Рабочая программа для внеурочной деятельности по экологии Юный эколог




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 7-12 лет
Срок реализации программы 2 годаСоставитель: учитель высшей категории
ГАЛИЦИНА
Елена Николаевна

г. Ярославль
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка_________________________________________3
цели и задачи реализации программы
принципы работы с кружковцами
основные знания, умения, навыки и формы их проверки
Учебно-тематический план______________________________________7
Содержание курса_____________________________________________11
Методическое обеспечение программы__________________________13
планирование и проведение учебного занятия
мониторинг образовательных результатов
формы отслеживания результатов
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй
самообразование педагога
материально-техническое обеспечение
Список литературы ___________________________________________ 18
6 Приложения__________________________________________________19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Изучение природы и экологии заняло прочное место в воспитании подрастающего поколения в школах и внешкольных учреждениях. С изучением природы связаны идеи исторического развития живой природы, материалистическое истолкование процессов жизни.
Одной из глобальных современных проблем является проблема «Биосфера и человечество». Решение ее зависит от уровня экологического образования, общей культуры каждого человека на земле.
Охрана природы, рациональное использование природных ресурсов становится важнейшей общегосударственной задачей, от решения которой зависит жизнь людей. Среди практических мероприятий, связанных с вопросами охраны природы, важное место занимает улучшение подготовки обучающихся в области природоведения и защиты окружающей среды.
В связи с этим и открываются кружки «Юный эколог» в домах творчества и школах. Цель их работы - внести существенный вклад в экологическое и эстетическое воспитание детей, развивать у них интерес и любовь к родной природе, бережному отношению к ее богатствам. Здесь ребята становятся более уверенными, в себе и своих знаниях. Это им иногда помогает и в школе, что очень важно в современной жизни. Некоторые дети мечтают пойти учиться дальше, чтобы заниматься экологией, биологией, зоологией или орнитологией. Но они еще, к сожалению, очень маленькие и мы пока не знаем, помогут ли им наши занятия в выборе профессий или нет.
Работа с обучающимися позволяет удовлетворить их естественный интерес к природе. В процессе занятий предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране земельных насаждений, птиц, помощи животным, попавшим в беду.
Задача учащихся не только изучение и освоение теоретических знаний, но и практическая работа. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение кружковцами порученной работы, содержание в порядке оборудования, инвентаря, инструмента, соблюдения всех правил техники безопасности при работе с острыми инструментами и сельскохозяйственным оборудованием входят в учебно-воспитательные задачи объединения.
Занятия проводятся в игровой форме, включают подвижные игры, которые повышают интерес к занятиям, Одна из основных и важных форм работы объединения - экскурсии в природу. В ходе экскурсий накапливаются конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Набор в коллектив проходит в конце августа. Программа составлена таким образом, что возраст детей не ограничен. Основной контингент - дети 9-14 лет. Но если набирается группа старше, то эти же темы (проблемы экологии и природоохранной деятельности) можно рассматривать более глубоко.
Занятия в объединении строятся на основе экологических знаний. Экология закладывает основу правильного понимания природы. При изучении животных ребята узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов, дети знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением для жизни человека.
Цели и задачи работы с коллективом.
Животные составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Потребность создавать живые уголки у себя дома, на даче, на работе свойственна людям разных профессий и возрастов. Любовь к животным и природе не всегда приходит сами собой. В этом детям надо помочь.
На занятиях в образовательных школах учащиеся получают определенный объем знаний и умений. Занятия в учреждениях дополнительного образования позволяют детям овладеть функциональной грамотностью, расширить, осознать и углубить полученную информацию. В них предлагается каждому ребёнку свободный выбор образовательной деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы. В школах, Домах творчества организуются' кружки юных экологов, в которых детям прививаются любовь к природе,
животным и растениям.
Любовь к природе - большое и сложное чувство. Оно охватывает высокие душевные и умственные сферы, образуя сложный психологический комплекс, и тем самым составляет существенную сторону сознательной духовной жизни человека.
Цель программы: развивать интерес и воспитывать любовь к родной природе, содействовать формированию бережного отношения к её богатствам, необходимости её охраны и преумножения.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о влиянии состояния экосистем, биосферы, глобальных проблем в области экологии на сохранение животного и растительного мира планеты;
содействовать в профессиональной ориентации по профессии: эколог, зоолог,
биолог, орнитолог;
расширить и углубить знания обучающихся о природе.

Воспитательные:
воспитывать у детей стремление к творческой деятельности;
формировать навыки общения и культуры поведения;
способствовать формированию единого коллектива;
учитывать личные интересы детей, создать условия для самовыражения,
саморазвития.
Развивающие:
развивать познавательную активность обучающихся, их умственные способности,
способствовать развитию логического мышления, самостоятельности;
способствовать расширению кругозора;
Программа основана на системе принципов обучения.
доступность содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей:
последовательность и систематичность изложения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм изложения материала;
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм
организации педагогического процесса. Данный принцип предполагает, что каждый учащийся может выступать в различных социальных полях;
принцип последовательного перехода от репродуктивных видов мыследеятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой и соревновательной деятельности.
Реализация одного принципа связана с обязательной реализацией других, что позволяет педагогу видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса, делать обоснованный выбор целей отбора содержания учебного материала, форм, методов и средств организации деятельности учащихся.
