Внеклассное мероприятие Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения


Государственное учреждение
«Луганская специализированная школа I– III ступеней № 54»
Внеклассное мероприятие
« ПАСХА»
Учитель начальных классов
Шутченко О.П.
Луганск 2016
Внеклассное мероприятие
"Пасха – праздник СветлогоХристова Воскресения"
Цель :знакомство детей с христианским праздником Пасхи, с его традициями и обычаями.
Задачи
1. Приобщать младших школьников к истокам русской культуры;
2.Выявить основные атрибуты и символы праздника.
3.Показать некоторые способы украшения пасхальных яиц.
4.Провести мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
5.Воспитать патриотические чувства и позитивное отношение к православным традициям русского народа, к народному творчеству.
6. Развивать мотивацию (потребность, интерес) и способность к художественно-творческой деятельности, расширять кругозор воспитанников;
7.Развивать творческие способности учащихся.
Предварительная подготовка
Материалы детских проектов и презентаций, выполненных на занятиях внеурочной деятельности «Я - исследователь» и «Ступеньки к информатике»
Рисунки пасхальныхкуличей, яиц, разучивают стихи.
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, экран. Презентация, фильм и мультфильм «Пасха». Кукла деда и кукла бабы,маска курочки,маски яиц(белое, красное, синее). Веточки любого кустарника,декоративные яйца, контуры яиц на бумаге. Краски, цветная бумага, клей, бусинки, ленточки, кружева, крупа и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц.Рисунки пасхальных куличей, яиц. Сборник стихотворений «Пасха». Фонограмма «Пасхальная песенка» и запись колокольного звона.
Ход занятия
Праздник начинается под колокольный звон.В класс входят ведущие праздника.
Ведущий (читает стихотворение К. Фофанова«Пасха»):
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Ведущая:
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
Ведущий:
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Звучит фонограмма «Пасхальная песенка». (Приложение №1)
Ведущий:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес,
Журчит родник - Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос воскрес!"
Учитель:
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой –
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес.
Ведущая:
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.
Учитель:
Этот праздник знать вы все должны
Поздравления летят со всей страны.
Будем праздник весело справлять
Про старинные обычаи вспоминать.
Учитель:
Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"?
Слово произошло от древнееврейского - "прихождение".
Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. (Демонстрация фильма «Пасха» с комментариями для 3 -4 класса. Приложение № 2)
Учитель:
Пасха считалась у русских самым большим праздником в году, праздником всех праздников, великим днем, светлым воскресеньем.
Христианская религия определяет Пасху как день воскресения из мертвых Иисуса Христа.
Пасха — праздник подвижный, высчитывающийся по лунному календарю, он приходится всегда на седьмой день недели — воскресенье. Неделя, предшествующая Пасхе, называется страстной неделей в память о последних трагических днях жизни Иисуса Христа. Неделя после Пасхи — святая неделя, пасхальная.
Подготовка к Пасхе начиналась с первых дней Великого поста, усиливалась в страстную неделю.
Внеурочная деятельность «Азбука общения». Ребята играютпасхальную сценку «Золотое яичко».

Учитель (выходят герои сценки):
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Дед:
Ты в сундук запри его.
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается).
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
(Дед и баба под музыку выносят лукошко с крашеными яйцами.)
Учитель:
Какая красота! Посмотрите, как интересно покрашены яйца! А зачем их красили? Мы сейчас узнаем!
Выходят дети в костюмах яиц: Белое, Синее и Красное.
Белое:
(хвастливо) А меня только что курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато полезное!
Красное и Синее:
А нас только что к Пасхе приготовили. Видишь, какие мы красивые?
Белое:
К чему вас приготовили?
Красное:
К Пасхе. Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Синее:
Мы тоже были белыми, как и ты, но в Великий четверг нас сварили и покрасили. Мы теперь крашенки.
Белое:
А зачем вас покрасили?
Синее:
Потому что есть такой обычай обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.
Красное:
Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками.

