Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе

Комплексно-тематическое планирование
образовательной деятельности в средней группе
Автор: Мельникова Валентина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Тематическое планирование в средней группе ДОУ
Сентябрь
Тема: «Здравствуй, детский сад»
1-я неделя – Диагностическое обследование детей.
2-я неделя – Диагностическое обследование детей.
3-я неделя – «Все о детском саде».
4-я неделя – «Экскурсия на кухню и в прачечную».

Октябрь
Тема: «Осень наступила»
1-я неделя – «Золотая осень»
2-я неделя – «Осенние витамины. Овощи»
3-я неделя – «Осенние витамины. Фрукты»
4-я неделя – «Осенние дары леса»
5-я неделя – «Что бывает осенью»

Ноябрь
Тема: «Животные и птицы»
1-я неделя – «Домашние животные»
2-я неделя – «Животные средней полосы»
3-я неделя – «Домашние птицы»
4-я неделя – «Зимующие птицы»

Декабрь
Тема: «Наступила зима»
1-я неделя – «Зимушка-зима»
2-я неделя – «Как зимуют звери и растения»
3-я неделя – «Зимние забавы»
4-я неделя – «Новогодние каникулы»

Январь
Тема: «Человек и мир вещей, предметов и материалов»
1-я неделя – «Зимние каникулы»
2-я неделя – «Какая бывает посуда»
3-я неделя – «Одежда, обувь, головные уборы»
4-я неделя – «Мебель»

Февраль
Тема: «Труд взрослых»
1-я неделя – «Кто работает на транспорте»
2-я неделя – «Нам на улице не страшно»
3-я неделя – «Наша армия»
4-я неделя – «Врачи наши помощники»

Март
Тема: «Моя семья. Мой дом»
1-я неделя – «Наши мамы»
2-я неделя – «Я и моя семья»
3-я неделя – «Мы любим спорт»
4-я неделя – «Мой дом. Опасные предметы»

Апрель
Тема: «Весна»
1-я неделя – «К нам весна шагает быстрыми шагами»
2-я неделя – «Пернатые друзья»
3-я неделя – «Вся природа проснулась от зимнего сна»
4-я неделя – «Цветы весны»
5-я неделя – «Вот и наступила весна»

Май
Тема: «Мы живём в России»
1-я неделя – «День Победы»
2-я неделя – «Мой родной город»
3-я неделя – Диагностическое обследование детей.
4-я неделя – Диагностическое обследование детей.


Условные обозначения:
Б - безопасность
З - здоровье
К - коммуникация
М - музыка
П - познание
С - социализация
Т - труд
Ф - физическая культура
Х - художественное творчество
Ч - чтение художественной литературы

Виды организованной образовательной деятельности
Образовательные области

Цели

СЕНТЯБРЬ: «Здравствуй, детский сад»

1-2 неделя

Период диагностического обследования

Развивать у детей познавательную мотивацию. Формировать дружеские отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Все о детском саде
П
Уточнить знания о помещениях группы, труде людей, работающих в детском саду


С, Т
Продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать уважение к труду работников детского сада.


Б
Закреплять знания правил поведения в детском саду и в ходе НОД.

Коммуникация
Составление описательного рассказа об игрушках, стр.24
П
Уточнить название игрушек, их внешний вид, материал из которого они сделаны.


К
Учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Закреплять произношение звука с, сь в словах и фразах, подбирать слова со звуком с , сь.

Ознакомление с художественной литературой
Разучивание стихов А.Л. Барто. «Игрушки»
П
Продолжать знакомить детей с творчеством А.Л. Барто, прививать любовь к чтению.


К
Формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть с интонацией.

Математика
Повторение: числа и цифры 1-5
П
Закреплять навыки сравнения предметов по количеству на основе составления пар, умение соотносить цифру с количеством (1-5), пространственные отношения (слева - справа, спереди - сзади).


К
Закреплять знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в употреблении слов: слева - справа, спереди – сзади.

Рисование
Красивые цветы на нашей клумбе, Т.М. Бондаренко стр.43
П
Закреплять представление о растениях цветника. Познакомить с осенними работами в цветнике (сбор семян)


К
Закрепить знание названий растений: астра, настурция, космея, ноготки.


Х
Учить изображать предмет, ориентируюсь на натуру, рисовать середину и лепестки приемом примакивания или тычком.

Аппликация
Цветочная клумба, И.А.Лыкова, стр. 24

П
Закреплять представление о растениях цветника.


Б
Уточнить правила обращения с ножницами.


Х
Составление полихромного цвета из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приема оформления цветка: надрезание края бахромой. Учить аккуратно наклеивать.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Экскурсия на кухню
П
Продолжат знакомить с трудом сотрудников детского сада. Познакомить с трудом повара.


С
Воспитывать уважение к труду работников кухни.


К
Ввести в словарь детей слова: котёл, противень, дуршлаг. Закрепить употребление названий некоторых блюд, слов: повар, плита.

Коммуникация
Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники», стр.74
П
Учить детей как правильно накрывать на стол. Закрепить представление о посуде.


К
Учить детей пересказывать текст, впервые почитанный, при оценке пересказов товарищей уметь замечать несоответствие тексту. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды.. Закреплять произношение звука с на одном выдохе.

Ознакомление с художественной литературой
Н.Найдёнова «Наши полотенца» (чтение)
П
Познакомить с трудом работников прачечной.


К
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Продолжать знакомить с термином слово. Закрепить произношение звука с в словах и фразах. Учить подбирать слова со звуком с.


З
Помочь осознать: чтобы быть здоровым, нужно соблюдать чистоту тела.

Математика
Раньше, позже
П
Формировать временные представления. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать мыслительные операции, речь, внимание память, воспитывать интерес к предмету.


К
Упражнять в употреблении слов: раньше – позже, большой – маленький, выше – ниже, сверху – снизу.

Рисование
Красивый фартук
П, Х
Вспомнить и закрепить представление об элементах дымковского и каргопольского орнаментов. Учить составлять узор на полосе, используя элементы народного орнамента.


Б
Закреплять навыки работы с гуашью.

