Конспект урока по окружающему миру на тему Россия в огне (3 класс)

Тема : « Россия в огне».
Цель : 1.Овладение картиной мира : познакомить учеников с коренными изменениями , произошедшими в жизни страны в 1917 году; сформировать первичное представление о причинах и последствиях революции.
Задачи:.Чувственно- эмоциональное отношение к миру : вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века; продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем.
Оборудование : мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради на печатной основе, толковый словарь Ожегова.
Ход урока:
Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, читая тему урока, о чём мы будем говорить?
-Я предлагаю сначала решить задачу :
Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно 180 млн. человек. К 1924 году в стране осталось 150 млн. человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? На сколько уменьшилось население России?
Для справки :в Саратове на настоящий момент почти 1 миллион жителей.
-Сколько таких городов ,как Саратов, опустели за эти годы?
(Произведя математические подсчёты , выясним, что – 30!)
-Какой у вас возникает вопрос?
Чем объяснить тот факт, что население России за 10 лет ( с 1914 г. по 1924 г. ) уменьшилось более чем на 30 млн. человек?

4.Актуализация знаний.

-Ваши предположения?
(Дети высказывают свои версии. Учитель записывает их на доске. Надо заметить , что фиксируются все версии, какими бы фантастическими они не казались.)
-Теперь наша задача подтвердить или опровергнуть то , что назвали.

5. Поиск решения проблемы(открытие нового знания).

-Откроем учебник на стр. 89. Читаем о Росси в начале 20 века.
-Как вы думаете революции могло и не быть?
-Поразмышляем, но сначала выясним, что такое революция? Как вы поняли из текста?
(Дети объясняют так, как поняли, прочитав текст учебника. Затем можно обратиться к любому толковому словарю.)
Революция- коренной и резкий переворот в общественно- политических отношениях, насильственным путём приводящий к смене общественного строя.
-Как правительство России пыталось сохранить мир в стране? Посмотрите на иллюстрации на стр. 89. Они помогут аргументировать свой ответ.
-Чем были недовольны крестьяне? Рабочие?
- Таким образом между классами происходил конфликт. Какие способы урегулирования конфликтов мы знаем из нашей жизни?
(Дети говорят, что любую трудную ситуацию лучше разрешать мирно и постепенно, но в то время так не получилось. Люди хотели быстро всё изменить и часто насильно, поэтому произошла революция.)
Обращаемся к гипотезам , выдвинутым в начале урока и записанным на доске. рядом с теми,что уже подтвердились ставим «+».
- Но гораздо раньше началась 1 –я мировая война. Какие беды война приносит простым людям?
(Ученики рассказывают о своих предположениях, а далее читают в учебнике краткую справку.)
Снова подтверждаем или опровергаем гипотезы.
-В такой обстановке оказалась наша страна к февралю 1917 года. Что же происходило дальше?
-Прочитаем в учебнике и послушаем наших докладчиков.
(Подготовленный ученик рассказывает о В.И. Ленине, который возглавил Октябрьскую революцию 1917 г.)
Влади
·мир Ильи
·ч Улья
·нов (псевдоним Ле
·нин; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](18700422), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] политический и государственный деятель мирового масштаба, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], создатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], один из организаторов и руководителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в России, председатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), в семье инспектора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Симбирской губернии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).Мать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (урождённая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] происхождения по матери. И. Н. Ульянов дослужился до чина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] соответствовало военному чину генерал-майора, и давало право на потомственное дворянство.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Владимир Ульянов учился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которой руководил Ф. М. Керенский, отец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], будущего главы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности.15
-По-вашему после того, как к власти пришли большевики, трудности простого народа закончились?
-Почему так получилось?
(Ребята утверждают, что у каждого своя правда , а значит и справедливость каждый понимает по-своему. Когда нет согласия не будет ничего хорошего.)
-Совершенно с вами согласна! Таким образом страна попала в новую ловушку. Она раскололась на два враждующих лагеря.
-Те , кто поддерживали большевиков, встали под красные знамёна . Их называли красными, а их противников – белыми.
-Как называют войну между жителями одного государства за власть в стране?
(Мало кто из учеников знаком с определением «Гражданская война», поэтому выдвигают различные версии.)
-Прочитаем в учебнике о гражданской войне.
-Определите по карте, какой город в годы Гражданской войны стал столицей красных, а какие города были столицами белых?
-Что означают красные стрелки?
-Как вы думаете а наш город , наши люди принимали участие в этой войне?
-Может , быть вы кого-нибудь из героев Гражданской войны знаете?
(Выслушиваются ответы ребят. Далее подготовленные ученики рассказывают о героях гражданской войны. Надо отметить, что рассказывать надо и о красных и о белых. Каждый ученик должен сам определиться в отношении к тем или иным героям.)

