Конспект урока гражданственности Заповедные места Донецкого края

7 класс. Урок гражданственности.

ТЕМА. Заповедные места Донецкого края.
Цель урока: - напомнить учащимся об основных природных особенностях Донбасса; указать на ценность природы для человека, ее роли в развитии нашего края, бережного отношения к природным богатствам; воспитывать интерес, любовь и уважение к историческому прошлому Донбасса,
к истории родного края, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности.
Оборудование: иллюстрации о донецком крае, рисунки учеников, выставка книг о Донбассе, мультимедийная доска.

ХОД УРОКА
Начало урока
Организационный момент.
Чтение цитат и самостоятельная постановка цели урока учащимися, вызов интереса.
Край донецкий, смуглолицый, С золотинкою в глазах. Нелегко в тебя влюбиться, Разлюбить тебя нельзя Н.Рыбалко
Конечно, нет здесь ярких красок, Как на Кавказе и в Крыму, И над заводами Донбасса Порою небо все в дыму, Но есть краса иного рода Всмотритесь в эту красоту А.Кравченко
- Итак, о чем пойдет речь на уроке?
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель: - Речь пойдет о природе Донбасса, его геологическом прошлом, характерном рельефе, климате, водоемах, специфическом растительном и животном мире, о принципах рационального использования природных богатств в нашем крае и о людях, которые на ней живут.
(Звучит любая песня о шахтёрском крае, выходят учащиеся)
III. Основная часть
3.1. Выступления учащихся об историко-географическом положении Донбасса
1 ученик
Земля, вольно разметнувшаяся, между Днепром и Доном от Северского Донца до Азовского моря, некогда называлась Диким Полем.
2 ученик
Поле это давно уже не дикое, оно усеяно заводами и шахтами, размежевано на огромные и крохотные угодья, обрамленное рукотворными лесозащитными полосами и лесами, по нему живительными артериями вьются водные каналы, голубыми глазами светятся на нем искусственные озера и моря.
3 ученик
Но среди новой природы, созданной и взлелеянной человеком, хранятся уголки где и по ныне царит древняя первозданность и веет былинностью.
1 ученик
Любая пядь Донецкого кряжа с его дальними отрогами таит в себе глубокие корни славного прошлого, тех незапамятных дней, когда зарождалась история этой неповторимой окраины.
2 ученик
Донецкий край воспет в думах и былинах, щедр на придания, сказки, легенды, стародавние и современные были. Ими увиты седые вершины Саур-Могилы и Каменных Могил, они таятся в Золотом Колодязе Великоанадольском лесу, бродят по Хомутовской степи и Кривой Косе, живут в Святогорском монастыре и витают над Северским Донцом.
3 ученик
Перемешались и укоренились на донецкой земле славянские и тюркские названия. И в мелодиях этих слов чудится отзвук древности, эхо ветра, странствовавшего в далекую, сивую старину по Дикому Полю, которое досталось нам в наследство от Бога и предков.
Учитель: Дикое поле! Каким ты с виду только не было с незапамятных времен.
Но каким бы ни было в прошлом место нашего нынешнего обитания, оно для каждого из нас – искони нашенское, родное, как колыбель матери.
Дикое поле, как же только не называли тебя в старую старину.
И Киммерийской, и Скифской землей.
И Сарматской
И Кипчакской
Или Куманской
Или Половецкой
Золотоордынской или Ногайской
Но это земля наших предков, которую издавна нарекли по-своему, по-нашему Дикой степью. Оттого и зовем мы тебя неизменно ласково – родной.
Отчий край, сторона родная, земля нареченная Донбассом, из самой глубокой глубины сердца добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе. Но какой бы магической силой не обладало слово с прадавних ветхозаветных библейских времен, каких красок, звуков и энергии не несло бы оно в себе на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории, все равно, боюсь, не способно в полной мере выразить всю проникновенность сыновнего чувства. Ведь образ Донбасса настолько многолик, многомерен и многокрасочен, настолько величествен, что и впрямь не просто воздать ему должное обыденными словами.
