Программа Зеленый мир забайкальского края
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Зеленый мир Забайкальского края
6 класс 34 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа курс «Зеленый мир Забайкальского края» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по биологии основного общего образования; регионального компонента государственного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы учебного заведения и авторской программы по биологии под редакцией Пасечника В.В.
ИЗМЕНЕНИЯ. Темы, которые рассматривались в курсе «Биология» 6 класс, такие как: 1. Основные отделы царства растений;
II. Царство Бактерии
III. Царство Грибы. Лишайники;
IV. Природные сообщества;
рассматриваются в курсе «Зеленый мир Забайкальского края» на примере местных организмов.
Данный курс направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях растений нашего края. Большое разнообразие и своеобразие флоры и растительности Забайкалья определяется несколькими факторами: геологическим рельефом, равнинной территорией и горным рельефом, географическим положением. Располагаясь по соседству с таежной зоной Сибири, зоной степей с юга и вблизи с Манчжурией с востока приобрела, по своему составу, уникальную флору, Она насчитывает 1700 видов высших растений. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для общей культуры. Сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Освоение знаний о растениях своего региона, умения работать со справочной литературой, проводить наблюдения за биологическими объектами. Развитие познавательных интересов в процессе наблюдения за живыми организмами. Воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе.
В программе расширен экологический материал. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями организмов с окружающей средой; со значением растений в природе и жизни человека; ролью человека в природе.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов; о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе устойчивого развития.



Цели курса Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижении следующих целей:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности, средообразующей роли живых организмов;
Овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами и инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане: Зеленый мир Забайкальского края – 34 часа

Задачи курса:
- Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
- Изучение биологического разнообразия в природе Забайкальского края, как результата эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса – Знать/понимать - строение, жизнедеятельность, роль в природе живых организмов.
Овладение умениями - применять биологические знания для объяснений процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, сравнивать, анализировать.
Использовать, применять приобретенные знания в практической и повседневной жизни – для ухода за растениями; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе; соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, таблицы, муляжи, микропрепараты, гербарии местной флоры, микроскоп, лупы, ТСО.

Методы: технологии проблемного диалога, ИКТ.
Измерители: контрольные работы составлены с использованием пособия «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010. Игошин Г.П.. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА.- Ярославль. Академия развития. 2010.-288с.
Нормативные документы и литература, обеспечивающие реализацию программы

Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047.
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007.
Основная общеобразовательная программа МОУ ООШ с. Жимбира
8.     Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
9.       Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2013.
10.     Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2010. - 80с.
11. Игошин Г.П.. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА.- Ярославль. Академия развития. 2010.-288с.
12. М.В. Гилева, Л.Г. Матвеева,О.А. Попова и др. «Зеленый мир Читинской области». Чита.2003.
13. М.В. Гилева, Л.Г. Матвеева,О.А. Попова и др. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области». Чита.2007.
14. О.А. Попова, Н.В. Уманская, Е.П.Якимова. Экология растений Забайкалья. Чита. 2002.-158с.


Информационно – методическое обеспечение
Литература для учащихся:
В.В. Пасечник, Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.
В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.
«Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010
4. Гилева М.В., МатвееваЛ.Г. и др. Зеленый мир Читинской области.- Чита, 2003
5. Каталог охраняемых редких и исчезающих видов флоры Забайкалья. Чита 1988г.
6. Красная книга Читинской области
Литература для учителя:
А.А. Калинина. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вако, 2009
И.Ф. Ишкина. Биология. Поурочные планы.Волгоград.2009
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научные новости биологии
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Эйдос – центр дистанционного образования
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Растения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Биологический словарь с алфавитным указателем
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Биология в вопросах и ответах
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный






































Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два-три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2. Допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
































Содержание


I. Царство Бактерии –– 1 час
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах и эукариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека (экологические, болезнетворные, биотехнологические).

II. Царство Грибы. Лишайники –– 3 часа
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызванных грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов паразитов. Значение грибов в природе и жизни человека. Грибы Забайкалья.
Лишайники, особая группа живых организмов. Особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Индикаторная роль лишайников. Лишайники Забайкалья.

