросы. Показываю образец заполнения:
?
?

?


Название
темы

?


?

?

Правила работы:
А) Работать при полной тишине и строго 2 минуты (засекаю время);
Б) Писать любую идею, если она пришла. Если она пришла, то она имеет право на существование.
Через 2 минуты:
2. Дается еще 1 минута, чтобы посмотреть работу соседа и дописать недостающие вопросы, здесь работает пара:
Затем обсуждаются эти вопросы с соседней партой, работает четверка:



3. Учитель берет помощника из класса, который хорошо пишет. Класс произносит вопрос, а учитель и помощник заносят их в кластер на доске. Заносится все, что говорят учащиеся. Возможен вариант.
1 этап: Составление 1 круга.
2 этап: Составление 2 и 3 круга (детализация)
3 этап: Определение логических связок, удаление из кластера всего лишнего.

Когда?
причины
нападений

Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке


запад
Кто?
Русь
в это время

?



Хозяйство Руси

Военная
мощь

?
восток

Политическая
система
юг



князья
половцы


Кто?
Какой?

4. Работа с тетрадью: кластер аккуратно заносится в тетрадь под диктовку. Переход к работе с термином « агрессия». Далее детализируем сам материал:
Выносится на обсуждение 1 вопрос- «Русь в 13 веке». Я даю 1 минуту для составления устного рассказа. Каждый должен придумать 1 предложение для коллективного рассказа. Предложения не должны повторяться.
Рассказ составляется по очереди, каждый ученик, сидящий за партой, отвечает не повторяясь, кто не может придумать предложение в продолжение рассказа – того ученика пропускаю. На эту работу 2-3 минуты. Учитель делает вывод:
Таким образом, вы определили, что это большая страна, с высоким уровнем культурного развития, не уступающая европейским странам, но в стране нет согласия, идут княжеские усобицы, Русь ослаблена феодальной раздробленностью.
Рассказ учителя: 1. О создании монгольской империи (3-4 мин.). Даю термин «иго», обработка этого термина будет
идти при разборе домашнего задания.
2. Битва на реке Калке - делаю только вступление.
Самостоятельная работа с текстом учебника:
А) прочитать самостоятельно с.70-71;
Б) работа в паре над вопросом: «Причины победы мон -
голо-татар в битве на р.Калке». Учащиеся пишут в тет -
радь перечень причин, задача - написать максимальное
количество.
Работы сдаются, проверяется и черновик- кластер.
8.Домашнее задание:
п. 10, с.71-74, составить последовательную хронологию событий «Нашествие монголо-татар на Русь» письменно.
Работа с термином «иго».
(1240-1480 - иго монголо - татар на Руси)