3.2. Его величество Донбасс. Промыслы родного края.
(Звучит мелодия скрипки. На экране кадры о современном Донбассе.)
1, 2, 3, 4, 5 ученики читают стихотворение
Его величество Донбасс.
Донбасс – не просто уголь и металл,
Не просто от копров степная даль –
Глубинней, шире и значимей он,
Поскольку солнцелик его огонь.
Металл, пролившись, мрак полночный губит.
Метан, взгремев, сжимает страхом губы
Здесь уголек замешан на крови,
А человек известно – на любви.
В краю отцов, в пространствах Дикополья
Я хлеб и долю отыщу, как долю.
Саур-Могила, Бахмут и Азовье
Откликнутся во мне былинным зовом.
Я с ним печалюсь, радуюсь, живу.
Беда – не прячу голову в траву.
Донбасс, что дышит явью и веками,
Во мне – и солью, и горячим камнем.
Я не боюсь риторики пред Ликом,
Как Эверест, как сотни звезд, великим:
Стою ль у шахт, у Гор Святых стою –
Он в душу не вмещается мою.
Донбасс не территория – о, нет!
И это не молва, не просто гомон,
Что он, Донбасс, порожняки не гонит.
Не делится на запад и восток,
И в этой одноликости высокой
Любой парад не будет одиноким
Донбасс – и наши помыслы, и суть,
Его не обмануть, не обмануть.
Он – наша боль, как в поднебесье смог,
И берег наш у солнечных дорог.
Он – монолит, и потому велик,
И нам не лжесынами быть велит,
Которые подобны фарисеям,
Что в руслах родословных смуту сеют.
Но верность и любовь – одна тропа,
Но Кальмиус и Днепр – одна судьба.
Насколько хватит сердца, духа, глаз, -
Встает его величество Донбасс!

Учитель: Из всех известных на земле промыслов Донбассу достались самые трудные. Они определяют собирательный характер и облик донбассовца, благодаря им каждому жителю нашего края авансом уже уготовлено уважение.
Топливо В этом слове скрыто столько тепла и надежды, сколько огня спрятано в самом куске угля. Кто-то назвал уголь настоящим хлебом промышленности, как бы поставив в один ряд эти два продукта, с которых начинается благополучие.
Донбасс самоотверженно добывает стране тепло и свет. Впрочем, уголь – это не только важнейшее энергетическое топливо. Кокс, без которого не выплавишь металл, сырье для химической промышленности, пластмассы, технические масла, кислоты, лекарства – вот лишь некоторые из трех тысяч видов продукции, которую получают из донецкого угля путем химической переработки.
Наш край-это не только уголь. Это и центр развития черной и цветной металлургии, машиностроения, коксохимии, энергетики,
(Учащийся читает стихотворение на фоне кадров о природе под музыкальное сопровождение.)
Ученики читают стихотворение. Пчелы.
В степи донецкой,
Такой цветистой,
Такой просторной,
Такой веселой,
Дождем сквозь солнце,
Сверкают искры,
Снуют, кружатся,
Ликуют пчелы.
Над вольной степью,
Плывут сирени,
Донец с улыбкой
Камыш колышет,
К « Надежде»-шахте
Шагают смены,
Шахтеры жадно
Цветами дышат.
И медом, медом
Повеял ветер,
Таким цветистым,
Таким духмяным,
Спешат составы,
Взлетают клети,
Кружатся пчелы
От счастья пьяны.
Не только углем
Питаем домны,
Катаем рельсы,
Бурим породы.
Донбасс - обильный,
Донбасс - огромный,
В Донбассе столько
Цветов и меда.
В степи донецкой,
Такой цветистой,
Такой просторной,
Такой веселой,
Дождем сквозь солнце
Сверкают искры,
То над заводом,
«Мартенов», пчелы.
И хотя сегодня ведущие отрасли страны переживают экономический кризис, люди стальных профессий смогут вывести страну на новые рубежи.