Иван Семёнович Кутяков родился 18 января 1897 года в cеле Шалаши (ныне Красная Речка Пугачёвского района) в крестьянской семье. В ранге младшего унтер-офицера Кутяков, которому ещё не было и 20 лет, участвовал в Первой мировой войне. После Февральской революции 1917 года вступил в РСДРП(б), через год организовал в Новозахаркинской волости Николаевского уезда отряд красной гвардии, с которыми вскоре присоединился к Разинскому полку В. И. Чапаева, командовал бригадой. После гибели Чапаева 5 сентября 1919 года принял командование дивизией. В первые годы гражданской войны участвовал в освобождении Самары, Уфы, Уральска, затем был переведён на Западный фронт. С наступлением мирного времени учился в Военной академии РККА, после чего был направлен на Туркестанский фронт командующим Хорезмской группы. В 1930 году Кутяков окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, с 1935 года работал заместителем командующего Приволжского военного округа. С началом массовых репрессий в 1937 году был арестован и расстрелян 28 июля 1938 года. Похоронен в Москве на расстрельном полигоне "Коммунарка", посмертно реабилитирован в 1956 году. Иван Семёнович трижды награждался Орденоми Красного знамени: за освобождение Уфы, участие в боях Западного фронта гражданской войны и за сражения с басмачами. Именем Кутякова названы улицы в Пугачёве, Саратове и Самаре. В школьном музее села Берёзово Пугачёвского района собрана экспозиция о революционере.
Карп Васильевич Свиридов родился 24 мая 1896 года в селе Чиганаке Ртищевского района Саратовской области.В августе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Свиридов был призван в царскую армию. Воевал на фронтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Карпа Свиридова избрали командиром пулеметной роты. В составе первых красногвардейских отрядов Свиридов участвовал в боях против немецких войск под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В Гражданскую войну воевал в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], командуя отделением, взводом и ротой.В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С 1920 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Свиридов учился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Карп Свиридов нередко находился на постах № 26 и 27, охраняя кабинет и квартиру [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].С 1923 года служил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дислоцировавшимся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], занимая должности командира взвода, пулеметной роты, начальника полковой школы. Избирался депутатом Саратовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Затем Карп Свиридов проходил службу в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С 28 августа 1939 по 31 августа 1941 командир [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].В мае [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] закончил курсы усовершенствования начсостава при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
С начала до окончания Великой Отечественной войны Свиридов принимал участие в сражениях на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], командуя дивизией и корпусом. За время войны участвовал в оборонительных боях под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], освобождении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].С сентября 1941 года по октябрь 1942 Свиридов командир [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в марте 1942 года преобразована в 22-ю гвардейскую). В октябре 1942 дивизия преобразована во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которым Свиридов командовал до конца войны.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] корпус под командованием генерал-лейтенанта Свиридова был введён в бои за освобождение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Разгромив оборону противника между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], гвардейский корпус на второй день вышел к окраинам Будапешта. Форсировав Дунай, корпус Свиридова из района озера [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в направлении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прорвал оборону гитлеровцев и, совместно с другими соединениями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], окружил в Будапеште 188-тысячную группировку противника. В течение следующих 53 дней генерал-лейтенант Свиридов командовал уличными боями в западной части Будапешта. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Будапешт был очищен от противника.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1945 года корпус под командованием генерал-лейтенанта Карпа Свиридова, нанеся удар из района [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в направлении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], переправился на левый берег Дуная и совершил обход [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с севера и город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был окончательно очищен от гитлеровцев. После взятия Вены корпус Свиридова вместе с партизанами из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пошёл с боями к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Указом № 4790 Президиума [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1945 года за умелое командование частями корпуса при взятии Будапешта и Вены и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии генерал-лейтенанту танковых войск Карпу Васильевичу Свиридову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».На [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1945 года в Москве Карп Свиридов вёл по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сводный танковый батальон [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Свиридов закончил высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
В 1955 году по состоянию здоровья генерал-лейтенант Свиридов ушёл в отставку. После отставки жил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где и умер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Был похоронен на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6.Применение нового знания.
-Почему Гражданскую войну называют страшной бедой для России?
-Почему, как вы думаете, многие отказались воевать как за белых, так и за красных?
-Какой сделаем вывод?
(Гражданская война- бедствие. Ведь бывало так, что родные люди оказывались во враждующих лагерях, рушились семьи, рушилось все! Это очень страшно . И такое не должно повториться никогда.)
Вновь обращаемся к начальным гипотезам.
-В результате длительной войны победили красные. И в 1922 году было создано новое государство. Прочитайте о нём в учебнике.
-Более подробно об СССР мы поговорим на следующих уроках. Теперь же хотелось бы узнать, какой ответ вы можете дать на вопрос нашего урока : Почему за десятилетие население России уменьшилось почти на 30 миллионов человек?
- Какие из наших версий подтвердились?

7.Рефлексия.

-Согласны ли вы с утверждением о том времени «Россия в огне»?
-Что для себя вы усвоили? Какие выводы сделали?

8.Домашнее задание :

Напишите письмо с фронта от имени участника Гражданской войны одной из воевавших сторон. Расскажите о том, что увидели на войне, какие чувства испытали , выскажите свою оценку происходящему.