Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы в средней группе по теме Снег и лёд. Безопасность в зимний период


Познавательное развитие
Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Ознакомление с окружающим.
«В мире стекла»
Программное содержание. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
ФЭМП Занятие 17
Тема: «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа.
Цель:
- учить отгадывать математические загадки;
- познакомить с цифрой 5;
- учить писать цифру 5 по точкам;
- учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади)
- закрепить знания о времени года (зима);
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки. Эксперименты со снегом и водой: «Снег, лёд – вода», «Цветные льдинки», «Тонкий – хрупкий», «Защитные свойства снега».
Целевая прогулка «Почему опасен лёд?»
Рассказ воспитателя «На катке и горке»
Проблемные ситуации Что если …. (не убирать снег/ не посыпать лед песком/ не будет снега)
Наблюдение с последующим обсуждением
«Следы на снегу»
«Сосульки»
«Деревья и кустарники»
за снегом, инеем, льдом.
Веточка березы (на улице и в воде в вазе)
Дидактические игры: «Когда это бывает?». «Добро пожаловать в экологию» Цель: закрепление сезонных явлений.
«Какая бывает погода?»
Цель: научить соотносить времена года с состоянием погоды.
Игры со снегом:
«Снежные постройки»: лепка снегурочки, горки для кукол.
«Льдинки» - замораживание воды в разных формочках, украшение ими построек из снега.
Д/и «Соедини по точкам».
«Считай дальше».
«Вспомни и назови». Рассматривание картин, иллюстраций, открыток, фото
Внести материалы для дид. игры «Составь пейзаж».
Внести книжки – раскраски по теме
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Выполнение пальчиковой гимнастики с помощью счётных палочек за столами: О.В. Дыбина
стр.36
Е.В. Колесникова стр.47
Речевое развитие
- формировать умение составлять небольшой рассказ отражающий содержание картины;
- развивать словарь посредством подбора определений к словам снег, зима, снежинка .лед
Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Развивать память и логическое мышление, связную диалогическую и монологическую речь, работать над звуковой культурой речи, чистотой произношения звуков, поощрять словотворчество.
  Развитие речи. Занятие 17.
Рассказывание по набору игрушек.
Связная речь. Обучать умению составлять совместный рассказ, развивать диалогическую речь.
Словарь. Учить понимать смысл загадок; правильно называть отдельные качества предметов (цвет, величину); закрепить обобщающее понятие игрушки.
Звуковая культура речи. Учить четко и правильно произносить звук ч, выделять среди разных слов только те, в составе которых есть звук ч; учить четко, достаточно громко и выразительно пересказывать стихотворение, в словах которого часто встречается звук ч. Продолжать учить детей слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук ш и произносить слова с выделением заданного звука по образцу воспитателя и самостоятельно. Беседы:
«Что такое снег»
«Почему снег хрустит под ногами»
«Что такое лед? »
«Почему лед скользкий»
Чтение художественной литературы: 
Р.н.п. «Как на тоненький ледок», И.Суриков «Снег».
Э.Успенский «Проказы матушки зимы»
А Прокофьева «Как на горке, на горе»
В. Берестова «Снегопад», «Гололедица»
З. Александровой «В рукавичках маленьких»
Составление рассказов по картине «Катаемся на санках» сюжетного рассказа по набору игрушек «Собираемся гулять!»
Д/и «Пары слов»
Д/и «Что можно делать зимой?»
Д/и «Разноцветные круги»
Д/игра «Придумай другое слово».
Словесные игры
«Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.)
«Подбирай, называй, запоминай»
«Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т.д.) Создать условия для
-с/р игры «Путешествие по зимнему лесу»,
Отгадывание загадок по теме.
Сравнение картин «Зима» И. Шишкина и «Сказки инея» И. Грабаря
Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов по заданной теме, составление рассказов с опорой на картинки и схемы, обмен впечатлениями, рассматривание книжных выставок, беседы и свободное общение.
О.С. Ушакова, 57
Социально-коммуникативное развитие
Расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, «Как вести себя на горке»
Беседа Я шагаю по дорожке… (ОБЖ, ПДД)
Работа с календарем природы внесение иллюстраций с изменениями в природе
Рассматривание иллюстраций
«Правила безопасности»
Воспитывать способность к игровому общению Беседы По сказкам «Кот, петух и лиса» (ситуация морального выбора, семья и пр.) Коллекционирование
Открыток с различными видами зимних забав (спорт, игры и др.)
