Сценарий внеклассного мероприятия «Пасха – праздник светлого Христова Воскресения»


МБОУ СОШ ст.Павлодольской Моздокского района
Сценарий внеклассного мероприятия
«Пасха – праздник светлого Христова
Воскресения»

Учитель - Загалова Ирина Николаевна
Цели:
приобщение младших школьников к истокам русской культуры,
воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Предварительная подготовка:
-к празднику дети рисуют пасхальные куличи, яйца (выставка работ),
-разучивают стихи, текст песен,
-класс оформляется: шары, надпись темы мероприятия,
-на столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, самовар,
-фонограмма с записью колокольного звона.
В празднике принимают участие дети, их родители, учащиеся 2-3 классов школы.
Ход праздника:
СЛ.1 Учитель:
-Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством. Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Слово ПАСХА означает переход от смерти к жизни, от Земли к небу.
СЛ.2 УЧЕНИК:
Повсюду благовест гудит,Изо всех церквей народ валит.Заря глядит уже с небес…
Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес!
УЧЕНИК:
С полей уж снят покров снегов,И руки рвутся из оков,И зеленее ближний лес…
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
УЧЕНИК:
Вот просыпается земляИ одеваются поля,Весна идет, полна чудес!
Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!
СЛ.3 Песня «Праздник воскресенья»
Учитель:
-Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.
СЛ. 4 Дети и родители обмениваются яйцами и троекратно целуются
УЧЕНИК:
И в саду у нас сегодня Я заметил, как тайком Похристосовался ландыш С белокрылым мотыльком.
Учитель:
- А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
-Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)
-Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)
-Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).СЛ.5 Учитель:
- Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нуждающимся людям ) Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
СЛ.6 Учитель:
-К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли .СЛ.7 Песня «Солнышко проснется»
СЛ.8 УЧЕНИК:
-А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Учитель:
- А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.
СЛ.9-10 УЧЕНИК:
-Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...
УЧЕНИК:
-Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
Учитель:
-В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом или . Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
СЛ.11 Игра Катание крашенок
СЛ.12 Игра “Покрути яйцо”(парами)
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
Учитель:
-А теперь давайте поиграем в игру “Битки”
Игра “Битки”
Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.
Учитель:
-А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных.
-А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”
Игра “Прокати яйцо носом”
Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.
Учитель:
-На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Гостям раздается рецепт «Творожной пасхи».
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
УЧЕНИК:
В чужбине свято соблюдаюРодной обычай старины:На волю птичку выпускаюПри светлом празднике весны.
Учитель:
-Давайте мы с вами представим, что в руках у нас не бумажные птички, а настоящие и мы их выпускаем.
СЛ.13 Дети хором
Синички-сестрички,Тетки-чечетки,Краснозябые снегирюшки,Щеглята-молодцы,Воришки-воробьишки!Вы на воле полетайте,Вы на вольной поживите,К нам весну скорей ведите.
СЛ.14 УЧЕНИК:

День Христова воскресенья,Приходи скорее вновь!До свиданья праздник Пасхи!Дай Господь вам всем любовь!
СЛ.15-18 Песня «С ликованьем прославляем»