Урок литературы в 8 классе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»


Задание № 1: вспомните значение литературоведческих терминов, используя слова из материала для справок:
(1) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (2) Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. (3) Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. (4) Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. (5) Стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния. (6) Предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. (7) Вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и т. д. (8) Образ автора в лирике, образ, который не только выражает личные переживания поэта, но и заключает в себе и определенное жизненное обобщение. (9) Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение). (10) Двусложный размер стиха, в строке которого ударные слоги четные, безударные – нечетные. (11) Необычный (обратный) порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.
Материал для справок: (а) эпитет, (б) инверсия, (в) аллитерация, (г) метафора, (д) антитеза, (е) лирика, (ж) лирический герой, (з) элегия, (и) ямб, (к) символ, (л) жанр. Ключ:
№ Буква ответа
1 в
2 е
3 а
4 д5 з6 к
7 л
8 ж
9 г
10 и
11 б
Задание № 2: распределите данные литературоведческие термины на 4 группы: (1) стихотворные размеры; (2) изобразительно-выразительные средства языка; (3) рифмовки; (4) жанры:
(1) Дактиль, (2) рассказ, (3) перекрестная, (4) эпитет, (5) ямб, (6) парная (смежная), (7) хорей, (8) пословица, (9) гипербола, (10) сравнение, (11) элегия, (12) метафора, (13) олицетворение, (14) амфибрахий, (15) баллада, (16) инверсия, (17) басня, (18) загадка, (19) антитеза, (20) роман, (21) повесть, (22) опоясывающая, (23) анапест.Ключ:
№ Названия групп литературоведческих терминов
стихотворные размеры изобразительно-выразительные средства языка рифмовки жанры
1 (1) Дактиль (4) эпитет (3) перекрестная (2) рассказ
2 (5) ямб (9) гипербола (6) парная (смежная) (8) пословица
3 (7) хорей (10) сравнение (22) опоясывающая (11) элегия
4 (14) амфибрахий (12) метафора (15) баллада
5 (23) анапест (13) олицетворение (17) басня
6 (16) инверсия (18) загадка
7 (19) антитеза (20) роман
8 (21) повесть
Задание № 3: восстановите недостающие слова и выражения в стихотворениях поэтов ХХ века о войне (см. раздел учебника «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.») (в качестве ответов в тетради запишите только вставленные слова, указывая их номер; отрывки из самих стихотворений переписывать не нужно):
«Не спит солдат, припомнив (… - 1) / И сад зеленый над прудом»; «Про того, которого любила, / Про того, чьи (… - 2) берегла; «Может, крылья сложишь / Посреди (… - 3)»; «Нашел солдат в широком поле / Травой заросший (… - 4)»; «Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный, / десятый наш, (… - 5) батальон»; «Лишь белые вербы, / Как белые (… - 6), глядят тебе вслед»; «Пусть он (… - 7) бережет родную, / А любовь Катюша сбережет»; «Уж так назначено судьбой, / Чтоб нам уйти, не долюбив, / От наших жен, от наших (… - 8)»; «Стоит солдат – и словно (… - 9) / Застряли в горле у него»; «Край сосновый. / Солнце встает. / У (… - 10) родного / Мать сыночка ждет»; «Свой день, свой праздник (… - 11) / К тебе я праздновать пришел»; «А кругом бушует (… - 12) / Да пули свистят»; «Взлетает (… - 13) ракета, / бьет пулемет неутомим»; «Сне ли, ветер, - / Вспомним, друзья!.. / Нам (… - 14) эти / Позабыть нельзя»; «Нас время учило: / живи (… - 15), дверь отворя».
Ключ:
№ Пропущенное слово или выражение
1 дом
2 письма
3 степей
4 бугорок
5 десантный
6 сестры
7 землю
8 нив
9 комья
10 крыльца
11 возвращенья
12 пламя
13 красная
14 дороги
15 по-походному
Задание № 1: вспомните значение литературоведческих терминов, используя слова из материала для справок:
(1) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (2) Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. (3) Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. (4) Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. (5) Стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния. (6) Предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. (7) Вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и т. д. (8) Образ автора в лирике, образ, который не только выражает личные переживания поэта, но и заключает в себе и определенное жизненное обобщение. (9) Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение). (10) Двусложный размер стиха, в строке которого ударные слоги четные, безударные – нечетные. (11) Необычный (обратный) порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.