Лепка
Наша посуда
П
Закрепить знания о посуде.


Х
Закрепить приемы лепки из пластилина: раскатывание круговыми движениями между ладонями, сплющивание, оттягивание.

Итоговое мероприятие: Развлечение для детей «Любимый детский сад».






























ОКТЯБРЬ: «Осень наступила»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Золотая осень

П
Познакомить детей с периодами осени: ранняя, золотая, поздняя. Дать представление о периоде золотая осень, почему его так называют.


К
Упражнять в употреблении прилагательных.

Коммуникация
Составление описательного рассказа по картине «Осень»
П
Расширять представления о времени года осень, осенних явлениях; умение замечать красоту осенней природы.


К
Учить детей составлять рассказ с описанием по картине. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Закреплять произношение звука з, зь в словах и фразах, подбирать слова со звуком з.

Ознакомление с художественной литературой
Что такое осень.
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат» (чтение)
П
Закреплять знания об осенних явлениях природы.


Ч
Учить понимать поэтические образы в стихотворении.


З
Дать представления о необходимости одеваться по погоде, чтобы не заболеть.

Математика
Число и цифра 4
П
Продолжать знакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента. Познакомить с формой наглядного изображения числа 4, учить соотносить цифру с количеством.


К
Закрепить знание слов: высокий, низкий.

Рисование
Осеннее дерево
Г.С. Швайко стр.32
П
Закрепить представление об осенних явлениях природы.


К
Закрепить употребление слов: листопад, золотая осень.


Х
Упражнять в умение рисовать дерево, передавать в рисунке его строение – ствол, ветки разной длины; рисовать листву приемом вертикального мазка; согласовывать величину изображения с размером листа бумаги.

Аппликация
Укроем землю листочками
Т.М. Бондаренко стр.55
П
Закреплять знания об осеннем явлении природы - листопад.


К
Закрепить употребление слов: листопад, золотая осень.


Х
Учить наклеивать разноцветные листья; закреплять прием намазывания и наклеивания фигур, их сочетания по цвету и форме.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Осенние витамины
П
Уточнить знания о полезных продуктах. Закреплять знания об овощах, (внешний вид, вкус). Продолжать учить определять овощи на ощупь.


К
Закреплять знание названий овощей.


З
Уточнить представление о пользе овоще для здоровья.

Коммуникация
Описание овощей
стр.70
П
Закрепить знания об овощах.


К
Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму. Уточнить представления об обобщающем понятии овощи. Учить вслушиваться в звучание слов, различать отдельные звуки в словах, знать, что они следуют друг за другом.

Ознакомление с художественной литературой
Стихотворение Ю.Тувима «Овощи»
П
Закрепить знания об овощах.


К
Формировать умение выразительно читать стихотворение наизусть с интонацией.

Математика
Квадрат
П
Продолжать знакомить с квадратом и его свойствами, закрепить известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять навыки счета в пределах 4, знание цифр 1-4.Учить находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками.


К
Закрепить значение слов: геометрическая фигура, квадрат, круг, треугольник.

Рисование
Овощи на тарелочке
Т.М. Бондаренко стр.55
П
Закреплять представление об особенностях внешнего вида овощей.


К
Закреплять названия овощей.


Х
Учить изображать круглую и овальную формы овощей, развивать мелкую мускулатуру рук, фантазию.

Аппликация
Угости зайку морковкой
Т.М. Бондаренко стр.47
П
Закрепить знания об овощах.


К
Упражнять в употреблении прилагательных: оранжевая, сладкая, вкусная, полезная.


Х
Учить детей вырезать морковку из четырехугольника, срезая углы; закреплять прием намазывания и наклеивания фигур.


Б
Уточнить правила обращения с ножницами.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Осенние витамины
П
Уточнить знания о полезных продуктах. Закреплять знания о фруктах, (внешний вид, вкус). Продолжать учить определять фрукты на ощупь.


К
Закреплять знание названий фруктов.


З
Уточнить представление о пользе фруктов для здоровья.

Коммуникация
Описание фруктов
П
Закреплять знания и представление об особенностях внешнего вида фруктов.


К
Закреплять названия фруктов. Учить составлять короткий рассказ. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в форме множественного числа. Учить правильно произносить изолированный звук ш в словах и фразах. Учить выслушивать слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

Ознакомление с художественной литературой
Ознакомление с малыми фольклорными формами
П
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.


К
Закрепить произношение изолированного звука з. Учить различать на слух разные интонации в потешках.


Ч
Объяснить назначение и особенности колыбельной. Помочь заучить текст колыбельной.

Математика
Куб
П
Познакомит с кубом и его свойствами. Закреплять счетные умения, значение цифр 1-4. Формировать временные представления, развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия выражать их в речи.


К
Упражнять в употреблении слов: слева - справа, спереди – сзади.

Рисование
Яблоко и сливы
Г.С. Швайко стр.12
П
Познакомить детей с понятием натюрморт. Закрепить знания о фруктах.


Х
Учить изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых; учить закрашивать округлые предметы закруглёнными линиями; располагать равномерно несколько предметов на листе бумаги; самостоятельно рисовать черешки и листики у фруктов; учить аккуратно рисовать.

Лепка
Фрукты
Д.Н. Колдина стр.12
П
Закреплять представление об особенностях внешнего вида фруктов.


К
Закрепить название фруктов.


Х
Учить лепить предметы овальной и круглой формы, используя освоенные ранее приемы; развивать мелкую моторику пальцев.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Осенние дары леса
П
Познакомить детей с дарами леса. Закрепить знания о грибах (съедобные, несъедобные), ягодах растущих в нашем лесу.


К
Закреплять знание названий грибов, ягод.


З
Уточнить представление о пользе грибов и ягод для здоровья.

Коммуникация
Описание и сравнение игрушек. стр.46
П
Закреплять знания и представление об особенностях внешнего вида кукол.


К
Учить описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. Активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением.

Ознакомление с художественной литературой
В. Сутеев «Под грибом»
К
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, удивления, радости.


Ч
Помочь понять смысл и содержание произведения.

Математика
Вверху, внизу
П
Формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Учить находить признаки сходства и различия выражать их в речи, развивать умение сравнивать.


К
Упражнять в употреблении слов: вверху, внизу.

Рисование
Кисть рябинки, гроздь калинки
И.А.Лыкова, стр. 46
П
Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строение.


К
Упражнять в употреблении слов кисть, гроздь.


Х
Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиком (по выбору), а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Лепка
Грибы в корзинке
Т.М. Бондаренко стр.88
П
Закрепить знания о грибах (съедобные, несъедобные)


К
Закрепить названия грибов


Х
Учить лепить грибы, используя знакомые приемы лепки, соединять части в целое. Учить лепить корзинку используя прием кругового налепа.

5-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Что бывает осенью
П
Систематизировать знания об осени, её периодах, подготовке растений и животных к зиме.


К
Упражнять в употреблении слов: листопад, золотая осень. Закреплять знание названий деревьев и кустов.


З
Закрепить представление о пользе прогулок для здоровья.

Коммуникация
Описание детьми внешнего вида друг друга стр.60
П
Закреплять знания и представление об особенностях внешнего вида ребенка.


К
Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду; образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Ознакомление с художественной литературой
Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
К
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, удивления, радости.


Ч
Помочь понять смысл и содержание сказки, её образный язык.

Математика
Сравнение по ширине
П
Формировать умение сравнивать предметы по ширине. Закрепить счетные умения в пределах 5. Учить находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками.


К
Упражнять в употреблении слов: широкий, узкий.

Рисование
Грустная осень
Т.М. Бондаренко стр.97
П
Учить детей понимать, почему осень называют грустной.


Х
Учить детей рисовать деревья и кусты, используя неяркие краски.


К
Сравнить понятия золотая осень и грустная осень.

Аппликация
Грибы
Г.С. Швайко стр. 121
П
Закреплять знания и представление об особенностях строения внешнего вида гриба.


Х
Учить вырезанию закругленных форм; продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов; наклеивать предметы в указанной последовательности; закреплять приемы аккуратного наклеивания.


К
Закреплять в речи детей названия цветов: оранжевый, серый, коричневый.

Итоговое мероприятие: Праздник «Осень в гости к нам пришла»















НОЯБРЬ: «Животные и птицы»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Домашние животные
П
Познакомить с особенностями поведения домашних животных (корова, коза, овца, лошадь, свинья и др.), рассказать, как человек заботится о них, и какую пользу они приносят человеку.

Коммуникация
Расказывание по картине «Кошка с котятами» стр.26
П
Закрепить знания о домашних животных.


К
Продолжать учить составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно. Учить соотносить названия животных с названиями их детёнышей. Активизировать в речи употребление глаголов.

Ознакомление с художественной литературой
Б. Житков «Беспризорная кошка»
К
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, удивления, радости.


Ч
Помочь понять смысл и содержание рассказа.

Математика
Число и цифра 5
П
Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов: считать до пяти. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар уравнивать их количество двумя способами.


К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький.

Рисование
Роспись лошадки (дымковская)
Т.М. Бондаренко стр.216
П
Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, с её элементами.


Х
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, уметь концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

Аппликация
Аквариум
Т.М. Бондаренко стр.136
П
Познакомит детей с аквариумными рыбками, и местом их обитания (аквариум).


Х
Учить располагать рыбок в разных направлениях, воспитывать самостоятельность, закреплять приемы вырезания из прямоугольника.


К
Закрепить названия аквариумных рыбок: гуппи, сомик, меченосец, золотая рыбка.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Животные средней полосы
П
Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения.


К
Закрепить знание названий детёнышей животных в именительном и косвенных падежах.

Коммуникация
Описание игрушек (белка, лиса, зайчик)
стр. 28
П
Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения.


К
Учить при описании игрушки четко называть её признаки, действия, составлять о ней короткий связный рассказ. Закреплять умение соотносить названия животных и их детёнышей, тренировать в использовании форм единственного и множественного числа имен существительных, обозначающих детёнышей животных.

Ознакомление с художественной литературой
Рассказывание русских народных сказок «Лисичка-сестричка и волк» и «Лисичка со скалочкой»
П
Познакомить со сказками, учить определять характеры и поступки персонажей. Побуждать сопоставлять героев сказок. Продолжать знакомить с особенностями жанра сказки.


Ч
Помочь понять смысл и содержание сказок.

Математика
Овал
П
Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счет в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.


К
Закрепить знание названий порядковых числительных в пределах 5, геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Рисование
Кто живёт в осеннем лесу
Т.М. Бондаренко стр.62
П
Закрепить знания детей о ежике: внешний вид, повадки.


Ч
Учить внимательно слушать стихотворение Т.А. Шорыгиной «Золотой клубочек»


Х
Учить детей рисовать ежика, уточняя форму тела, приемы рисования.

Лепка
Вам знаком такой зверёк?
Т.М. Бондаренко стр.70
П
Закрепить знания детей о зайце: внешний вид, повадки.


Ч
Учить детей отгадывать загадки про животных.


К
Учить детей составлять загадки про зайца.


Х
Учит работать с пластилином, закрепить особенности строения зайчика (длинные уши, короткий хвост), закреплять приемы лепки овоида (туловище, голова) и примазывания деталей друг к другу.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Домашние птицы
П
Закрепить представление о домашних птицах: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения. Рассказать, как человек заботится о них, и какую пользу они приносят человеку.


К
Закрепить знание названий детёнышей домашних птиц в именительном и косвенных падежах.

Коммуникация
Пересказ рассказ Е.Чарушина «Курочка» стр.62
П
Закрепить представление о домашних птицах: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения.


К
Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка». Учить сравнивать изображенных на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением); согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

Ознакомление с художественной литературой
К.Д. Ушинский «Птицы», «Петушок с семьёй»
П
Закреплять знания и представления о домашних птицах.


Х
Помочь понять смысл и содержание прочитанного.


К
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, удивления, радости.

Математика
Внутри, снаружи
П
Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счет в пределах 5. умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.


К
Закреплять знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в употреблении слов: слева - справа, спереди – сзади.

Рисование
Храбрый петушок
И.А.Лыкова, стр. 34
П
Закрепить знания о домашних птицах.


Х
Учить детей рисовать петушка сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

Лепка
Цыплёнок
Д.Н. Колдина стр.26
П
Закрепить знания о домашних птицах.


Х
Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Зимующие птицы
П
Закрепить представление о зимующих птицах: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения.


К
Закрепить названия зимующих птиц: ворона, воробей, синица, сорока, клест, дятел.

Коммуникация
Пересказ рассказ Е.Чарушина «Воробей» стр.191
П
Закрепить знания и представления о воробье: внешний вид, повадки, питание, способы передвижения.


К
Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; развивать умение понимать образные выражения.

Ознакомление с художественной литературой
Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
П
Закрепить знания о зимующих птицах.


Х
Учить детей слушать внимательно о увлекательных сведениях о жизни птиц.

Математика
Впереди, сзади, между
П
Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счет в пределах 5. умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.


К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький, вперед, сзади, между.

Рисование
«Как розовые яблоки, на ветках снегири»
И.А.Лыкова, стр. 90
П
Закрепить знания о снегирях: внешний вид, повадки, питание.


Х
Учить рисовать снегирей на заснеженных ветках: создавать простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

Аппликация
Птицы на ветках
Т.М. Бондаренко стр.151
П
Закрепить знания о зимующих птицах.


К
Повторить с детьми названия птиц.


Х
Учить детей аккуратно пользоваться клеем при наклеивании заготовок (птиц).

Итоговое мероприятие: Создание альбомов «Животные» и «Птицы»




ДЕКАБРЬ: «Наступила зима»

1-неделя

Формирование целост-ной картины мира
Зимушка-зима
П
Расширить знания о зиме, уточнить знания о зимних явлениях природы.


К
Упражнять в употреблении слов: зимний, снег, снегопад, мороз, морозный, вьюга, метель, пурга.

Коммуникация
Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима»
стр. 184
П
Закрепить знания о признаках зимы, о её явлениях.


К, Ч
Учить детей внимательно слушать стихотворение, развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, учить находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор; тренировать детей в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.

Ознакомление с художественной литературой
Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»
П
Закрепить знания о зимнем времени года.


Ч
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавать интонацией любование зимней природы.

Математика
Пара
П
Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счет в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов выражать их в речи.


К
Упражнять в употреблении слов: пара, два, большой, маленький, вперед, сзади, между.

Рисование
Снег, снег кружится, белая вся улица
Г.С. Швайко стр.96
Х
Продолжать учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы, замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности, упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.


П
Расширить знания о зиме, уточнить знания о зимнем явлении природы - снегопад.

Лепка
Снежинка (налеп из пластилина)
Д.Н. Колдина стр.23
П
Закрепить знания о снеге, снежинках (цвет, форма).


Х
Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Как зимуют звери и растения
П
Познакомить с образом жизни диких животных, впадающих в спячку и ведущих активный образ жизни. Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, правила ухода за ними. Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников.


К
Закрепить названия комнатных растений, деревьев; животных и их детенышей, названия их жилищ.


С
Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице.

Коммуникация
Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» стр. 160
П
Познакомить с образом жизни диких животных, впадающих в спячку и ведущих активный образ жизни.


Ч
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц.


К
Звуковая культура речи: звук Ш

Ознакомление с художественной литературой
Почему медведь зимой спит (заучивание)
К
Упражнять в передаче различных интонаций. Закреплять знание названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах.


Ч
Помочь заучить стихотворение и выразительно читать его.

Математика
Прямоугольник
П
Формировать на предметной основе представление и прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счет в пределах 5. умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.


К
Упражнять в употреблении слов: прямоугольник, квадрат, круг, овал, геометрические формы.

Рисование
Зайчик под елочкой
Г.С. Швайко стр.79

П
Закрепить знания о поведении диких животных в зимнее время года.


Х
Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предметами; закреплять умение изображать елку с постепенно удлиняющимися книзу ветками, через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька; закреплять технические приемы рисования разных по форме и строению предметов.

Аппликация
Елочки
Г.С. Швайко стр.87

П
Закрепить представление о зимнем покое деревьев и кустарников.


Х
Учить детей вырезать треугольники из квадратов, составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги; наклеивать треугольники (ветви елки) по убывающей величине.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Зимние забавы
П
Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях; уточнять знания о зимних праздниках, забавах.


К
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы».

Коммуникация
Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» стр.55
П
Закрепить знания о признаках зимы, о её явлениях.


К
Учить детей составлять небольшой рассказ (из трех-четырех предложений), отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. Продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя в них все звуки.

Ознакомление с художественной литературой
Загадки по теме «Зимние забавы»
Ч
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.


К
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы».

Математика
Числовой ряд
П
Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закрепить умение соотносить цифры 1-5 с количеством.


К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький, вперед, сзади, между, справа, слева.

Рисование
Снеговики в шапочках и шарфиках
И.А.Лыкова, стр. 78
П
Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.


Х
Учить детей рисовать снеговика. Освоение приемов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорций.

Лепка
Лыжник
(с использованием природного материала)
Д.Н. Колдина стр.24
П
Закрепить знания детей о зимних забавах: катание на санках, лыжах, игра в снежки и др. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.


Х
Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.


4-я неделя: «Зимний праздник – Новый год» Каникулы

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков по теме «Наступила зима»
Новогодний утренник





























ЯНВАРЬ: «Человек и мир вещей, предметов и материалов»

1-я неделя: Каникулы

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Какая бывает посуда
П
Учить различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам. Находить сходство и различия между предметами.


С
Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным людьми.


К
Закреплять знание обобщающего понятия посуда. Учить образовывать слова по аналогии.


Коммуникация
Рассказывание по картине «Мама моет посуду» стр.65
П
Учить различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам.


К
Учить детей составлять несложный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды. Обратить внимание на то, что не все они образуются одинаково. Закрепить знания детей о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности.


Ознакомление с художественной литературой
К. Чуковский «Федорино горе» (чтение)
К
Закрепить умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активизировать использование в речи глаголов. Учить воспринимать на слух и правильно произносить звук ж изолированно, в словах и фразах.



Ч
Продолжать учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.


Математика
Ритм
П
Формировать представление о ритме (закономерности). Умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов. Закреплять умение находить в предметах признаки сходства и различия, умение объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять счет в пределах 5.



К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький, вперед, сзади, между, справа, слева.


Рисование
Укрась красивое блюдечко
Т.М. Бондаренко стр. 189
П
Закрепить представления о предметах посуды, их группировке.



Х
Учить детей создавать узор на круге, располагая элёменты по краю и в середине. Использовать мазки, точки дуги.



К
Закрепить обобщающее понятие посуда.


Аппликация
Посуда для бабушки Федоры
П
Закрепить знание детей о посуде. Формировать представление об её функции. Закрепить некоторые правила и навыки культуры после еды.


Х
Учить детей вырезать кружочки из квадрата, аккуратно наклеивать их на бумагу.



К
Обогатить словарный запас следующими словами и фразами: чистая; красивая; праздничная; мы рады; угощайся, пожалуйста; чайная посуда.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Одежда, обувь, головные уборы и их предназначение.
П
Расширить представления детей об одежде, обуви, головных уборах. Рассказать из чего и как делают одежду.


С
l°Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным людьми.


К
Закреплять знание обобщающего понятия одежда. Учить образовывать слова по аналогии.

Коммуникация
Описание предметов одежды стр.48
К
Учить правильно называть и описывать предметы зимней одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее понятие одежда. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Учить выделять и правильно произносить звук ж изолированно, в словах, подбирать слова с заданным звуком.

Ознакомление с художественной литературой
Н.Носов «Заплатка»
К
Закрепить умение правильно называть предметы одежды. Активизировать использование в речи глаголов.


Ч
Продолжать учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.


Математика
Число 6. Цифра 6.
П
Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с числом и цифрой 6. Закреплять представления о пространственных фигурах, умение находить их признаки сходства и отлития.


К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький, вперед, сзади, между, справа, слева.

Рисование
Украсим кукле платье
Т.М. Бондаренко стр. 212
П
Закрепить знания детей об одежде, обуви, головных уборах.


Х
Учить детей рисовать платье для куклы и украшать его.


К
Закреплять знание обобщающего понятия одежда. Учить образовывать слова по аналогии.

Аппликация
Украсим концы шарфика узором
Г.С. Швайко стр.47

Х
Продолжать учить детей разрезать одним движением узкие полосы бумаги; учить складывать полоску пополам и разрезать по сгибу; составлять из прямоугольников одинаковые узоры, чередуя по цвету.


К
Закреплять в речи детей названия цветов.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Мебель и её предназначение.
П
Расширить знания детей о предметах мебели, её назначении. Рассказать из чего её делают.



Учить правильно называть предметы мебели, знать их назначение.

Коммуникация
Рассказывание на заданную тему стр.40
П
Расширить представления детей о предметах мебели. Дать первичные представления о свойствах материалов.


К
Учить правильно называть предметы мебели и посуды, знать их назначение; уточнить значение понятий мебель, посуда. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед. Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

Ознакомление с художественной литературой
Сергей Герасимов «Сказка о нарисованном стульчике»
К
Закрепить умение правильно называть предметы мебели и обобщающее понятие. Активизировать использование в речи глаголов.


Ч
Продолжать учить внимательно слушать, понимать смысл и содержание сказки.

Математика
Порядковый счет.
П
Формировать представления о порядковом счете. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1 - 5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.


К
Закреплять знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в употреблении слов: слева - справа, спереди – сзади.

Рисование
Полочка для игрушек.
П
Закрепить умение правильно называть предметы мебели.


Х
Учить рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, соединяя так, чтобы получилась полочка. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги при изображении рисунка.


К
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед.

Лепка
Стол и стул
Д.Н. Колдина стр.20

П
Закрепить знания детей о предметах мебели и их назначении.


Х
Учить разрезать вытянутые пластилиновые столбики на части, используя стеку и прикреплять их к картону, изображая предметы мебели в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев.

Итоговое мероприятие: Создание альбомов: «Какая бывает посуда»,
«Одежда и обувь по сезонам»,
«Мебель».



























ФЕВРАЛЬ: «Труд взрослых»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Кто работает на транспорте
П
Познакомить с обобщающим понятием транспорт. Учить выделять различные признаки предмета, сравнивать их, находить существенные признаки и по ним объединять в одно родовое понятие. Уточнить представление о труде водителя.


Б
Дать представление о правилах дорожного движения.


К
Закреплять употребление слова транспорт.

Коммуникация
Пересказ рассказа
Я. Тайца «Поезд» стр.50
П
Закрепить знания детей о видах транспорта.



Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц. Тренировать в образовании форм имен существительных в родительном падеже множественного числа. Закрепление знаний о терминах слово, звук, умения самостоятельно подбирать слова со звуком с.

Ознакомление с художественной литературой
Г. Цыферов «Паравозик из Ромашково»
К
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, удивления, радости.


Ч
Помочь понять смысл и содержание произведения.

Математика
Сравнение по длине
П
Формировать умение сравнивать полоски по длине с помощью непосредственного наложения упорядочивать их по признаку длины. Закреплять пространственные представления, прямой и обратный счет в пределах шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.


К
Закреплять представления о значении слов: длинный, короткий, сегодня, вчера.

Рисование
Вагон.
Г.С. Швайко стр.55
П
Закрепить знания детей о видах транспорта.


Х
Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги; соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая её от бумаги и каждый раз доводя до контура); самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания вагона; поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.

Лепка
Лодка с веслами
Д.Н. Колдина стр.22
П
Закрепить знания детей о видах транспорта.


Х
Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Раскатывание колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Нам на улице не страшно
П, Б
Расширять представления об элементарных правилах поведения на улице, правилах дорожного движения, сигналах светофора. Упражнять в действиях пешеходов и водителей на сигналы светофора. Дать представление о профессии регулировщик, милиционер.

Коммуникация
Описание транспортных игрушек
П
Закрепить представление о транспорте.


К
Побуждать к составлению рассказа по игрушке. Закреплять понимание предлогов: в, на, под, между. Закрепить образование прилагательных от существительных, обозначающих материал. Учить произносить фразу с разной силой голоса.

Ознакомление с художе-ственной литературой
С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»
П, Б
Познакомить детей с профессией милиционер (полициониер). Уточнить правила перехода через улицу.


К, Ч
Познакомить с новым литературным произведением, помочь понять основной смысл. Закреплять умение выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Математика
Число и цифра 7.
П
Познакомить с числом и цифрой 7. Закреплять представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять порядковый счет, пространственные представления, умение ориентироваться по элементарному плану.


К
Закрепить употребление слов: справа, слева, впереди.

Рисование
Постовой милиционер
П, Б
Расширять представление о безопасности дорожного движения.


Х
Учить детей рисовать фигуру человека с помощью карандашей.

Аппликация
Светофор

Уточнить представления о сигналах светофора и правилах поведения на улице

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Наша армия
П
Формировать первоначальное представление об особенностях военной службы. Уточнить представления о родах войск, защитниках Отечества.


С
Воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат.


К
Активизировать в речи слова: солдат, моряк, лётчик, некоторые названия военной техники и оружия.

Коммуникация
Описание картинок «Военная техника»
К
Познакомить детей с видами военной техники. Расширить знания детей о её назначении.


С
Воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат.

Ознакомление с художественной литературой
Заучивание стихотворения С.Маршака «Пограничник»
К
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавать интонацией его содержание.



С
Воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат.

Математика
Числа и цифры от 1-7.
П
Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством. Формировать представление о начале отсчета при пересчитывании предметов, расположенных по круг. Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединить предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку. Закреплять пространственные отношения.


К
Уточнить понимание слов: вчера, сегодня, завтра.

Рисование
Военная техника – танк
Х
Учить детей с помощью цветных карандашей изображать танк. Учить рисовать круглую и овальную формы.


С
Воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат.

Аппликация
Быстрокрылые самолёты
И.А.Лыкова, стр. 98
Х
Учить детей создавать изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали). Показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги (свободный перенос освоенных техник). Развивать творческое мышление.


С
Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Врачи - наши помощники
П
Закрепить представления о труде врача. Закрепить знания о витаминах.


С
Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.


З
Продолжать воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о здоровье.

Коммуникация
Составление рассказа по ролям «Больница, приём у доктора»
П
Закрепить представления о труде врача. Закрепить знания о витаминах.


К
Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.


С
Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Ознакомление с художественной литературой
К.Чуковский «Айболит»
П
Закреплять представление о профессии врача.


К
Учить правильно использовать множественное число глагола хотеть, форму повелительного наклонения глаголов: рисовать, танцевать и др.

Математика
Сравнение по толщине
П
Формировать умение сравнивать предметы по толщине.
Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Формировать умение выявлять и продолжать закономерность.


К
Уточнить понимание слов: широкий, узкий.

Рисование
Добрый доктор Айболит
П
Закрепить представление о профессии врача.


Х
Продолжать учить изображать фигуру человека, передавать особенности одежды. Закреплять навыки рисования карандашом.


З
Уточнить представление о том, что врачи заботятся о нашем здоровье.

Лепка
Какие звери пришли к Айболиту
Ч
Помочь вспомнить содержание сказки К. Чуковского «Айболит».


Х
Побуждать передавать впечатления от прочитанного, используя знакомые приемы лепки.

Итоговое мероприятие: Создание альбома «Профессии».
Выставка рисунков для пап и дедушек.

МАРТ: «Моя семья, мой дом»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Наши мамы
П
Закрепить представления о труде мамы дома и на работе. Рассказать о празднике 8 марта (Международный женский день).


С
Воспитывать желание помогать маме, не огорчать её.

Коммуникация
Рассказывание из личного опыта на тему: «Как мы помогаем маме»
С
Воспитывать чувство любви и уважения к маме.


К
Учить высказываться на тему из личного опыта. Закреплять правильное произношение звука Ш в словах и фразовой речи. Упражнять в произнесение фраз с разной силой голоса.

Ознакомление с художественной литературой
В Драгунский «Тайное становится явным»
Ч
Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев.


К
Развитие связной и диалогической речи. Умение рассказывать о прочитанном.

Математика
Сравнение по высоте
П
Формировать умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Закреплять умение соотносить цифры 1-7 с количеством, прямой и обратный счет в пределах 7.


К
Уточнить понимание слов: высокий, низкий.

Рисование
Цветы для мамы
С
Продолжать воспитывать чувства любви и уважения к маме.


Х
Учить рисовать красками красивые цветы, самостоятельно подбирать цвета.

Аппликация
Открытка в подарок маме
Т.М. Бондаренко стр. 208
С
Побуждать делать приятное близким.


Х
Учить вырезать части цветка, срезая углы путём закругления. Побуждать создавать красивое изображение.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Я и моя семья
П
Формировать начальное представление о семье, умение называть своё имя, фамилию, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице.


С
Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Коммуникация
Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
стр. 34
К
Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детёнышей животных, употреблять форму повелительного наклонения.


Ч
Учить внимательно слушать сказку, понимать ее смысл.

Ознакомление с художественной литературой
Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», М.Лермантов «Спи младенец мой прекрасный» (заучивание)
Б
Довести до понимания опасность непослушания.


К
Учить четко и правильно произносить звук Ч изолированный, в словах и фразах.


Ч
Учить понимать и оценивать поступки героев. Помочь запомнить стихотворение, учить читать его спокойным, ласковым тоном.

Математика
План
П
Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола. Закреплять умения сравнивать группы предметов с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.


К
Уточнить понимание слов: план, карта.

Рисование
По сказке «Петушок с семьёй»
Ч
Помочь вспомнить содержание сказки, осознать её смысл.


Х
Учить передавать впечатления от прочитанного. Закреплять умение передавать форму и отношение частей тела. Учить изображать красивое оперение разноцветными красками.

Лепка
Семья матрёшек
Д.Н. Колдина стр.33
П
Обобщить представление: семья – это все, кто живёт вместе с ребёнком.