Особое внимание уделяется работе с детским коллективом. Эта работа начинается во время набора в кружок и комплектования группы в конце летних каникул, начале сентября. Группы комплектуем из ребят с разницей в возрасте не более двух-трех лет. Лучше, если в группе работают учащиеся одного класса. Близкий уровень знаний, общность интересов позволяют методически правильно построить занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся, облегчают создание коллектива, делают работу кружка плодотворной, полной. Многие кружковцы мечтают стать впоследствии зоологами, ветеринарами, орнитологами.
С первых дней занятия поставлены на принцип самообслуживания. Большое значение в работе и воспитании детей кружковцев имеет их участие в обслуживании их задач работы объединения, и поддержание порядка в кабинете. Очень важно развивать у детей чувство ответственности, общественной активности и заинтересованности в дружной, сплоченной работе. В этом случае у кружковцев развивается чувство личного достоинства, коллективизма, нужности и необходимости.
Ожидаемыми результатами реализации программы будут:
В период обучения и воспитания степень приобретения знаний, умений, навыков усложняется по годам обучения, это зависит от индивидуальности и личного роста каждого ученика в отдельности, от его мотивации, ориентированной на свободный выбор и освоение образовательной программы.
Предполагается, что по итогам освоения программы обучающиеся научатся:
чуткому поведению в коллективе.
оказанию помощь животным, попавшим в беду.
любви, уважению и бережному отношению к родной природе.
К показателям результативности работы объединения «Юный эколог» можно также отнести:
сохранность контингента детей, особенно второго года обучения;
развитие и сохранение традиций кружка: совместные вечера, интеллектуальные игры, викторины, праздники «День именинника», «Новый год», «Будем знакомы», «Здравствуй, осень золотая», «День птиц», «День Земли»; проведение итоговых экскурсий, конкурсов.
В случае успешной реализации программы ее участники будут знать:
основные термины, используемые в экологии, зоологии, природоведении, а также природоохранной деятельности;
особенности жизнедеятельности животных, птиц, растений, рассматриваемых в данном курсе;
правила техники безопасности при работе с цветами, а так же при кормлении птиц зимой на кормушках;
основы организации проведения экологических, биологических викторин и интеллектуальных игр по экологии и биологии.
Приобретут умения:
налаживать отношения в коллективе;
правильно организовывать свое рабочее место, распределять время;
-- собирать необходимую информацию об объектах природы (грамотно и правильно обращаться с методической литературой, собирать, сохранять и систематизировать природные материалы). Приобретут навыки:
соблюдения техники безопасности при выполнении всех видов работ;
ухода за растениями.
Формы проверки результатов реализации программы
Контроль за освоением программы обучающимися призван оценить как теоретические знания, так и практические навыки, приобретённые на занятиях. По данной программе применяются следующие виды контроля:
предварительный - выявление у ребенка интереса к определенной отрасли (биология, экология, зоология, орнитология); формы - собеседование, анкетирование;
текущий - проверка накопленного опыта и знаний (проведение итоговых занятий в конце каждого блока, оформление альбомов, рисунков проведение викторин, наблюдение за полученными навыками);
итоговый контроль: проведение итогового занятия (задаются вопросы по всему курсу, производится опрос по экологической, биологической, зоологической терминологии, как в форме беседы, так и в форме игры, кроссвордов), проведение викторины «Почемучек». Отслеживается также умение применять полученные знания на практике; делиться ими с младшими ребятами.
Подробнее формы отслеживания результатов описаны в разделе «Методическое обеспечение».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планирование и проведение учебного занятия
Для максимально эффективной работы по данной программе разработаны и постоянно обновляются поурочные планы, планы по блокам, годовой план занятий. Применяются разные формы занятий в зависимости от изучаемой темы и ее специфики (фронтальные, групповые, индивидуальные), Наиболее эффективными являются индивидуальные беседы, опрос, викторины по командам, интеллектуальные игры, работа в уголке живой природы, написание докладов, рефератов, заполнение дневника наблюдений. На каждом занятии опрос по предыдущему материалу, личные беседы по теме, написание реферата по теме, запись в дневнике наблюдения. По окончании блока проводится викторина, в конце учебного года — итоговая викторина.
С целью формирования норм поведения, создания тёплой атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи совместно с обучающимися выработаны следующие правила общения:
Не повышай голос на друга.
Не обзывайся.
Выбирай правильные и неоскорбительные слова.
Веди себя спокойно и корректно по отношению к другим.
Мониторинг образовательных результатов.
Параметры Критерии Показатели Диагностические средства
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
ОБУЧАЮЩЕГО Степень сформированности познавательного потенциала личности обучающегося в области содержания образовательной программы обученность, усвоение ЗУНов образовательной
программы;
познавательная активность;
качество проводимых обучающимися исследований,
подготовленных докладов
и рефератов
статанализ текущего и итогового освоения
ЗУНов;
методики изучения познавательных процессов;
педагогическое наблюдение;
методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся;
собеседование;
смотр знаний, умений, навыков.
Уровень сформированностинравственного потенциала
личности обучающегося
нравственная направленность личности (правильное поведение в природе, активное участие в предотвращении загрязнений окружающей среды, активная помощь животным, попавшим в беду);
поддержка традиций коллектива, участие в общей деятельности;
доброжелательная атмосфера в коллективе, дружба. педагогическое наблюдение;
методики Л.В.Байбородовой «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев»;
экспертные оценки;
игра «Магазин» (О.В.Соловьёв) на изучение уровня нравственного развития личности и нравственной атмосферы в объединении;
методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся.