Сюжетно-ролевая игра
«Кукла Маша идет на прогулку»
«Доктор» (ситуация: лечим больного – ел снег, упал с горки и др.)
Дидактическая игра
«Чего не стало» «Собери картинку» «Варежки» «Узнай время года» «Узнай по голосу» «Узнай по описанию» «Волшебный мешочек» «Четвертый лишний» «Лото» «Домино» «Найди по описанию» «Так – не так»
Д/и «Правила безопасности зимой»
Двигательная деятельность: 
Скольжение по ледяной дорожке.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Настольный театр.
«Заюшкина избушка».
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам Наблюдение за трудом дворника; снегоуборочной машиной
Дежурство, трудовые поручения
Труд на участке сгребание снега, расчистка дорожек, подкормка птиц. Постройка из снега горок, домиков для кукол, игрушек (зверюшек)
Подготовка лыж, лопат для прогулки.
Художественно- эстетическое развитие
развивать образное восприятие, эстетические чувства.
вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. Аппликация «Перчатки и котятки».
Цель: Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза.
Рисование «Сказочное дерево»
Цель: Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности.
Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» «Снеговик»
Аппликация «Льдинки» (мозаика), «Сугробы» (гофрированная бумага) Рисование «Мы гуляли и лепили снеговика» «Мы рисуем, что хотим»
Дидактические игры
«Снег и лед» «Составь пейзаж»
«Волшебные стёклышки»
«Дорисуй»
«Составим узор»
Подвижная музыкальная игра «Летят снежинки, как пушинки». Конструирование
«Горка»
«Ступеньки» Рассматривание Репродукций картины «Зимние забавы», «Зимой на прогулке»
Свободное рисование
( по обводкам, трафаретам, разные по формату виды бумаги, мелки, цветные карандаши,
Слушание Аудио записи «Звуки зимы» (скрип снега, вьюга)
Творческое задание «Украсить дерево снежинками».
Поделки из бумаги – развивать мелкую моторику;  И.А. Лыкова стр. 64
Т.С.
Комарова стр. 50
Физическое развитие
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к различным видам спорта, к активному здоровому образу жизни
П/и «Мороз красный нос»
П/и «Снежиночки -пушиночки»
П/и «Два мороза» «Ель, елка, елочка»
П/и «Зайка беленький сидит» «Бездомный заяц», П/и «Перелетные птицы» и т.д.
П/и на развитие меткости «Снежки»
П/и на развитие воображения «Магазин игрушек»
Народные хороводные игры с пением «Метелица» «Золотые ворота» «Хоровод» и т.д.
Игры и эстафеты
«Пожарные на учениях»
«Мы веселые ребята, любим бегать и играть…» Создание условий для физической активности в группе и на прогулке с учетом возрастных и физиологических особенностей детей.
Продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, знакомить с основами здорового образа жизни, обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, 
Беседы и рассуждения
«Береги здоровье смолоду»
«Пришел мороз – береги ухо да нос»
«Если хочешь быть здоров- закаляйся»
«Одевайся по погоде, а не по моде»
Игровые ситуации
«Не идется и не едется, потому что гололедица»
«Как на тоненький ледок…»
Досуги и развлечения
«В гостях у Витаминки»
«Айболит советует…» Рассматривание иллюстраций, плакатов картин о здоровом образе жизни, полезном питании и витаминах в зимний период, обмен впечатлениями.
Игры-имитации с предметами личной гигиены из «Сундучка здоровья»
Комплексно-тематический план
18.01.16 ˗ 22.01.16 воспитательно-образовательной работы
Группа: средняя
Тема: «Снег и лёд. Безопасность в зимний период. »
Цель: Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда.
Итоговое мероприятие : Музыкально-спортивное развлечение «Мы рады зимушке — зиме!»
Изменение в предметно-развивающей среде:
Книжный уголок: Рассматривание сюжетных картин с изображением природы зимой.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой играм: Пополнение альбома «Виды спорта».
Центр продуктивных видов деятельности :Создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей.
Создание папки-передвижки «Безопасность зимой»

Взаимодействие с социумом: Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами, спортивными, художественными школами и другими образовательными учреждениями. Снежные постройки на участке.
Взаимодействие с родителями воспитанников: Рекомендации для родителей «Что нужно знать о профилактике гриппа».