Урок-презентация по кубановедению на тему «Лекарственные растения Краснодарского края»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
поселка городского типа Черноморского
муниципального образования Северский район
Урок-презентация
по кубановедению
на тему:
«Лекарственные растения
Краснодарского края»


Подготовила:
учитель начальных классов
Козачено Т.П.
пгт. Черноморский
2016г
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и их использовать.
3.Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Реквизит к сценке: корзинка с травами, костюм травницы.
4.Рецепты приготовленияфито чая, салатов, витаминных чаёв и др.
5.Компьютер, медиапроектор, колонки, экран.
6.Аудиозапись звуков природы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Различать и узнавать изученные объекты живой природы.
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.ХОД УРОКА
Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.
2.Актуализация знаний.
Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:- « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»
Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы уч-ся:
-Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
- Наверное,потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал:- «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать», так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3.Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»(проговаривается), запись в тетрадях темы урока.
Эпиграфом к уроку послужат такие слова:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать, заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Инсценировка (учащиеся в роли травницы и прохожего)
Слайд №2
Звучит музыка (звуки леса,пение птиц).
Травница собирает растения, кладёт их в корзину.
Прохожий: ( удивлённо)
Что делает эта девочка? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?
Травница: Да, хорошая для того,чтобы травы собирать.
Прохожий: Травы собирать?
Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.
Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?
Травница: (подойдя к доске, показывает иллюстрации лекарственных растений).
Корни валерианы от болезней сердца.
Трава крапивы для блеска волос.
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей.
Плоды шиповника от гриппа.
Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания,вспоминается такое выражение «Подобное лечится подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех, так похожий на головной мозг, улучшает его работу.
Ребята,а как вы думаете,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети:Наблюдал, наверное,за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели,определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними,то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае,можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас.
Кроме того, учёные давно заметили, что человеку полезнее те растения, которые его окружают. Поэтому нам полезнее использовать растения, которые растут у нас в крае.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 3 минуты)
Задание:
Вы должны за 3 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Лекарственные растения, которые вы знаете. Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше список.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения,которых у них нет.
4.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель:С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану?
( 4примера).
Слайд №3
План рассказа.
-О каком растении ты хочешь рассказать?
-Его внешний вид.
-Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
Слайд №4 Мать-и-мачеха
Слайд №5 Валериана
Слайд №6 Одуванчик
Слайд №7 Ландыш
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд №8
Лекарственные растения

кустарникидеревьятравы
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд №9
Части растений, используемые для лечения:
-корни, корневища, клубни
-почки, листья
-кора, цветы
-плоды, семена
5.Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник)
Слайд №10
Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
Почему подорожник назван великим путешественником?
Вы знаете, как пользоваться подорожником для залечивания ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,Всем известная ….. ( крапива)
Слайд №11
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице21.
Дети читают.
-А почему крапива обжигает?
-Каковы целебные свойства крапивы?
Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат,т.к. в крапиве содержится много витаминов.
6.Работа в парах
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
р о м а ш к а ч
к ж я ь я у п и
д а т ш а к и с
л р а л о у о т
о а з у б р а о
п п н д ц у п т
у м е а щ з ц е
х а л и н а ч л
7.Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд №12
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
И при ангине используют ромашку.
Слайд №13
Мята
Мята перечная – из неё делают многие лекарства. И ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и конфетах.
Слайд №14
Кукуруза-лечебное растение. Цветёт в июне-июле. Растёт  в южных районах.  С лечебной целью собирают женские цветки - кукурузные рыльца (столбики).Кукурузные рыльца как часть лечебного растения обладают  желчегонным, мочегонным, противовоспалительным (при воспалении желчного или мочевого пузыря) свойствами. Используют в программах снижения веса как средство, понижающее аппетит.
Слайд №15
Лопух как лекарственное растение известен с глубокой древности. Это двулетнее травянистое растение высотой до 1,5 м. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья.
При лечении хронического ревматизмапомогают приложенные насуставы листья.
В косметике используется главным образом корень лопуха.
Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №16
Чистотел большой
Используют для прижигания бородавок, добавляют в воду, в которой купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний.
Учитель:А как правильно заготовить лекарственное растение?
Слайд №17
Правила заготовки лекарственных растений.
Собирать утром, когда высохла роса.
Растения должны быть чистыми.
Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
Цветки – в начале цветения.
Листья –перед цветением или в самом начале цветения.
Корни, корневища – весной и осенью.
Кору – весной, в самом начале сокодвижения.
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав.
А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д.
Слайд №18
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся:2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: А что ещё можно приготовить из лекарственных растений?
Ответы учащихся: Чтобы быть здоровым нужно ещё употреблять в пищу салаты из лекарственных трав.
Учитель:
Молодые листья одуванчика практически лишены горечи и с успехом используются для приготовления салатов, супов и вторых блюд. Из цветков одуванчика можно также приготовить полезные и красивые блюда.
Ученик зачитывает рецепт салата из одуванчиков.
Салат из одуванчиков
На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.
Раздача рецептов салатов из лекарственных растений.
Слайд №19
Учитель: Хотелось бы сказать ребята о том, что узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека.
Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу.
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения,и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
Название лекарственногорастения ИспользованиеУчитель: Вернёмся к эпиграфу:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…
Учитель: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?
Ответы учащихся: Тайна заключается том, что все растения, нас окружающие, обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.
Слайд №20
9.Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
Рецепт фиточая или же салата из лекарственных трав.
Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:
ЕрёменкоