Конспект урока по окружающему миру по теме “Полезные ископаемые”

Конспект урока по окружающему миру в 3 “Г” классе
на тему “Полезные ископаемые”.

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление; речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование: учебник; рабочие тетради; презентация; видео материал; карта Владимирской области; образцы полезных ископаемых.

Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания и знаний прошлых занятий.
- Ребята, кто из вас выполнил домашнюю работу ?(задания на стр.46-47)
- Прежде чем начать изучать новый материал, кто мне назовет три кита экономики ?(природные богатства; капитал; труд).
- Что такое капитал ?(это то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг).
- Для чего необходим труд ?(он необходим для того, чтобы добывать природные богатства).
- Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики ?(они требуются для производства товаров и услуг).
- Приведите примеры природных богатств ?(воздух; вода; земля; растения и животные). Как по-другому можно назвать природные богатства ? (полезные ископаемые).
3. Введение в новую тему.
- Так какая тема нашего урока, кто мне назовет ?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми.
- Выясним, что такое полезные ископаемые? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к каждому из слов (нужные, выгодные, пригодные, невредные; добываемые; выкапываемые; старые).
- Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Попробуйте дать определение. Проверим наши предположения. Прочитаем в учебнике определение «Полезных ископаемых» (стр. 48). Запишем это определение в рабочей тетради на странице 25.
- Кто-нибудь из вас знает как добывают полезные ископаемые ?(ответы детей)
- Давайте узнаем для чего их добывают. Открываем учебник на странице 49 (дети читают по цепочке); (слайд № 1)
- Давайте обратим внимание на доску. Это не простая географическая карта, а карта на которой обозначены полезные ископаемые нашего родного края. (рассматривание карты и обозначений).
- Я думаю вам будет интересно узнать о природных ископаемых нашего края. О них нам расскажет Михеева Настя.
- Спасибо !
4. Практическая работа (слайд № 2)
-Что бы закрепить полученные знания, давайте заполним таблицу в тетради на странице 26. Запишем несколько полезных ископаемых. В первом столбце запишите слово “песок” и послушайте меня.
(таблица заполняется по мере рассматривания образцов).
Песок-это рыхлая порода , состоящая из минеральных частиц, размером от 2 миллиметров. Цвет у него бывает различный – черный, зеленоватый, красноватый, желтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит из какой породы он образован. Чаще всего песок образуется из кварца, и он есть в его структуре. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Еще без песка невозможно сделать кирпич.
В таблице: свойства (в виде крупинок, сыпучий), применение (дороги, стекло).
Теперь запишите слово “глина”
Глина – тоже очень широко применяемый строительный материал. Кирпичи делают из глины. А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
Глина, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород.
В таблице: свойства (очень мелкая смесь веществ бурого, желтого, белого и других цветов), применение (кирпич, посуда).
Следующее, что мы должны записать – это “нефть”
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ее называют “черным золотом”. Происхождение нефти полностью не изучено. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти – бурение скважин.
В таблице: свойства (жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюч), применение (керосин, бензин, вазелин, лекарства).
Вот мы и заполнили таблицу.
5. Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем.
6. Продолжение нового материала.
- Откроем учебник на странице 50 и прочтем как добывают полезные ископаемые (дети читают по цепочке).
- Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео.
- Давайте продолжим работу в тетрадях на странице 28, 5 задание.
-Прочитайте задание(ученик читает в слух).
-Назовите способы добычи полезных ископаемых ? Приведите примеры.
- Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название. После того, как выполните задание поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте как сделал он (после совместная проверка).
7. Закрепление (слайд № 2)
На доске вы видите список названий различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант из данного списка ищет свойства песка, второй вариант свойства глины( песок: 2,4,6,9 ; глина: 4,13,14,15).
А теперь все вместе давайте перечислим свойства нефти ( 1,3,8,10)
-Молодцы!
8. Итоги урока.
- Ребята, кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения ?(геологи)
- Встаньте те, кто сегодня узнал для себя что-то новое? Что именно вы узнали ?
9. Домашнее задание
- Выполните задание “Подумай” в учебнике на странице 51.
- В рабочей тетради выполните задание № 8 на странице 29.










13PAGE 15


13PAGE 14315