План-конспект урока Горные породы, минералы и полезные ископаемые


План – конспект урока
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
ФИО (полностью)
Пантанова Вера Петровна
Место работы
МбОУ МО Плавский район «Ново-Никольская СОШ» Должность
учитель географии.
Предмет
география.
Класс
5 класс.
Тема и номер урока
тема: Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Базовый учебник
География 5 – 6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / (А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др. ); под ред. А.И.Алексеева; изд. «Просвещение» - М. 2012 (Полярная звезда).
8. Цель урока:
Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.
9. Задачи:
Образовательные. Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;
Развивающие. Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;- метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока:
- изучение нового материала
11. Формы работы учащихся:
- индивидуально – групповая.
12. Необходимое оборудование:
- настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка, презентация.
13. Структура и ход урока.
Технологическая карта урока
Этапы урока Действия учителя Действия ученика Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовностьк уроку. Психологический настрой на продуктивную работу и сотрудничество учащихся.
Долгожданный дан звонокНачинается урок.Все ль у вас, друзья, в порядке?Есть учебники, тетрадки?Настроенье каково?Значит, будем начинатьМир чудесный открыватьДля себя и для друзейК новым знаниям скорей!
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Формирование ответственного отношения к учению Владение элементарными практическими умениями
Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний – Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Вспомним внутреннее строение Земли. Слайд№3
Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.
- Что называется внутренними силами Земли?
- Какие процессы происходят под воздействием внешних сил? Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вспомнить уже известное и выполнить задания. Проверим домашнее задание.Самостоятельная работа на двойных листочках с копиркой.Земля состоит из ядра, ______, _______. Ядро состоит в основном из никеля и _______ . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _______ . Твёрдая верхняя оболочка Земли - ______ . Неровности земной поверхности называют ______. Земная кора состоит из ________ . Слайд№4,5
Учащиеся вспоминают изученный материал Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Владение географическими знаниями Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний
Сообщение темы, постановка цели и задач урока Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:
- Наши знания о литосфере не совсем полные, что-то мы с вами еще упустили?
Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? Слайд№6 Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?
– Как по-другому можно назвать
камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)
Ответы учащихся.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».Слайд№7 Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами. Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Владение географическими знаниями Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
Актуализация знаний Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они  рождаются  живут и умирают ,как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя и  трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы  вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают ? Почему у них такие разные свойства?
Проблема: Как свойства горных пород зависят от их происхождения? Слайд№8 Ставят цели: изучить  происхождение  горных пород  и как от этого будут зависеть их свойства. Формирование мотивации к обучению и познанию .Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Введение новых знаний Учитель обращается к учащимся:
- Ребята, Мы отправляемся в царство камней.
- Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?
Ответы учащихся.
- Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по ходу урока. Слайд№9
Учащиеся высказывают разные мнения.(Возникает проблемная ситуация) Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности Умение работать с разными источниками географической информации, оформлять результаты работы в таблицы; анализировать собранную информацию;умение применять географические знаний в повседневной жизни Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности Учитель рассказывает о горных породах (Приложение 2) и одновременно показывает презентацию и заполняем таблицу. Затем сделаем выводы и результаты запишем в тетрадь. Слайд№10-24
Слушают сообщение учителя о магматических, осадочных, метаморфических горных породах. Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали, делают выводы, результаты записывают в тетрадь.
Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью
Физкультминутка Мы геологами станемДа? – да! ( хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее мы обойдем (топают ногами),Ее мы проплывем (плывут),Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели. Да? – да! ( хлопок над головой). Слайд№25
Зарядка окончилась, вы молодцы! Поиск, открытие нового знания Работа с коллекцией «Гранит и его части».
Держу я камень на ладони,
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
– Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». У вас на столах есть кусочки гранита рассмотрите их.
Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым?
Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые,
блестящие – кварц, серые и красные –
полевой шпат.
– Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.
Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.Слайд№26-28
- Ребята, а кто сможет мне назвать жидкие или газообразные горные породы.
Подсказки если не догадаются
На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички.
Без неё не поедет
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, кто же это?
– Какой вы можете сделать вывод?
Что такое горные породы?
Работают с разными источниками географической информации ( коллекциями и учебником);
выделяют главное, анализировать собранную информацию,
оформляют результаты работы в таблице;
 формирование умения кратко излагать свои мысли устно,
способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии
Умение работать с коллекцией горных пород.
извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации,
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Практическая деятельность детей Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.) Слайд№29
– Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).
Нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 3)Слайд№30
Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)
2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый,красный,желтый,белый. В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)
Учитель объясняет ход проведения практической работы.
Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы Развитие умения выступать грамотно и доказательно, излагать свои мысли. Умение видеть значимость своей работы. Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии.
Оперирование знаниями в новых ситуациях - А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?
- Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь, что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Слайд№31,32. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Слайд№37-41. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)
Наша Тульская область тоже богата полезными ископаемыми. Основное энергетическое богатство Тульской области - бурый уголь.Из железорудных запасов в области главными являются бурые железняки. Применение в различных отраслях народного хозяйства нашли каменная соль, гипс, карбонатные породы - известняки и доломиты, глины и суглинки, пески и песчано-гравийные смеси. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
Учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми Тульской области и своей местности, заполняют таблицу «Полезные ископаемые Тульской области и их применение» Слайд№33-36 Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии Тульской области, прививать любовь к родному краю.
Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Обобщение и систематизация знаний Для обобщения материала учитель предлагает игру «В гостях у хозяйки Медной горы». Слайд№42
Задание: догадайся о какой горной породе идет речь? (см. приложение №4) Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
Рефлексия Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен….
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Слайд№43
Творческое задание «Человек из горной породы»
- Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок. Слайд№44 Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Владение основами географических знаний Умение оценивать свои поступки и поступки других людей
Определение и разъяснение домашнего задания Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.
Творческое задание: придумайте загадки о горных породах и минералах Слайд№45
Учащиеся записывают домашнее задание. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизниСпособность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
Приложение № 1
Приложение № 2
Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.А горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будет зависит от состава минералов.
По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.Магматические горные породы.Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания.
В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.
Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит)
Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны базальт, андезит, липарит, пемза).Запись в тетради.
Магматические горные породы
Глубинные Излившиеся
Осадочные горные породы.На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.
Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина)
Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль).
Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы)
Запись в тетрадь
Осадочные горные породы.
обломочные химические органические
песчаник гипс известняк
известняк поварен соль уголь
Метаморфические горные породы.Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.
Главные факторы – температура, давление, газы, вода. . и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.
Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.
Стр. 43 п. 4.
Запись в тетрадь
Метаморфические горные породы.Известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.
Приложение № 3
Практическая работа. Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)
Приложение № 4
Игра «В гостях у хозяйки Медной горы»
Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей (Графит)
Болотное богатство. Его используют как горючий материал (Торф)
Из нее изготовляют рубли (Медь)
Незаменимая рубашка для консервов (олово)
Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины (Золото)
Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль)