Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.


Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 кл
Тип занятия: воспитательское занятие
Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.
Задачи:
Образовательная:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;
Воспитательная:
-воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;
Развивающая:
-развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
- создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.
Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер занятия

Эпиграфы:
«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд
Светит, ни на миг не угасая
Образ твой, что так велик и прост,
Мама, дорогая»
Р.Гамзатов.
«Как бы ни манил Вас бег событий
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите.
От обид, от тягот, от забот»
Р.Гамзатов.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Просмотр видеоролика
3.Чтение притчи о матери, беседа по притче
4.Стихи в исполнении учащихся, беседа
5.Чтение притчи «Глаз и слепота», беседа
6.Чтение притчи «Свеча. Любовь матери», беседа
6.Итог занятия
7.Рефлексия
Цели:
-Воспитание чувства благодарности и уважительного отношения к матерям:
-формирование нравственных ценностей и нравственных ориентиров
Задачи:
-прививать любовь и уважение к своим матерям
-развивать коммуникативные и творческие способности учащихся
-развивать наблюдательность, память.
-умение работать в коллективе

Ход занятия.
В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)
Учитель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери – это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.
В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.
Чтение притчи о Маме.
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имён.
Ты будешь называть его «Мама».
Учитель: - О чём идёт речь в этой притче?
Учащиеся: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.
Учитель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо – рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.
Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.
О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.
Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда».
Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей
Есенин.
Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай под эту гармонику свежую
Я расскажу про свою тебе жизнь».
Учитель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?
Учащиеся: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.
Учитель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.
Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?
Чтение притчи «Глаз и слепота».
"...У моей матери был всего один глаз. Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд... Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой. В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне, чтобы навестить меня. Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно. Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда. На следующий день мой друг одноклассник сказал мне: "Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая" Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала. Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?" Мать ничего не ответила мне. Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой. Меня не интересовали ее чувства. Я не хотел, чтобы она была дома. Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети, и я был доволен жизнью. В один день моя мать приехала ко мне. Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков. Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней. Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей? Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!" На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз. Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы. Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку. После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом. Соседи сказали, что моя мать умерла. Я совершенно не опечалился. Мне дали письмо, которое мать оставила для меня."Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе. Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей. Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников. Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя. Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня. Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз. Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым. Поэтому я отдала тебе свой глаз. И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом. Со всей своей любовью, твоя мама"
Учитель: - Чему учит нас эта притча?
Учащиеся: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.
Учитель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.
А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?
Учащиеся: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.
Учитель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?
Учащиеся: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.
Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?
Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:
-кого она любит больше все на свете?...Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
-Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...
И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...
Учитель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?
Учащиеся: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.
Учитель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» – это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.
А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?
Учащиеся: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.
Учитель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?
Учащиеся: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.
Учитель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.
Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.
Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.
Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».
На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми – это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.