Конспект урока по окружающему миру по теме Полезные ископаемые.


Конспект урока по окружающему миру. 3 класс.
Урок – исследование по теме: «Полезные ископаемые».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, рефлексивных, проектировочных и. д.) через реализацию учебного проекта по теме «Полезные ископаемые».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
- уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
- ознакомиться с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.
Предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
Оборудование:
1) учебник по окружающему миру;
2) атлас-определитель полезных ископаемых;
3) коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого.
Материалы для проведения урока: образцы полезных ископаемых: глины, гранита, железной руды, известняка, каменного угля); атлас-определитесь. Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока.
I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок-пора начинать урок. Я желаю вам быть внимательными и любознательными. Сегодня я приготовила для вас много интересного. Проверьте, все ли необходимое лежит на парте: учебник, рабочая тетрадь, дневник, школьные принадлежности.
II. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы проверим усвоение пройденного материала с помощью теста.
1. Что составляет основу экономики?
А) транспорт
Б) строительство
В) природные богатства
Г) труд
2. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются строитель, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
3. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
4. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
- Итак, ребята, экономика нам нужна для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Основу экономики составляют природные богатства и труд людей. Они требуются для производства товаров и услуг.
III. Актуализация знаний.
- В моей «Корзине идей» много интересного. Рассмотрите предметы, находящиеся в ней.
- В «Корзине идей» находятся: керамический колокольчик, фарфоровая чашка, алюминиевая ложка, ножницы, духи. - Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? (Дети высказывают предположения).
- Хорошо. А теперь посмотрите вокруг себя:
-перед собой, чем мы пишем на доске? (Мелом)
- вверх, что у нас над головой? (Потолок).
- вправо-влево, что вы видите? (Железную дверь, окно).
- Подумайте, что объединяет все перечисленные предметы?
- Для изготовления всех предметов использовались полезные ископаемые.
- Все верно. Люди используют полезные ископаемые повсеместно.
- Как вы думаете, как же назвать нашу выставку?
- Я. Использование полезных ископаемых. (Запись темы на доске)
- Какие учебные задачи нам предстоит решить?
- Что это такое? Какие полезные ископаемые знаем? Где и как их добывают? Как люди используют в своей деятельности?
УЧИТЕЛЬ. Что же такое «полезные» и «ископаемые»?
IV. Изучение нового материала.
Полезные ископаемые. Необходимые, нужные доставать, извлекать
- Попробуйте дать определение «Полезные ископаемые .
-  Полезные ископаемые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
2. Работа с учебником.
Теперь мы знаем, что такое полезные ископаемые. Откройте учебник на с. 46, посмотрите на картинку с изображением некоторых полезных ископаемых. Повторите, на какие группы можно разделить полезные ископаемые? Приведите примеры
- Полезные ископаемые можно разделить на группы: твердые
(уголь, руда, известняк), жидкие (нефть), газообразные (газ)
- Молодцы. Все верно! Что мы ещё должны знать о полезных ископаемых, чтобы использовать их? ( Свойства).
- Сейчас мы эти свойства будем исследовать. Перед вами на ваших партах лежат образцы полезных ископаемых и исследовательская карточка, на которой представлен план исследования и всевозможные характеристики. Вам надо выбрать и вписать в таблицу только те характеристики, которые относятся в вашему образцу.
- Есть люди, которые специально изучают этот мир, исследуют, что находится в земной коре. Угадайте название профессии: ЛОГЕОЛ
- Итак,  геолог – это человек, который изучает строение, состав, историю земной коры, методы изыскания полезных ископаемых. Сегодня, вы будете геологами. Вам предстоит изучить образцы некоторых минералов. Это: известняк, железная руда, гранит и глина. Минералы – это неживые твёрдые природные тела, однородные по своему составу, которые образуют слои горных пород. Одну горную породу могут образовывать несколько минералов.
V. Закрепление изученного материала.1. Практическая работа учащихся.
- На столах лежат образцы полезного ископаемого: гранит, и атлас-определитель “От Земли до неба”
- У вас образец полезного ископаемого, даете анализ по плану:
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
- На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
1.Имеет запах 10. Сыпучее;
2.Твердое; 11. Коричневого цвета
3.Жидкость; 12. Газообразное;
4.Тяжелее воды; 13. Белого цвета;
5.Черного цвета; 14. Пластичное;
6.Желтого цвета; 15. Белого цвета.
7.Хрупкое; 16.Розового цвета
- Каждая команда должна выписать только те характеристики, которые соответствуют их образцу.
2.Физминутка:
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
- Что вы узнали о полезных ископаемых? Расскажите об их свойствах. Где они применяются?
3. Подведение итогов - отчет учащихся.
- Учащиеся по очереди рассказывают о результатах своего исследования:
1.Гранит -твердый, зернистый, серого цвета, прочный в строительстве, для изготовления памятников 2.Известняк -твердый, рыхлый, негорючий, белого цвета в строительстве, для получения извести, строит. растворов
3. Глина  -твердая, рыхлая, негорючая, коричневого цвета в строительстве, для изготовления посуды
4. Каменный уголь
– твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
- Молодцы ребята. А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
Нефть - это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. - Вот, что примерно у нас получилось:
- Итак, напомните, пожалуйста, в каком состоянии встречаются вещества в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном. Например, нефть и природный газ)3.Ответы на вопросы.
- Для чего добывают полезные ископаемые? - Для строительства (песок, глина, известняк). - Для топлива (уголь, газ, нефть). - Для получения металлов (руды).. - Существует 2 способа добычи: открытый -карьер, закрытый . шахта,. А для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины. Места залегания полезных ископаемых называют месторождением полезных ископаемых.
- Так получается, что не только геологи задействованы? А ещё кто?
- Шахтёры, нефтяники, водители и др.
- Итак, полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые извлекают из земной коры и используют для материального производства.
VI. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 46-50 читать, пересказывать, работа в тетради.
VII. Обобщение, подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
-  С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять полезные ископаемые
- Как надо охранять полезные ископаемые?
экономично использовать
оберегать от пожаров
соблюдать правила перевозки
заменять по возможности искусственными материалами. Слайд 18
- Итак, хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.
-  Ребята, вы сегодня молодцы! Мне очень понравилось, как вы дружно работали. Спасибо вам за урок. А Вам понравился урок? Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)?
У вас на столах 3 полоски. Желтый цвет – урок ясен как солнышко, я все понял. Оранжевый цвет – урок был интересным, но я не все понял. Красный цвет – я не понял ничего!
- Поднимите карточку, которая соответствует именно вам.