Х
Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для её устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом и при помощи стеки.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Мы любим спорт
П
Расширять представления о здоровом образе жизни. Закрепить представления о видах спорта.


К
Побуждать рассказывать о занятиях физкультурой и спортом в семье. Закреплять знание названий видов спорта.


Ф, З
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Коммуникация
Описание предметов по их признакам
стр. 38
П
Закрепить представления о видах спорта.


К
Учить детей описывать предмет, не называя его. Активировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). Тренировать детей в образовании названий детёнышей животных в именительном и косвенных падежах.

Ознакомление с художественной литературой
К.И. Чуковский «Тараканище»
Ч
Учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл и оценивать поступки героев.


К
Развивать диалогическую речь, умение пересказать прочитанное.

Математика
Число и цифра 8
П
Познакомить с числом и цифрой 8. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять представления о геометрических фигурах, свойствах предметов, числовом ряде.


К
Уточнить понимание слов: справа, слева, далеко, близко.

Рисование
Девочка играет в мяч
Х
Упражнять в изображении фигуры человека, относительной величины частей тела и пропорций. Побуждать передавать несложные движения.


Ф, З
Закреплять представление о пользе занятий физкультурой и спортом для здоровья.


Аппликация
Забавные человечки из кружков
Г.С. Швайко стр. 139

Х
Продолжать развивать у детей фантазию и творческие способности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов; передавать несложные движения рук или ног у фигурок; составлять фигуры людей, начиная с головы.


Б
Уточнить правила обращения с ножницами.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Мой дом. Опасные предметы.
П, Б
Знакомить с домом, родным городом, его названием. Учить детей называть правильно свой домашний адрес (улицу, номер дома, номер квартиры). Уточнить представления об опасных предметах дома, правилах обращения с ними и хранения.


Т, Б
Закреплять привычку класть вещи на своё место.

Коммуникация
Рассказывание из личного опыта на тему: «Моя комната»
П
Уточнить названия и назначение предметов мебели, обобщающее понятие.


К
Закрепить навыки рассказывания из личного опыта. Закреплять правильное произношение звука Ч в словах и фразах, умение подбирать слова с этим звуком. Учить пользоваться вопросительной интонацией.

Ознакомление с художественной литературой
Л. Воронкова «Как Алёнка разбила зеркало» (чтение)
Б
Закрепить правила обращения с опасными для жизни и здоровья предметами.


Ч
Познакомить с новым литературным произведением, помочь понять его смысл, учить оценивать поступки героев.

Математика
Сравнение по длине, ширине и толщине
П
Формировать умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 8, сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. Формировать умение выявлять и продолжать закономерность.


К
Уточнить понимание слов: длинный, узкий, широкий, толстый.

Рисование
Домик для куклы
Г.С. Швайко стр. 57
П
Закрепить знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, деревянные, кирпичные и др.)


Х
Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги.

Лепка
Теремок
Д.Н. Колдина стр.30
Х
Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков.


С
Воспитывать отзывчивость и доброту.

Итоговое мероприятие: Праздник, посвященный 8 марта.
Создание альбома «Моя семья».







АПРЕЛЬ: «Весна»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
К нам весна шагает быстрыми шагами
П
Познакомить с признаками весны. Закреплять представление об изменениях в природе весной.


К
Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Коммуникация
Пересказ рассказа Л.Толстого «Пришла весна»
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


К
Учить пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Учить правильно и четко произносить звук щ изолированный, в словах и фразах.

Ознакомление с художественной литературой
Е. Баратынский «Весна, весна!..» (чтение)
Ч
Познакомить с новым литературным произведением, помочь понять его смысл.


К
Учить рассказывать о прочитанном. Упражнять в подборе глаголов к существительным. Учить правильно и четко произносить звук щ изолированный, в словах и фразах.

Математика
Цилиндр
П
Формировать представления о цилиндре, умение распознавать цилиндр в пределах окружающей обстановке. Познакомить с понятиями строки и столбца таблицы. Закрепить счет в пределах 8, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов.


К
Упражнять в употреблении слов: большой, маленький.

Рисование
Весна, ручейки, солнце ярко светит
Т.М. Бондаренко стр. 225
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


Х
Учить передавать впечатления от природы, рисовать раннюю весну. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в рисовании гуашью.

Лепка
Цветные зонтики
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


Х
Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом из пластилина). Развивать мелкую моторику рук.

2-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Пернатые друзья
П
Обобщить представления о зимующих и перелётных птицах. Закреплять знания о домашних птицах и их детёнышах.


К
Закреплять использование в речи названий птиц.

Коммуникация
Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» стр. 169
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


К
Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Ознакомление с художественной литературой
М.Горький «Воробьишко», Н.Романова «Котька и птичка»
К
Учить подбирать определения и антонимы. Учить правильно и четко произносить звук щ изолированный, в словах и фразах, придумывать слова с этим звуком.


Ч
Закреплять умение оценивать поступки героев литературных произведений.

Математика
Конус
П
Формировать представления о конусе, умение распознавать конус в пределах окружающей обстановке. Закреплять геометрические представления, счет в пределах 8. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.


К
Упражнять в употреблении слов: конус, цилиндр, геометрические фигуры.

Рисование
Я ракету нарисую
Т.М. Бондаренко стр. 241
П
Познакомить детей с праздником, который отмечают 12 апреля – День космонавтики.


С, Х
Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать своё отношение к ним, самостоятельно изобразить ракету.

Лепка
Птицы на нашем участке
П
Закреплять представление о зимующих и перелётных птицах.


Х
Закреплять умение лепить, используя знакомые приемы лепки.

3-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Вся природа проснулась после зимнего сна
П
Обобщить и систематизировать представления о весенних изменениях в растительном и животном мире.


К
Упражнять в употреблении названий деревьев и животных.

Коммуникация
Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черёмуха»
стр. 173
П
Обобщить и систематизировать представления о весенних изменениях в растительном мире.


К
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Ознакомление с художественной литературой
Е. Баратынский «Весна, весна!..» (чтение)
П
Закреплять представления о весенних явлениях природы.


К
Закреплять умение подбирать определения к существительным.


Ч
Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения.