Материал для справок: (а) эпитет, (б) инверсия, (в) аллитерация, (г) метафора, (д) антитеза, (е) лирика, (ж) лирический герой, (з) элегия, (и) ямб, (к) символ, (л) жанр. Задание № 2: распределите данные литературоведческие термины на 4 группы: (1) стихотворные размеры; (2) изобразительно-выразительные средства языка; (3) рифмовки; (4) жанры:
(1) Дактиль, (2) рассказ, (3) перекрестная, (4) эпитет, (5) ямб, (6) парная (смежная), (7) хорей, (8) пословица, (9) гипербола, (10) сравнение, (11) элегия, (12) метафора, (13) олицетворение, (14) амфибрахий, (15) баллада, (16) инверсия, (17) басня, (18) загадка, (19) антитеза, (20) роман, (21) повесть, (22) опоясывающая, (23) анапест.Задание № 3: восстановите недостающие слова и выражения в стихотворениях поэтов ХХ века о войне (см. раздел учебника «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.») (в качестве ответов в тетради запишите только вставленные слова, указывая их номер; отрывки из самих стихотворений переписывать не нужно):
«Не спит солдат, припомнив (… - 1) / И сад зеленый над прудом»; «Про того, которого любила, / Про того, чьи (… - 2) берегла; «Может, крылья сложишь / Посреди (… - 3)»; «Нашел солдат в широком поле / Травой заросший (… - 4)»; «Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный, / десятый наш, (… - 5) батальон»; «Лишь белые вербы, / Как белые (… - 6), глядят тебе вслед»; «Пусть он (… - 7) бережет родную, / А любовь Катюша сбережет»; «Уж так назначено судьбой, / Чтоб нам уйти, не долюбив, / От наших жен, от наших (… - 8)»; «Стоит солдат – и словно (… - 9) / Застряли в горле у него»; «Край сосновый. / Солнце встает. / У (… - 10) родного / Мать сыночка ждет»; «Свой день, свой праздник (… - 11) / К тебе я праздновать пришел»; «А кругом бушует (… - 12) / Да пули свистят»; «Взлетает (… - 13) ракета, / бьет пулемет неутомим»; «Сне ли, ветер, - / Вспомним, друзья!.. / Нам (… - 14) эти / Позабыть нельзя»; «Нас время учило: / живи (… - 15), дверь отворя».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: вспомните значение литературоведческих терминов, используя слова из материала для справок:
(1) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (2) Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. (3) Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. (4) Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. (5) Стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния. (6) Предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. (7) Вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и т. д. (8) Образ автора в лирике, образ, который не только выражает личные переживания поэта, но и заключает в себе и определенное жизненное обобщение. (9) Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение). (10) Двусложный размер стиха, в строке которого ударные слоги четные, безударные – нечетные. (11) Необычный (обратный) порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи.
Материал для справок: (а) эпитет, (б) инверсия, (в) аллитерация, (г) метафора, (д) антитеза, (е) лирика, (ж) лирический герой, (з) элегия, (и) ямб, (к) символ, (л) жанр. Задание № 2: распределите данные литературоведческие термины на 4 группы: (1) стихотворные размеры; (2) изобразительно-выразительные средства языка; (3) рифмовки; (4) жанры:
(1) Дактиль, (2) рассказ, (3) перекрестная, (4) эпитет, (5) ямб, (6) парная (смежная), (7) хорей, (8) пословица, (9) гипербола, (10) сравнение, (11) элегия, (12) метафора, (13) олицетворение, (14) амфибрахий, (15) баллада, (16) инверсия, (17) басня, (18) загадка, (19) антитеза, (20) роман, (21) повесть, (22) опоясывающая, (23) анапест.Задание № 3: восстановите недостающие слова и выражения в стихотворениях поэтов ХХ века о войне (см. раздел учебника «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.») (в качестве ответов в тетради запишите только вставленные слова, указывая их номер; отрывки из самих стихотворений переписывать не нужно):
«Не спит солдат, припомнив (… - 1) / И сад зеленый над прудом»; «Про того, которого любила, / Про того, чьи (… - 2) берегла; «Может, крылья сложишь / Посреди (… - 3)»; «Нашел солдат в широком поле / Травой заросший (… - 4)»; «Сомненья прочь. Уходит в ночь отдельный, / десятый наш, (… - 5) батальон»; «Лишь белые вербы, / Как белые (… - 6), глядят тебе вслед»; «Пусть он (… - 7) бережет родную, / А любовь Катюша сбережет»; «Уж так назначено судьбой, / Чтоб нам уйти, не долюбив, / От наших жен, от наших (… - 8)»; «Стоит солдат – и словно (… - 9) / Застряли в горле у него»; «Край сосновый. / Солнце встает. / У (… - 10) родного / Мать сыночка ждет»; «Свой день, свой праздник (… - 11) / К тебе я праздновать пришел»; «А кругом бушует (… - 12) / Да пули свистят»; «Взлетает (… - 13) ракета, / бьет пулемет неутомим»; «Сне ли, ветер, - / Вспомним, друзья!.. / Нам (… - 14) эти / Позабыть нельзя»; «Нас время учило: / живи (… - 15), дверь отворя».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------