Урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»


Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.
Цели:
образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.
развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.
Задачи урока:
- Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур;
- Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;
- познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;
- Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
- Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка
Умения и навыки:
- называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- описывать географическое положение крупных форм рельефа;
- объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.
- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводыМетоды работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки
Форма работы: в парах, индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин
2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин
Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.
Океаны: Северный Ледовитый_________________
Атлантический______________________
Индийский_________________________
Тихий_____________________________
К каким океанам принадлежат моря:
1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское3. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя: Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.
Вопрос: Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?
Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.
Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?
Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии
Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:
- усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.
Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
ПЛАН УРОКА
- Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?
При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?
- Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?
Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. 
Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.
- Разнообразен ли рельеф Евразии?
- Что вы можете сказать высоте Евразии?
- Назовите величайшую горную систему земного шара.
- Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?
- Найдите самую высокую и низкую точку Евразии
- Посчитайте колебания высот на материке.
Вывод: анализируя карту можно сделать вывод, что:
Евразия выше других материков
На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)
Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии
Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)
- Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.
А в чем причина? (в истории развития материка)
Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49
Форма рельефа Высота, м№
Западно – Сибирская равнина 0-200 м2
Среднесибирское плоскогорье свыше 1000 м
г. Камень-1664м 4
Восточно – Европейская равнина 200-1000 мХибины 1191м 3
Прикаспийская низменность ниже 0 м (-28м ниже уровня моря) 1
Уральские горы г. Народная1895 м 5
Нагорье Тибет Свыше 5000м 7
Иранское нагорье 4547 м 6
Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен.
Строение земной коры в пределах Евразии.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)
- Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные) Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.
- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.
- Что такое платформа?
- Какие формы рельефа соответствуют платформам?
- Что такое складчатая область? (тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)
- Как образовались складчатые области?
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
- От чего зависят строение, высота и облик гор?
Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас
- Что лежит в основании материка Евразии? (Евразийская литосферная плита)
- Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? (неодинаковый)
- Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже
Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).
- Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? (т.к. здесь стык литосферных плит)
- С какими плитами она граничит? (На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)
- Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?
Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.
- С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
- Чем отличаются эти части материка?
- Что происходит в таких зонах и как они называются? 
- Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
- Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? 
- Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой) 
- Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение.
(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены - скопления обломков горных пород разных размеров)На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
- Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.
В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.
- Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений. Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле.
Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:
1.Везувий (Аппенинский полуостров)
2. Этна (о. Сицилия)
3. Кракатау (Большие Зондские острова)
4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)
5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Работа с атласом стр. 48-49.
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива А. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка Б. Железная руда
3. О-в Шри-Ланка В. Нефть, газ
4. Горы Скандинавские Г. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Каменный уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б, 5.Д.
Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические
4. Закрепление изученного материала.
Задание6 : Заполнить пропущенные слова.
Рельеф Евразии ….. (разнообразен)
Здесь находятся крупные … (равнины)
А также крупнейшие … (горные системы мира)
Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).
Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)
Амплитуда высот более … (9000 м)
5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.
6. Домашнее задание: § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.
Рефлексия:
Достигли ли мы намеченной цели?
Что мы сегодня нового узнали на уроке?
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
Где ты можешь применить полученные знания в жизни?
Ты помогал другим или тебе помогали?
Что вызвало наибольшие затруднения?
Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?