Духовно-нравственное воспитание учащихсяе воспитание


Духовно - нравственное воспитание учащихся
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особого внимания требует вопрос воспитания нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Духовно-нравственное воспитание – предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов, моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями общества, развития творческих способностей, формирования активной жизненной позиции, творчества и инициативы.
Духовно-нравственное воспитание предполагает приобщение молодежи к прекрасному через освоение мировых художественных ценностей эпох и народов через призму национального и общечеловеческого, проявлять себя в общении с миром культуры для выражения своей индивидуальности и творческой деятельности.
Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях
Традиционными источниками нравственности
являются:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Искусство и литература
Природа
Религия
Важной педагогической задачей формирования личности в нашей школе является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, интеллектуально развитую личность.
Используемые в школе учебные программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Переступив порог школы, первоклассники встречаются с миром прекрасного. Они начинают новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
В школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке, и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс в нашей школе планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
В школе проводятся традиционные праздники:
сентябрь (День знаний, посвящение в первоклассники и пятиклассники ,Неделя здоровья);
октябрь (День пожилого человека, День самоуправления, День учителя, Выборы Самоуправления школы);
ноябрь (Дары осени, Золотая осень );
декабрь (День президента, День независимости, новогодние праздники);
январь, февраль (месячник шефской работы);
март (праздники, посвященные 8 марта, Наурыз);
апрель (Месячник «Патриот»);
май (День единства, День Победы, Последний звонок);
июнь (летний оздоровительный отдых)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем.
Именно духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с учащимися начинаем с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.
Наша работа с родителями и учащимися :-конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»
- Литературно-музыкальная гостиная ( тематическая)
- Конкурс лучшего читателя «В гостях у любимых героев»
- конкурсы сочинений:
- «Истории из детства моих родителей»
- «Руки бабушки моей»,
- «Папа может все» -
Конкурс авторских стихотворений
классные часы:
-«Моя семья - мое богатство»
«История моего имени»,
«Откуда пошла моя фамилия?»
Формы работы с родителями:
-Родительские собрания на духовно-нравственные темы:
1. «Роль семьи в формировании личности»
2. Деловая игра «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»
Лекторий для родителей.
Выставки, конкурсы.
Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Совместно организованные с родителями праздники
Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья.
Следующая ступень развития юных гражданин Казахстана— это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: городской музей, экскурсии на производство( ТОО «Карагайлинсктий элеватор», Ж/Д «Станция Карагайлинская»
Интернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.
Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, принимаем участие в школьных акциях «Память», в концертах для ветеранов и тружеников тыла.
Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 5 класса учащиеся активно занимаются шефской деятельностью над одинокими престарелыми людьми.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, праздники, выставки детских работ, экскурсии, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Предполагаемый результат (выпускник)
Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его кдобру.
Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другимлюдям.
Потребность к сопереживанию.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженномслужении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,долг, честь, Родина, вера.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Анализ особенностей работы классных руководителей и педагогов, позволяет сделать вывод о том, каждый классные руководители, совместно с соцпедагогом, родителями ведет сложную, кропотливую работу с учащимися .
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.