Степень самоактуализированности личности обучающегося стремление к проявлению и реализации своих способностей;
настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание-нежелание);
разнообразие творческих достижений. методика М.И.Рожкова для изучения уровня творческой активности
творческий отчёт
педагогическое наблюдение
методика выявления коммуникативных склонностей
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ Создание условий для успешной социализации обучающихся сформированное
воспитательного коллектива;
текущая и перспективная сохранность контингента;
удовлетворенность обучающихся собственными достижениями, объективность самооценки.
экспертные оценки;
методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся;
методика Р.С. Немова
«Социально-психологическая
само аттестация коллектива
(СПСК)/;
методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия;
экспертиза программно- плановых материалов.
Формы отслеживания результатов.
По данной программе применяются следующие виды контроля:
предварительный -- выявление у ребенка интереса к определенной отрасли знания (биология, экология, зоология, орнитология); формы - собеседование, анкетирование;
текущий - проверка накопленного опыта и знаний (проведение итоговых занятий в конце каждого блока, оформление альбомов, рисунков проведение викторин* наблюдение за полученными навыками); в каждой группе ребята ведут дневниковые наблюдения за животными, они ежемесячно проверяются, проводится опрос о результатах наблюдений не только животным живого уголка, но к в природе. Можно выбрать объект наблюдения и вид работы по душе. Если ты не хочешь наблюдать за крысами, можно выбрать морскую свинку.
аквариум, черепах, птиц или цветок, либо выйти на улицу и понаблюдать за животными на кормушке, а потом придти и записать все это в свой дневник наблюдений или рассказать остальным ребятам. Получается очень интересно и увлекательно. Дети любят такую форму
занятий.
- итоговый контроль: проведение итогового занятия (задаются вопросы по всему курсу, производится опрос по экологической, биологической, зоологической терминологии, как в форме беседы, так и в форме игры, кроссвордов), проведение викторины «Почемучек». Отслеживается также умение применять полученные знания практике; делиться ими с младшими ребятами, В конце каждой новой темы проводится заключительное занятие - это либо изготовление альбомов о животных нашей области, где мы подводим итог пройденной теме, либо рисунки овощей и грибов, так же после определенной темы, как закрепление материала. По окончании каждого блока мы проводим викторины, конкурсы «Почемучек», итоговую игру, где каждый учащийся получает бонусы за правильные ответы (индивидуальные или командные) в зависимости от формы проведения. А в конце года проводится финальная игра по всем пройденным темам, где подводятся итоги года с учетом очков набранных за год. Учащиеся награждаются грамотами и подарками (заранее заготовленными родителями). Текущий мониторинг проводится в течение учебного года. Критерий мониторинга - степень усвоения учащимся содержания конкретного занятия. На основании этого критерия выделяются:
дети, легко справившиеся с заданием или опережающие общий темп.
дети, отстающие в темпе или выполняющие задание с ошибками, недочетами.
дети, совсем не справившиеся с содержанием занятия.
По окончании обучения некоторые дети изъявляют желание продолжать занятия в кружке и далее, они самостоятельно будут выполнять индивидуальную работу и попробуют заняться селекцией наших животных, а так же основами флористики.
Взаимодействие педагога с семьёй.
Гуманистическое воспитание предполагает взаимодействие педагогического коллектива и родителей «на равных», взаимодействие гуманное, доброжелательное, доверительное.
Деятельность объединения «Юный эколог», детей, родителей и педагога строится на основе диалога, сотрудничества, объективного взаимопонимания, где опора идет на лучшие стороны друг друга.
Проявляется одновременная активность сторон:
в установлении контактов и организации деятельности;
в совместно осознанных и принятых действиях;
в оказаний положительного влияния друг на друга;
в стимуляции взаимного роста творчества детей, родителей, педагога.
Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его с разных сторон, в разных ситуациях. Совместная деятельность детей, родителей и педагога предусматривает:
совместное планирование и организацию занятий, вечеров, викторин и праздников;
организацию экскурсий и плановых выездов в музей;
изучение мнения учащихся и родителей (анкетирование, тесты, беседы, наблюдения);
индивидуальную работу педагога с родителями обучающихся;
традиционные общие мероприятия: проведение родительского собрания в начале и конце учебного года;
участие родителей в проведении праздников объединения «Юный эколог»; совместный «прощальный» летний однодневный поход в природу;
участие родителей в экскурсионной деятельности кружка;
совместное посещение музеев с родителями;
индивидуальные беседы с родителями о пользе домашнего питомца дома;
посещение семей педагогом (по приглашению родителей).
Цель взаимодействия педагога с родителями: способствовать вовлечению родителей в деятельность объединения, упрочению семейных отношений.
Индивидуальная работа с родителями проводится в течение всего учебного года. Главная форма работы в данном случае - беседы. Они дают возможность подробнее узнать об интересах и склонностях каждого ребенка, о характере и интересах самих родителей. Эти беседы сближают педагога и родителей обучающихся, облегчают воспитательную работу.
Важную роль в воспитательной работе играют родительские собрания. Они проводятся в начале, и в конце учебного года. В начале учебного года родителей знакомят с планом работы объединения; в конце года подводятся итоги работы за год. Специфика работы объединения заключается, в том, что без помощи родителей мы не можем обойтись.
Проводятся также индивидуальные беседы с родителями об интересах ребенка. Нужно признать, что большинство используют свои возможности не на все 100%. Поэтому мы вместе с родителями должны тактично направить, давать ему задания по его силам. В особенности в областях, которые ребёнок любит, к которым имеет предрасположенность. Анализ личности ребенка и принятие решения никогда не являются потраченным временем. Некоторые родители против того, чтобы их ребенок завел дома питомца, но в результате занятий в кружке и индивидуальных бесед с родителями, родители соглашаются на приобретение животного.
Самообразование педагога.
Учитель живёт до тех пор, покуда учится.
К.Д.Ушинский
Самообразование педагога, постоянное повышение квалификации, в зависимости от времени и обстоятельства, меняет свои формы, организацию и содержание.
Основная цель самообразования - совершенствование профессиональной компетентности педагога.
Предназначение методической деятельности заключается в эффективном воздействии на конкретного работника, в повышении его качества. Основная работа заключается в трех функциях: производства, систематизации и распространения методических занятий.
Педагог должен знать и любить свой предмет, тогда только он может увлечь им детей и передать свои знания. В противном случае все его знания останутся с ним и не перейдут к детям.
Участие в семинарах, проводимых по профилю в городской станции юннатов
Повышение профессионального уровня, изучение специальной литературы по зоологии, биологии, природоведению и экологии.
Изучение передового опыта кружка «Юный эколог» ГСЮН.
Посещение семинаров «Экологическое воспитание школьников».
Разработка технологической карты описания животных.
Подготовка докладов и рефератов кружковцев по тематике их работы, консультации для них.
Разработка методики проведения массовых мероприятий с участием актива объединения.
Подготовка дидактического материала по темам: «Осень в Лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу», «Перелетные и зимующие птицы».
Разработка материалов по созданию игровых программ про предметы.
Пополнение банка методических пособий.
Разработка домашних задания: «Самому искать интересное».
Посещение психолого-педагогических семинаров.
Работа над методической темой «Мониторинг образовательных результатов в дополнительном образовании детей».
Разработка и внедрение мониторинговых технологий.
Первый год обучения.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Инструктаж но технике безопасности при работе с микроскопами и прочим наглядным материалом. Ознакомление с целями и. задачами объединения, правила поведения в кабинете для занятий. Важности экологии для человека в целом и для нас конкретно.
Вся программа построена на принципах дидактики:
учет возрастных особенностей детей и их индивидуальные возможности;
принцип воспитывающего обучения;
постепенное усложнение учебного материала, от простого к сложному;
систематичность и последовательность учебного материала;
научность;
доступность;
принцип связи обучения с практикой.
Программа включает теоретические и практические занятия.
Во время теоретической части занятий \30-35м\ сообщаются новые знания. Изучается флора и фауна планеты, история развития животного и растительного мира. Важное образовательное значение рассказа заключается в том, что он воздействует на ум и чувства через слово. Обучающиеся легко воспринимают и усваивают все сказанное.
Практические работы ведутся параллельно с теоретическими занятиями. На этих занятиях дети решают «глобальные» проблемы человечества. Так же на занятиях часто используется игровая тактика ведения занятий. Викторины и конкурсы помогают детям лучше научиться применять полученные знания на занятиях.
Применение основ флористики и использование природного материала при работе помогает формировать эстетический вкус и бережное отношение к природе. Правильный и грамотный сбор природного материала содействует рациональному использованию при родных ресурсов.
ОСЕНЬ В ПРИРОДЕ
Признаки осени, Повадки птиц осенью. Подготовка животных и птиц к зиме. Осень в произведениях художников, поэтов, писателей. Знакомство с осенней природой, сбор гербариев, изготовление поделок «Золотая осень».
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС/
Флора и фауна мира. Разнообразие грибов и овощей. Хищные и домашние животные. Процесс их одомашнивания и значение для человека. Зарисовка животных и овощей, знакомство с ними на огороде.
ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Признаки наступления зимы, осадки. Как зимуют птицы, звери, растения. Зима в произведениях художников, поэтов, писателей. Знакомство с зимней природой. Птицы около кормушек. Зимний пейзаж.
' ПРИРОДА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Редкие животные и растения нашей области. Красная книга, история охраны природы, памятники природы. Охрана водных растений и животных. Проблема чистой воды. Знакомство с животными н растениями Ярославской области. Посещение музея отдел «Природа».
* ВЕСНА В ПРИРОДЕ
Весенние изменения в погоде и природе. Поведение птиц и зверей весной. Цветы в легендах и преданиях. Разновидность растений. Зарисовка любимых растений. Игра «Как мы знаем светы».
ЛЕТО В ПРИРОДЕ
Признаки наступления лета. Ярусность леса, и его природоохранное значение. Жизнь птиц и зверей летом, обитатели местного водоема.
PAGE \* MERGEFORMAT 10
Второй год обучения
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ - СРЕДА ОБИТАНИЯ.
Флора и фауна пресных водоемов, лесов, гор, морей и океанов, на полюсах земли. Расселение и размножение растений. Знакомство с насекомыми, беспозвоночными, видами растений водоема и в ближайшем парке,
СЕЗОННЫЕ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Плодородие почвы, его зависимость от климатических условий, явлений природы, хитростей живой природы. Органические и неорганические удобрения. Наблюдения за приспособляемостью живых существ к изменениям в природе.