3.3. Города родного края. Малая Родина.
Ученики читают стихотворение. Донбассу жить!
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и вглубь стволы вела.
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбе благовест стальной
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано,
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано!
Учитель: Донбасс – царство индустриального труда, гордится своими городами. Угадайте, о каких городах идет речь:
Столица шахтерского края – Донецк.
Морские ворота Донбасса – город Мариуполь.
Индустриальная - Макеевка.
Город химиков – Горловка.
Жемчужина православия Донбасса – город Святогорск.
Город соляных шахт и шампанских вин – Артемовск.
Славянск – город-курорт.
И среди всего этого разнообразия наш родной город Торез
(Фрагмент фильма о городе)
Донбасс – древний богатырь! Он укрепил свою землю прочным металлом и обогрел ее своим теплом, осветил от края до края своим светом, высеченным из подземного, шахтерского солнца, добытого и выданного на гора неутомимыми, отважными солнцерубами.
И подал Донбасс к столу хозяйскому и гостевому, к ее пышному караваю соль своей земли с приветным поклоном
«Хлеб да соль».
От Донбасса веет уютом обжитого отчего дома, - добротно сработанного и просторного, многоголосого и хлебосольного.
3.4. Подведение итога работы.
Подобно тому, как существуют правила поведения в гостях, на улицах и дорогах, существуют и правила поведения человека в природе. Давайте вместе их составим и запишем, чтобы обязательно их знать, помнить и главное выполнять. (Вместе ребята группами составляют правила поведения в природе).
Приблизительный вариант
Берегите и охраняйте растительный и животный мир своего родного края.
Собираясь в поход, на экскурсию или просто на отдых в природную зону, заранее побеспокойтесь о костровых принадлежностях. Не губите молодые зеленные растения, собирайте для костра только сушняк.
Строго соблюдайте правила противопожарной безопасности в лесу. Не бросайте зажженные спички, не разводите костры в пожароопасных местах.
Уходя, обязательно залейте водой или засыпьте землей костер.
Не рвите дикорастущие цветы, иначе они исчезнут с лугов, болот, лесов и водоемов.
Придерживайтесь мудрого изречения: в вазе должно быть только то, что выращено руками человека, а то, что создано природой, должно остаться в ней.
Бережно относитесь к животным. Не ловите диких животных и птиц. Помните, что содержание в неволе диких животных в большинстве случаев приводит к их гибели.
Не разрушайте птичьих гнезд, не разоряйте муравейники, не раскапывайте норы животных.
Не шумите на природе. Шум распугивает зверей и птиц. Чем тише вы ведете себя на природе, тем больше услышите и увидите.
Не загрязняйте природу. В походе, на стоянке и в лагере все ненужные предметы и отходы соберите в целлофановый кулек и отнесите в ближайшей мусорный ящик, урну или закопайте в землю.
Берегите родники, колодцы и водоемы: не бросайте в них мусор, не сливайте нечистоты. Помните, что 1 л бензина в состоянии испортить 10 тысяч литров питьевой воды.
Не мойте машины и мотоциклы в водоемах. Оставляйте места ваших маршрутов такими, чтобы вам снова захотелось побывать в них.
4. Итог урока. Закрепление материала
Как и любой отчий дом, он имеет свои неповторимые звуки, запахи, житейский уклад и распорядок.
Жильцы этого дома издавна плавят, куют, штампуют, гнут, формуют, режут металл. Они первыми из людей берут в руки кусок угля, пролежавшего под землей десятки миллионов лет.
И сегодня, мы вспомнили о тех, которые пробудили к жизни Дикое поле, построили наш дом, отстояли его в битвах с врагами и трудятся ныне во имя будущего.
И пусть это будущее будет радостно и прекрасно!
5. Домашнее задание
Изучить полученный материал, подготовить сообщение о других природных памятниках Донецкого края. Ботанический сад в Донецке, река Северский Донец, река Кальмиус, Донецкие озера, Донецкие курортные зоны.