III. Основные отделы царства растений –– 14 часов Мир растений. Понятие о систематике растений. Система растительного мира на Земле. Классификация растений. Основные систематические категории. Царство Растений. Особенности царства.
Отделы растений: Водоросли, Мхи, Хвощи, Плауны, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные. Их особенности. Общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Многообразие растений данных отделов.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Характеристика отдела. Классы: однодольные растения и двудольные растения, их характеристика. Семейства растений класса двудольные, их особенности. Крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые. Семейства растений класса однодольные, их характеристика. Лилейные, злаковые. Многообразие радений отдела Покрытосеменные растения. Их значение. Охрана. Многообразие растений Забайкалья.


IV.Природные сообщества –– 14 часов
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе) как биосистеме и экосистеме. Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе как совместной жизни растений. Характеристика природного сообщества как биосистемы: местообитания, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Экологические группы растений. Растения индикаторы. Зеленые синоптики. Первоцветы Забайкалья.
Приспособление растений к совместной жизни в сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни растительного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, грибов, бактерий, лишайников, животных и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса. Причины, вызывающие смену природных сообществ.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные сообщества. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества: поле, парк, сад. Отличие культурных сообществ от естественных. Зависимость их от человека. Природные сообщества Забайкалья.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Красная книга Забайкалья. Роль школьников в изучении богатств родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсия. Лес как природное сообщество; весна в жизни природного сообщества; жизнь растений в весенний период года.
V. Заключительный урок –– 2 часа.
Знай, используй, береги. Охрана растений. Красная книга Забайкалья. Лекарственные и ядовитые растения
Обобщение-1 час.
5. Структура курса



Раздел темы (курса)
Количество часов
Лаборатор-
ные работы
Контроль-
ные работы
Экскурсия

1
Царство Бактерии
1

1


2.
Царство Грибы, Лишайники

3




3.
Основные отделы царства растений
14
2
1


4.
Природное сообщество.
14

1
2

5
Заключительные уроки.
2










































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Зеленый мир» на 2015-2016 гг.

№п/п
Дата проведения
Тема
Стр. учебника
§
Конт
роль
Лаб. раб.
Экскурсия



1

2
3
4


5
6
7
8
9
10


11
12
13
14
15
16
17



18
19
20
21
22

23

24
25

26
27
28
29
30
31


32

33



34




























I. Бактерии – 1 час. Бактерии Разнообразие бактерий
II. Грибы. Лишайники – 3 часа. Грибы Общая характеристика
Многообразие грибов
Лишайники
III. Основные отделы царства растений – 13 часов
Мхи. Водоросли.
Хвощи. Внешне строение хвощей
Плауны, Внешнее строение
Папоротники Внешнее строение
Голосеменные. Строение шишки
Отдел Покрытосеменные .Классы. Однодольные и двудольные растения
Сем. Крестоцветные
Сем. Розоцветные
Сем. Бобовые
Сем. Сложноцветные
Сем. Лилейные
Сем. Злаковые
Контрольная работа : Тема: Основные отделы царства Растений

IY . Природные сообщества – 14 ч
Экологические группы растений
Растения индикаторы
Зеленые синоптики
Первоцветы Забайкалья
Понятие о растительном сообществе
Приспособление организмов к совместной жизни в сообществе
Смена природных сообществ
Взаимосвязь организмов и неживой природы
Сосновые леса Забайкалья
Березовые леса Забайкалья
Лиственничные леса Забайкалья
Степи Забайкалья
Луга Забайкалья
Растения водоемов Забайкалья
Y. Заключительный урок. Знай. Используй. Береги – 3 часа
Охрана растений. Красная книга Забайкалья
Лекарственные и ядовитые растения Забайкалья Растения моего сада.

Контрольная работа

§5-6
с.

§7 с.
§8-10 с.6-10
§13 с.12-15


§12 с.10-12
с.15-17
§14 с17-19
§15 с.19-22
§15 с.22-25
§15 с.25-29
§16 с.