Математика
Призма и пирамида
П
Формировать представления о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы призмы и пирамиды. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 8.


К
Упражнять в употреблении слов: призма, пирамида, геометрические фигуры.

Рисование
Весеннее деревце
П
Обобщить и систематизировать представления о весенних изменениях в растительном и животном мире.


К
Упражнять в употреблении названий деревьев и животных.


Х
Продолжать учить детей рисовать весеннее дерево, передавать в рисунке его строение – ствол, ветки разной длины; согласовывать величину изображения с размером листа бумаги.

Аппликация
Цветы в корзинке



Х
Учить детей вырезать цветы из бумаги, аккуратно наклеивать, создание коллективной открытки.


П
Закреплять представления о весенних явлениях природы.

4-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Цветы весны
П
Уточнить представления о первоцветах.


С
Воспитывать бережное отношение к растениям.

Коммуникация
Чтение стихотворений о весне стр. 167
П
Закреплять представления о весенних явлениях природы.


К
Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.

Ознакомление с художественной литературой
Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»
К
Учить подбирать определения и антонимы. Учить правильно и четко произносить звук щ изолированный, в словах и фразах, придумывать слова с этим звуком.


Ч
Закреплять умение оценивать поступки героев литературных произведений.

Математика
Геометрические тела
П
Закреплять представления о пространственных геометрических фигурах. Закреплять умение пользоваться планом, пространственные отношения предметов. Формировать умение находить признаки и сходства и различия, объединять предметы по сходным признакам.


К
Упражнять в употреблении слов: конус, цилиндр, призма, пирамида, геометрические тела.

Рисование
Желтый одуванчик
П, С
Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны; учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.


Х
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя кисточку (тычком), развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в рисовании гуашью.

Аппликация
Весенний цветок
Г.С. Швайко стр. 129
П
Уточнить представления о первоцветах.


С
Воспитывать бережное отношение к растениям.


Х
Учить детей вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветиков; использовать в аппликации два оттенка одного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

5-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
Вот и наступила весна
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


К
Закреплять умение составлять сложно подчинённые предложения. Учить различать твёрдые и мягкие звуки. Закреплять умение подбирать слова, сходные по звучанию.

Коммуникация
Составление рассказа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
П
Закреплять представление об изменениях в природе весной.


К
Учить составлять описательный рассказ по картине. Учить употреблять в речи прилагательные.

Ознакомление с художественной литературой
Чтение К. Ушинский «Четыре желания»
Ч
Закреплять умение устанавливать последовательность различных событий (сезонных изменений): что было раньше, что позже. Учить устанавливать причинно следственные связи деятельности людей от времен года;


К
Активизировать речь детей, формировать умение использовать в своей речи сложные предложения; развивать образное воображение детей.

Математика
Повторение
П
Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 8, умение сравнивать предметы, различать геометрические фигуры.


К
Упражнять в употреблении слов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

Рисование
Весна, весна на улице, весенние деньки!
П
Уточнить представления о весенних явлениях природы и играх детей.


Х
Закрепить умения задумывать содержание рисунка, доводить замысел до его воплощения. Упражнять в рисовании цветными карандашами.

Лепка
Цветик – семицветик
Д.Н. Колдина стр.35
П
Закрепить знания о весенних изменениях в природе.


Х
Упражнять в технике пластилинографии. Развивать мелкую моторику пальцев рук и аккуратность.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Ой бежит ручьём вода»





































МАЙ: «Мы живем в России»

1-я неделя

Формирование целост-ной картины мира
День победы
П
Осуществлять патриотическое воспитание. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.


С
Воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам войны.

Коммуникация
Чтение рассказа А. Барто «На заставе»
П
Дать представление о Великой Отечественной войне.


К
Учить детей эмоционально воспринимать рассказ, замечать выразительные средства; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.

Ознакомление с художественной литературой
С. Михалков «Дядя Стёпа»
П
Познакомить с литературным произведением, помочь понять его юмористический смысл.


К
Закреплять умение подбирать слова сходные по звучанию.

Математика
Повторение
П
Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 8, умение сравнивать предметы, различать геометрические фигуры.


К
Упражнять в употреблении слов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

Рисование
Праздничный салют
Х
Развивать воображение и интерес к художественному творчеству. Учить рисовать салют способом тычка жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.


П
Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.


С
Воспитывать любовь к родине.

Аппликация
Поздравительная открытка к 9 мая
Х, С
Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине.

2-я неделя:

Формирование целост-ной картины мира
Мой родной город
П
Закрепить представление о родном городе, его названии и некоторых достопримечательностях. Дать знания о заботе, о детях и объектах для детей.


С
Воспитывать любовь к родному краю.

Коммуникация
Мой город Коряжма
П
Закрепить представление о родном городе, его названии и некоторых достопримечательностях.


К
Учить четко и правильно произносить звуки: л, ль, выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова с ними. Упражнять в образовании форм глагола хотеть.

Ознакомление с художественной литературой
П.Воронько «Лучше нет родного края» (чтение)
П, Ч
Уточнить знания о природе родного края. Учить слушать и понимать смысл прочитанного.


С
Вызвать чувство восхищения родной природой и талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей родине.

Математика
Повторение

П
Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 8, умение сравнивать предметы, различать геометрические фигуры.


К
Упражнять в употреблении слов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

Рисование
Дом, в котором я живу

П
Закрепить представление о родном городе, его названии и некоторых достопримечательностях.


Х
Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги.

Лепка
«Мой дом»
Х
Упражнять в технике пластилинографии. Развивать мелкую моторику пальцев рук и аккуратность.


П
Закрепить знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, кирпичные, панельные и др.) Учить детей говорить свой домашний адрес.

3-я неделя: Диагностическое обследование

4-я неделя: Диагностическое обследование

Итоговое мероприятие: Создание коллажа «Мой город»







Список литературы
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель» 2006. – 144 с.
Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.
Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. –48с.
Авдеева Н.Н. Безопасность.
Зеленова Н.Г. Мы живём в России. Гражданско - патриотическое воспитание. Средняя группа.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.- М.: Элизе Трейдинг, 2001.
Заголовок 115