Учитель:
Помню, как моя бабушка, сварив «волшебные» пасхальные яйца, брала мои краски и расписывала их непонятными мне узорами. А в Великое Воскресенье на праздничном столе в особом блюде, которое выставлялось на стол только по очень большим торжествам, красовались пасхальные яйца «разных мастей» — крашеные, расписанные узорами, разноцветные в крапинку и полосочку. Это цветное диво радовало глаз, отчего вдруг становилось как-то щемяще приятно, словно на моих глазах произошло настоящее чудо…
Внеурочная деятельность «Я - исследователь».Проект группы краеведов
«Красный,синий,голубой…»(Приложение №3)
Учитель:
Обрядовой едой у русских на Пасху были крашеные яйца, кулич — пшеничный хлеб, пасха — блюдо из сладкого творога. По обычаю все это должно было освятиться в страстную субботу в церкви. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.
Яйца, кулич и пасху съедали утром после возвращения с пасхальной службы. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать во всех ее членах любовь друг к другу.
Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая. Катая в Пасху его по земле, можно, как считали, пробудить землю от зимнего сна.
Ведущий:
На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Ведущая: В первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.(Прослушивание записи колокольного звона.)
По всей деревне разносился колокольный звон, потому, что в праздник звонить в них мог каждый желающий. Дети любили напевать песенку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
На площади устанавливали качели. Парни качали девушек до тех пор, пока те не назовут имени своего жениха. В это время пелись качельные припевки:
На святой неделюшкеПовесели качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом повенчаешься.
Учитель:
Так же есть много примет на Пасху.
(Детям раздаются карточки - пазлы, из которых нужно собрать 3 приметы.)
1 группаЕсли пойдет дождь - весна дождливая будет
2 группа.На Пасху небо ясное и солнце играет –
к хорошему урожаю и красному лету.
3 группа. На Пасху бросать и лить за окно нельзя –
Христос под окнами ходит.
Учитель:
А теперь поэтическая страничка.
Внеурочная деятельность «Поэтическая тетрадь».Ребята читают понравившиеся стихотворения из сборника «Пасха» (Приложение №4)
В лужах солнышко искрится, верба пухом зацвела,
« Живы, жить!» - щебечут птицы, и поют колокола.
На столе кулич душистый, горка крашенных яиц.
В этот праздник, светлый, чистый, не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!». « Да, воистину воскрес!».
Разрывая тьмы завесу, к людям Он сошел с небес.
Жив Христос, и верят люди: коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится, Вечным будет мир с любовью и добром!
( Демонстрация мультсборника «Пасха» с музыкальным сопровождением для 1-2 класса. Приложение №5)
Учитель:
Само празднование происходило в Пасху и светлую неделю. Оно состояло из посещения церкви, застолий, гуляний на улицах, общего веселья, сопровождалось множеством развлечений для молодежи и взрослых.
Внеурочная деятельность «Я - исследователь».Проект «Народные игры». Приложение №6
Затейник
Игра «Катание яиц»
Два игрока по команде катят яйца по столу, чьё дальше прокатиться, тот и выиграл.
Затейник
Игра «Волчок»
Два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье дольше прокрутиться, тот и победил.
Игра «Найди клад».
Учитель заранее прячет в классе яйца с сюрпризами – конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие подарочки или сладкие призы. Если детей много, они могут разделиться на команды. Задача команд: найти как можно больше яиц за определенное время.
Игра - пляска «Передача платочка»
Под мелодию русской народной песни «На горе-то калина» дети движутся в одну сторону, ведущий в противоположную. По окончанию музыки ведущий кланяется и отдает платочек игроку, стоящему напротив его.
Учитель:
Пасха - праздник любви, любви бескорыстной, самоотреченной. Заканчиваю нашу встречу стихотворением Алексея Плещеева «Дети, любите друг друга!».
Дети, любите друг друга!
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь того не погубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною плотною ратью.
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род!
Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:
Воистину
ХристосВоскрес!
Внеурочная деятельность «Волшебный карандаш». Проект «Пасхальные краски. Приложение №7».(Дети делятся на группы для создания пасхальных композиций. Рисуют. Лепят. Раскрашивают. Украшают пасхальные веточки. Работают над презентацией. Фотографируют свои композиции)

Внеурочная деятельность «Я – исследователь», «Ступеньки к информатике».Презентация детей «Пасха».Приложение №8

Пасхальное чаепитие (пасхальные куличи и творожные паски делали родители вместе с детьми по бабушкиным рецептам).

Внеурочная деятельность «Я - исследователь». Проект «Бабушкины рецепты». Приложение №9

Источники
1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/10/28/vneklassnoe-meropriyatie-paskha-prazdnik
2.http://ped-kopilka.ru/blogs/cherepahina-marija/scenarii-vospitatelnogo-meroprijatija-pasha-prazdnik-svetlogo-hristova-voskresenija.html
3.http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-16604
4.http://www.teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1637-meropriyatie-qpasxaq.html