§46 с.
§47 с.43-45
§48 с.45-49
§50 с.50-52
§51 с.52-55
§52 с.55-59
§53 с.59-61




С.66-69
С.69-71
С.71-73
С.73-77
§56 с.77-78

§57


§57 с.66-69
С.78-80
С.80-83
С.83-86
С.86-89
С.89-91
С.91-95


С.96-99

100-104
104-107






+

















+




























+






















+


















































+








+





Календарно – тематическое планирование по биологии 6 кл. + Зелёный мир Забайкальского края
на 2015-2016 учебный год

Тема
Кол.
Дата план
Дата факт
Вид занятия
Пособие
Планируемый результат
Форма контроля
Дом зад.

1
Бактерии. Разнообразие бактерий.
1
22.09.15.
22.09.15.
Изучение нового материала
Презентация по теме
Знать значение бактерий в природе и для человека. Называть какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями.


Заполнение таблицы


2
Общая характеристика грибов. Удивительное рядом.
1
2.10.
2.10.
Изучение нового материала
Учебник зел.мир., рабочая тетрадь

Знать общие признаки грибов, особенности их жизнедеятельности. Называть не менее 15 видов грибов, растущих в Забайкальском крае знать правила сбора грибов и заготовки.
Заполнение рабочей тетради по теме.


С. 6-9


3

Многообразие грибов

1


9.10.

9.10.

Изучение нового материала
Муляжи грибов, таблица «Грибы» рисунки «грибы»
Плесень (мукор), микроскоп, лупа
Таблица «Грибы паразиты»
Знать какие грибы называют шляпочными, их строение Правила сбора грибов называть. Объяснять симбиоз грибов и растений.
Знать особенности строения плесневых грибов и их названия. Значение гриба пеницилла. Значение дрожжей для человека.
Знать названия грибов – паразитов, поражаемые ими растения и наносимый вред.
Заполнение рабочей тетради по теме.
№ 33, в р/т
№ 34 в р/т

С.6-10

4




Лишайники
1
20.10
20.10
Изучение нового материала
Таблица «Лишайники»
Знать что такое лишайники, разнообразие, строение, значение. Знать названия лишайников, встречающихся в нашем крае (3 вида

№ 43-45 р/т
беседа

С.12-13

5
Мхи. Водоросли
1
29.10
29.10
Изучение нового материала, л/р № 6
Таблица «Водоросли», учебник з.м., рабочая тетрадь. Оборудование для л/р.
Знать, что водоросли -это низшие строения. Знать особенности их строения. Называть водоросли, встречающиеся в нашем крае. Называть значение мхов в природе и жизни человека, виды мхов нашего края. Указывать, чем мох отличается от водорослей. Знать строение кукушкина льна.
устный опрос
№ 39 в р/т
П.12
С.9-11 (з.м)

6


7
Хвощи


Плауны
1


1
10.11.


12.11.
10.11.


12.11.
Изучение нового материал
Таблицы по теме. Гербарий
Знать строение плаунов, хвощей. Приводить примеры этих растений. Произрастающих в нашем крае. Значение их.
№ 1,2 р/т

С.17-21

8
Папоротники
1
17.11.
17.11.
Изучение нового материала,
Таблицы по теме, р/тетрадь, гербарий папоротника
Знать строение папоротника, значение в природе и жизни человека.
№ 1-3 опрос устный
П.15
С.22-24

9
Голосеменные
1
24.11.
24.11.
Изучение нового материала.
Хвоя и шишки хвойных деревьев. Таблица по теме.
Называть признаки голосеменных и растений и представителей. Знать значение голосеменных растений. Фитонциды -? По шишкам определять растения.
Таблица №1-4
П.16
С.25-25

10

Покрытосеменные, или цветковые растения Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Основы систематики
1
26.11
26.11.
Изучение нового материала.
Таблица или презентация по теме
Знать признаки покрытосеменных растений. Называть, чем покрытосеменные отличаются от голосеменных растении. Знать определения однолетние, двулетние и многолетние растения. Понять, почему необходима классификация растений. Перечислять единицы систематики. Понять, чем отличается вид от сорта.
Запомнить по каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных.