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ
Классификация животных, их удивительные способности, распространение, места обитания, приспособленность к экстремальным условиям.
МНОГООБРАЗИЕ ИНТЕРЕСОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
Многообразие семейств домашних птиц, собак, кошек. Мелкие млекопитающие, грызуны, аквариумные рыбки. Географическое распространения животных и растений. Экологическая тропа. Пищевая цепь, использование энергии. Круговорот веществ.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ.
ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ
Определение всхожести семян, их расселение, необходимые условия для жизни и роста растений. Запас питательных веществ, влияние хозяйственной деятельности человека и чистоты окружающей среды. Оценка загрязненности окружающей среды.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов учебного года. Обсуждение полученных знаний. Награждение лучших обучающихся. Обсуждение планов на лето. Задание на лето: заготовка природного материала, гербариев, конечно, наблюдение за птицами, животными и растениями летом в
лесу, на даче и дома.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - Москва, 1983 г.
Дмитриев ИЛ., Товнинец ИЛ. - Москва, 1993г.
Домашний зооуголок. - Смоленск, 1996г.
Г ерасимов В.П. Живой мир нашей Родины. - Москва, 1985 г.
Гущина Т.Н. Знакомьтесь: педагогическая студия. // Внешкольник, - 1996, - №2.
Заика Е.А., Молчанова Я.П., Серенькая Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков. - Москва - Переславль-Залесский, 2001г.
Згуриди А. Последам диких животных. - Москва, 1985 г.
Конева Н.Г. Педагогическое проектирование. - Ярославль, 2004.
Михеев А.В., Патканч К.В., Родзевич Н.И., Соловьева М.П. Охрана природы. - Москва, 1983 г.
Козырева АЛО. У каждого свой шанс. // Внешкольник - 1996 г. - №2
Корпели М.П. Школьный атлас-определитель бабочек. - Москва, 1986 г.
Леденцов И. Чудесница. - Саратов, 1993 г.
Мариковский П.И. Насекомые защищаются. - Москва, 1977 г.
Никитина Е,, Голубева Г. В мире насекомых. - Ярославль, 1981 г.
Остапенко Животное в доме. - Москва, 1996г.
Плешинков А.А. Зеленые страницы. - Москва, 1994г.
Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - Москва, 1975 г.
Природа Ярославской области и ее охрана. - Ярославль, 1983 г.
Родной край. - Ярославль, 1989 г.
Смирнова Н.П., Шибанова А. А. По материкам и странам. - Москва, 1974
Сосновсжий ЙЛХ Редкие и исчезающие животные. По страницам красной книги. -
Москва, 1987 г.
Удивительный мир природы. - Ярославль, 1986 г.
Ярославский край, - Ярославль, 1983 г.
Приложение № З.
СПИСОК ЖИВОТНЫХ, ИЗУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ
Яйцекладущие животные: муравьед, ехидна, проехидна.
Сумчатые: кенгуру, коала, поссумы, летяга, кузулисы, бандикуты, мурашееды, кроты,
сумчатые волки, куницы, сумчатый дьявол, сумчатый тигр.
Насекомоядные; землеройка., панда, неколючие ежи.
Непарнокопытные: тапиры, носороги, дикая лошадь, зебры, дикие ослы.
Хищные звери: волк, шакал, лиса, медведь, куница, харза, перевязка, кабан, медоед, барсук,
скунс, мангуст, гиена, львы, тигры, гепард, леопард, пантера, ибрис, пума, ягуар, рысь.
Парнокопытные:, кабан, гиппопотам, верблюд, олень, жираф, бушбек, овцебык, тапин, тур,
зубр, бизон, серый бык, антилопа, газель, серна.
Звери в чешуйчатой броне: кевара, панголин.
Грызуны: дикообраз, шиншилы, белка, полевая мышь, тушканчик, бурундук, бобр, ондатра,
нутрии.
Хоботные: слон. Сирены: морские коровы.
Приматы: лемуры, долгопяты, обезьяны, макаки, павианы, мангабен, лангуны, гиббоны.
Приложение №2
СПИСОК ПТИЦ, ИЗУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ
Семейство вороновых; ворон, серая ворона, грач, галка, сорока, голубая сорока, кедровка,
сойка, клумица.
Скворцовые; Скворец обыкновенный, розовый. Семейство иволг: иволга
Семейство вьюрков: зяблик, обыкновенный вьюрок, дубонос, зеленушка, щегол, чиж, коноплянка, чечетка, корольковый вьюрок, обыкновенный снегирь, серый сибирский снегирь, длиннохвостый сибирский снегирь, чечевица, розовая, сибирская чечевица, кавказская: чечевица, щур, клест, воробьи, горный или снежный вьюрок.
Семейство овсянок; ремез, овсянка, лапландский подорожник.
Семейство жаворонков: жаворонок.
Семейство шевриц; лесной, луговой, полевой, степной конек, белая, желтая, горная трясогузка.
Семейство питух и поползней: пищуха, поползень, стенолаз.
Семейство синиц: синицы, лазаревки, ремез.
Семейство корольков: желтоголовый королек
Семейство сорокопутов: сорокопуты, жулан. Семейство свиристелей: свиристели.
Семейство славковых: пеночки, камышевки, сверчки, пересмешники, бормотушки, славки.
Семейство дроздовых: дрозды, каменки, горихвостки, зарянки, соловьи, варакушки.
Семейство завирушек; завирушки.
Семейство крапивников: крапивник, олянки.