Таблица стр.89 ученика
П.17

С. 30-32 (з.м)



11
Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные)
1
25.02.

Изучение нового материала.
Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае.
Результативность разбора, № 1-3
П.47

С.43 (з.м)

12
Класс Двудольные. Семейство Розоцветные
1
1.03.

Изучение нового материала
Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
Фронтальная беседа, задания в р/т по теме
П.48

С.45
(з.м)

13
Класс Двудольные. Семейство Паслёновые
Класс Двудольные. Семейство Бобовые

3.03.



Изучение нового материала

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
задания в р/т по теме
с.31-33
кроссворд
П.49

С.49
(з.м)
П.50

С.50 (з.м)

14
Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)
1
10.03.

Изучение нового материала

Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
Результативность выполнения
Морфологического разбора
П.51

С.52 (з.м)

15
Класс Однодольные. Семейство Лилейные
1
15.03.

Изучение нового материала
Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
Фронтальная беседа
П.52


С.55 (з.м)

16
Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые)
1
17.03.

Изучение нового материала
л/р
Таблица по теме, учебник зелёный мир, р/т, гербарный материал
Запомнить признаки семейства. Приводить примеры растений этого семейства, растущие в нашем крае
Результативность выполнения лабораторной работы
П.53

С.59 (з.м)

17
Контрольно- обобщающий урок по разделу «Основные отделы царства растений»
1
22.03.

Обобщение знаний по разделу
гербарный материал
С. 256 в учебнике, знать основные выводы
Устный индивидуальный опрос или работа по определительным карточкам


18
Экологические группы растений
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
1
24.03.

Изучение нового материала

Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир
Называть экологические факторы, роль растений в природных сообществах. Запомнить названия не менее 3 видов растений, встречающихся в крае

П.54

С. 63 (з.м.)

19



20

21

22

23


24

25


26


27

28

29


30

31
Растения индикаторы


Зелёные синоптики

Первоцветы Забайкалья
Понятие о растите-льном сообществе
Приспособление организмов к совместной жизни.
Смена природных сообществ.
Взаимосвязь организмов в сообществе
Сосновые леса Забайкалья

Берёзовые леса

Лиственничные леса

Степи Забайкалья


Луга Забайкалья
.
Растения Водоемов
1
5.04.

Изучение нового материала,


Таблица или видео по теме, учебник зелёный мир
Называть светолюбивые, тенелюбивые растения края (не менее 3-х.

запомнить их внешний вид. Выделять приспособленность растений к условиям обитания.
Характеризовать экологическую группы, приводить примеры растений края
Называть растения соответствующего сообщества.



Называть какие растения располагаются в различных ярусах.; какие сезонные изменения происходят в растительном сообществе
Фронтальная беседа




Фронтальная беседа





П. 55
С. 69-72 (з.м.)



1

12.04.









1

14.04.









1

19.04.







П.56
С. 89 з.м, с. 86., с. 83. 80, 78

П. 57
С.78-80
С.80-83
С.83-86
С.86-89
С.89-91
С.91-95



1

21.04.









1


26.04.









1

28.04.










1
3.05.









1
5.05.









1
10.05.









1

12.05.









1

17.05.
.







32
SOS. Охрана растений. Красная книга Забайкалья.


1
19.05.

Изучение нового материала

Красная книга Забайкалья. Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир
Знать растения, (не менее 5) занесённых в красную книгу края. Осознать важность охраны растений, природы.
Фронтальная беседа
С. 97 - , 104 (з.м), 73

33
Лекарственные растения. Ядовитые растения Забайкалья.
Мой прекрасный сад.
1
24.05.

Изучение нового материала

Таблица или презентация по теме, учебник зелёный мир
Называть лекарственные и ядовитые растения края. Узнавать эти растения в природе и на картинках, фотографиях.


С.100-102 (з.м)

34
Контрольно- обобщающий урок по курсу «Многообразие растений»

26.05.

Обобщение и систематизация знаний
тестирование
Обобщить полученные знания за год
Результат тестирования












13PAGE 15