Семейство ласточек: ласточки.
Семейство дятлов: дятлы» вертишки.
Семейство стрижей: стрижи.
Семейство удодов: удод.
Семейство сизоворонок: сизоворонка.
Семейство щурок: щурки.
Семейство зимородков: голубой зимородок.
Семейство козодоев: обыкновенный козодои.
Семейство кукушек: кукушка.
Семейство сов: белая сова, филин, сплюшка, ушастая, блотная, совы, мохноногий, домовой,
воробьиный, сычи, серая неясыть.
Семейство сипух: сипуха.
Семейство соколиных: сапсан, крячет, балобан, дербник, пустельга.
Семейство ястребиных: тетеревятник, перепелятник, тювик, змееяд, беркут, орел - могильник, степной орел, подорлики, сарыч, осоед, коршуны, орланы, граф.
Семейство нырковых уток: гоголь, хохлатая чернь, красноносый, красноголовый, белобок, морянка., каменушка, рпаны, савка.
Семейство чайковых птиц: речная чайка, черноголовый хохотун, сизая чайка, большая морская чайка, морской голубок, маевка, черноносая крачка, речная крачка, полярная крачка.
Семейство бекасовых: кулик, шиловка, большой веретеник, большой кулик, перевозчик, фифи, мородунка, белохвостый песочник, чернозобик, краснозобик, грязовик, вальдшнеп, бекас, дупель, гаршнеп, плавун.
Приложение №3
РАСТЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ
Пеперомия туполистная, Кактус, Бальзамин, Колеус (крапивка), Ховротия, Лимон, Золотой ус, Толстянка, Традесканция лавидная, Фиалка синяя, Фиалка лиловидная, Каланхое живородящее, Бегония корневая, Роза чайная, Роза бордовая, Папоротник махровый, Маранта, Цинерария, Бальзамин, Пиперония себера, Сансевьера, Алоэ (столетник), Выскочка, Бегония мраморная, Столетник древовидный (клеродендрон), Хлорофитум, Кливия, Фиалка белая, Гипкаетрум (амориллис), Кактус (эхинокактус), Плющ, Гавротия жемчужная, Эхеверяя Хармса, Клен Абитулон, Очиток Моргана, Традесканция Сияли Монтана, Герань красная, Герань белая, Алоэ остистое, Камнеломка плетеносная, Выскочка, Клейстокактус Штрауса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Тематика занятий Всего
часов Теоретичес. занятия Практичес.
занятия
Осень в природе.
Признаки осени. Подготовка растений, животных к зиме. Осень в произведениях художников, поэтов, писателей. Изготовление поделок из природного материала. Экскурсии в парк для сбора природного материала. 22
9
13
Природа вокруг нас.
Флора и фауна мирового масштаба. Знакомство с разнообразием грибов, овощей, диких и домашних животных. Представители флоры и фауны в произведениях художников, поэтов, писателей. Рисунки и аппликации на тему "Родная природа". 34 24 10
Зимние явления в природе.
Наступление зимы. Покрытие водоемов льдом. Перелетные, оседлые, кочующие птицы. Животные, насекомые, растения зимой. Зима в произведениях художников, писателей, поэтов. экскурсия «Зимние изменения природы". Наблюдения за птицами на кормушках. Зарисовка зимних пейзажей и различных видов снежинок. Выстригание снежинок из бумаги. 26 15 11
Природа Ярославской области. Природоохранная деятельность человека.
Природа Ярославского края. Редкие и исчезающие растения и животные Ярославской области. Памятники природы, заповедники, заказники России и Зарубежья. Красная книга РФ и Ярославской области. Экскурсии в природу, в музей – заповедник отдел «Природа». 36 24 12
Весна в природе. Наши зеленые друзья.
Наступление весны (поведение животных, изменения, происходящие с растениями, пение птиц). Цветы в легендах и преданиях. Комнатные растения, что мы о них знаем? Зарисовки любимых цветов, изготовление аппликаций. Игры «Как мы знаем цветы». Экскурсия «Наблюдения за весенними явлениями в природе». Подведение итогов в работе объединения. 26 14 12
Итого. 144 86 58
Тематическое планирование.
Тематика занятий
Дата проведения
планируемая фактическая
Раздел 1.Осень в природе (22 часа)
1-2 1-2 Вводное занятие. Инструктаж но технике безопасности. Пр.зан. 1 3-4 3-4 Признаки осени (листопад, окрас листьев) Пр. зан. 2 5-6 5-6 Отлет птиц на юг 7-8 7-8 Подготовка птиц к зиме Пр. зан. 3,4 9-10 9-10 Подготовка животных к зиме 11-12 11-12 Осень в произведениях художников Пр. зан. 5 13-14 13-14 Осень в произведениях поэтов Пр. зан. 6 15-16 15-16 Осень в произведениях писателей Пр. зан. 7 17-18 17-18 Экскурсия в парк «Ознакомление с подготовкой растений к зиме» Пр.зан.9,10 19-20 19-20 Экскурсия с целью сбора природного материала Пр.зан. 11,12 21-22 21-22 Изготовление поделок из собранных материалов Пр. зан. 13,14 Раздел 2. Природа вокруг нас (34 часа)
23-24 1-2 Природа мира Пр. зан.15 25-26 3-4 Фауна мирового масштаба 27-28 5-6 Флора мирового масштаба 29-30 7-8 Знакомство с разнообразием овощей 31-32 9-10 Родина и происхождение овощей 33-34 11-12 Разнообразие грибов Пр. зан.16 35-36 13-14 Значение грибов для природы и человека 37-38 15-16 Значение хищных животных 39-40 17-18 Значение домашних животных 41-42 19-20 Процесс одомашнивания животных 43-44 21-22 Значение живого уголка для человека Пр. зан.17,18 45-46 23-24 Рисунки и аппликации на тему "Родная природа" Пр. зан.19,20 47-48 25-26 Зарисовка овощных культур Пр. зан.21 49-50 27-28 Чтение рассказов об овощах 51-52 29-30 Знакомство с грибами Пр. зан.22 53-54 31-32 Экскурсия с целью знакомства с грибами и овощами Пр. зан.23 55-56 33-34 Сбор наглядного материала Пр. зан.24 Раздел 3. Зимние явления в природе (26 часов)
57-58 1-2 Наступление зимы 59-60 3-4 Зимние осадки Пр. зан.25 61-62 5-6 Покрытие водоемов льдом 63-64 7-8 Перелетные, оседлые, кочующие птицы Пр. зан.26 65-66 9-10 Животные зимой 67-68 11-12 Насекомые зимой 69-70 13-14 Растения зимой 71-72 15-16 Зима в произведениях художников Пр. зан.27 73-74 17-18 Зима в произведениях поэтов Пр. зан.28 75-76 19-20 Зима в произведениях писателей Пр. зан.29 77-78 21-22 Экскурсия "Зимние изменения природы" Пр. зан.30,31 79-80 23-24 Наблюдения за птицами на кормушках Пр. зан.32,33 81-82 25-26 Зарисовка зимних пейзажей и различных видов снежинок Пр. зан.34,35 Раздел 4. Природа Ярославской области. Природоохранная деятельность человека (36 часов)
83-84 1-2 Природа нашего края Пр. зан.36 85-86 3-4 Редкие животные 87-88 5-6 Редкие птицы 89-90 7-8 Памятники природы стран мира 91-92 9-10 История охраны природы в России Пр. зан.37 93-94 11-12 Заповедники в России 95-96 13-14 Заповедники Зарубежья 97-98 15-16 Памятники природы России 99-100 17-18 Памятники природы Зарубежья 101-102 19-20 Памятники природы Ярославской области Пр. зан.38,39 103-104 21-22 Охрана полезных насекомых 105-106 23-24 Красная книга 107-108 25-26 Проблема чистой воды 109-110 27-28 Охрана водных животных и растений 111-112 29-30 Оформление альбомов о животных нашей области Пр. зан.40,41 113-114 31-32 Оформление альбомов о птицах Пр. зан.42,43 115-116 33-34 Экскурсия в природу - наблюдение за животными Пр. зан.44,45 117-118 35-36 Экскурсия в музей-заповедник отдел "Природа" Пр. зан.46,47 Раздел 5. Весна в природе. Наши зеленые друзья(26 часов)
119 1 Наступление весны (изменение погоды) 120-121 2-3 Развитие деревьев и кустарников весной Пр. зан.48 122-123 4-5 Раннецветущие травяные растения Пр. зан.49 124-125 6-7 Поведение птиц весной Пр. зан.50 126-127 8-9 Голоса птиц Пр. зан.51 128-129 10-11 Цветы в легендах и преданиях 130-131 12-13 Комнатные растения, что мы о них знаем? Пр. зан.52 132-133 14-15 Хищные растения 134-135 16-17 Зеленые реликты 136-137 18-19 Зарисовка любимых цветов, изготовление аппликаций Пр. зан.53,54 138-139 20-21 Игры "Как мы знаем цветы" Пр. зан.55,56 140-142 22-24 Экскурсия "Наблюдения за весенними изменениями природы" Пр. зан.57,58,59 143-144 25-26 Подведение итогов года. Задание на лето УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
Тематика занятий Всего
часов Теоретичес. занятия Практичес.
занятия
Растительный мир Земли – среда обитания.
Различные растительные сообщества. Многообразие животного мира водоемов. Расселения и размножения растений. Экскурсии в парк - «Наблюдение за основными видами растений», «Наблюдение за насекомыми, беспозвоночными леса и обитателями водоемов» 20 10 10
2. Сезонные климатические факторы. Их влияние
на организм.
Благоприятные и неблагоприятные явления. Хитрости живой природы. Органические удобрения. Роль дождевых червей в агротехнике. Необходимость минерального питания почвы. Зависимость плодородия почв от климата. Экскурсия «Наблюдение за приспособленностью живых существ к изменениям в природе» 16 10 6
Современные виды животных.
Многообразие животного мира (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Биологическая викторина «ЭРУДИТ» 36 32 4
Многообразие интересов любителей природы.
Значения и охрана птиц. Редкие и охраняемые птицы Ярославской области. Домашние животные и хозяйственная деятельность человека. Содержание экзотических животных. География и животный мир. Австралийские животные. Аквариумное рыбоводство. Смены сообщества. Животные, разводимые в живых уголках. Конкурс «Почемучек». Составление пищевой цепи, использование энергии. Круговорот веществ. Экскурсия - «Животные, прирученные и свободные» 42 32 10
5. Взаимовлияние человека и природы. Загадки
растений.
Влияние и значение чистоты окружающей природы на здоровье человека и животных. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Экскурсия «Оценка загрязненности окружающей среды» 30 21 9
Итого: 144 105 39

Тематическое планирование.
2-й год обучения
Дата проведения
планируемая фактическая
Раздел 1. Растительный мир Земли – среда обитания (20 часов)
1 1 Вводное занятие. Инструктаж но технике безопасности Пр.зан. 1 2 2 Лес, как среда обитания 3-4 3-4 Растения и животные луга, степи Пр.зан. 2 5-6 5-6 Горные сообщества 7-8 7-8 Флора и фауна пресных водоемов Пр.зан.3 9-10 9-10 Многообразие животного мира моря Пр.зан.4 11-12 11-12 Жизнь на полюсах земли и пустыни 13-14 13-14 Необычные растения \ без цветов \ Пр.зан.5 15-16 15-16 Расселения и размножения растений Пр.зан.6 17-18 17-18 Экскурсия в парк - «Наблюдение за основными видами растений» Пр.зан.7,8 19-20 19-20 Экскурсия в парк «Наблюдение за насекомыми, беспозвоночными леса и обитателями водоемов» Пр.зан.9,10 Раздел 2. Сезонные климатические факторы. Их влияние на организм (16 часов)
21-22 1-2 Благоприятные и неблагоприятные явления (солнце, температура, влажность) 23-24 3-4 Перемещение воздушных масс 25-26 5-6 Хитрости живой природы Пр.зан.11 27-28 7-8 Зависимость плодородия почв от климата Пр.зан.12 29-30 9-10 Органические удобрения Пр.зан.13 31-32 11-12 Роль дождевых червей в агротехнике 33-34 13-14 Необходимость минерального питания почвы Пр.зан.14 35-36 15-16 Экскурсия - Наблюдение за приспособленностью живых существ к изменениям в природе Пр.зан.15,16 Раздел 3. Современные виды животных (36 часов)
37-38 1-2 Млекопитающие животные 39-40 3-4 Рептилии (удивительные способности) 41-42 5-6 Земноводные (Распространение, места обитания) 43-44 7-8 Рыбы рек и морей, приспособление к экстремальным условиям 45-46 9-10 Удивительные морские животные (виды моллюсков) 47-48 11-12 Морские млекопитающие 49-50 13-14 Почвообразующне организмы Пр.зан.17 51-52 15-16 Насекомые (польза и вред) Пр.зан.18 53-54 17-18 Животные-невидимки — 55-56 19-20 Животные-паразиты 57-58 21-22 Парнокопытные и непарнокопытные 59-60 23-24 Приматы (особенности) 61-62 25-26 Хоботные животные (особенности) 63-64 27-28 Вымершие животные 65-66 29-30 Насекомоядные 67-68 31-32 Рукокопытные и сумчатые животные (значение) 69-70 33-34 Птицы (особенности воспитания потомства) 71-72 35-36 Биологическая викторина «ЭРУДИТ» Пр.зан.19,20 Раздел 4. Многообразие интересов любителей природы (42 часа)
73-74 1-2 Нелетающие птицы и обитатели водоемов 75-76 3-4 Дневные и ночные хищники 77-78 5-6 Птицы болота и луга, насекомоядные 79-80 7-8 Особенные: голуби, попугаи, кукушки, стрижи, колибри, дятлы 81-82 9-10 Зерноядные. Значения и охрана птиц. 83-84 11-12 Редкие и охраняемые птицы Ярославской области Пр.зан. 21 85-86 13-14 Породы кошек и собак Пр.зан.22 87-88 15-16 Мелкие млекопитающие — любимцы юннатов 89-90 17-18 Домашние животные и хозяйственная деятельность человека 91-92 19-20 Животные домашнего животноводства 93-94 21-22 Содержание экзотических животных 95-96 23-24 География и животный мир 97-98 25-26 Австралийские животные 99-100 27-28 Аквариумное рыбоводство 101-102 29-30 Сообщество широколистного леса (смены сообщества) 103-104 31-32 Животные, разводимые в живых уголках 105-106 33-34 Птицы, содержащиеся в неволе 107-108 35-36 Экскурсия - «Животные, прирученные и свободные» Пр.зан. 23,24 109-110 37-38 Поход по экологической тропе Пр.зан.25,26 111-112 39-40 Составление пищевой цепи, использование энергии. Круговорот веществ.
Пр.зан. 27,28 113-114 41-42 Конкурс «Почемучек» Пр.зан.29,30 Раздел 5. Взаимовлияние человека и природы. Загадки растений (30 часов)
115-116 1-2 Всхожесть семян Пр.зан.31 117-118 3-4 Расселение семян 119-120 5-6 Необходимые условия для цветения Пр.зан.32 121-122 7-8 Виды почек у растений, вегетативное размножение 123-124 9-10 Всегда ли вреден сорняк 125-126 11-12 Виды растительных клеток Пр.зан.33 127-128 13-14 Значение цветка для растения 129-130 15-16 Виды корневой системы Пр.зан.34 131-132 17-18 Запас питательных веществ 133-134 19-20 Влияние хозяйственной деятельности человека на природу 135-136 21-22 Влияние и значение чистоты окружающей природы на здоровье человека и животных 137-138 23-24 Экскурсия «Оценка загрязненности окружающей среды» Пр.зан.35,36 139-141 25-27 Вечер «Цветные глаза земли» Пр.зан.37 – 39 142-144 28-30 Заключительное занятие . Подведение итогов года. Задание на лето.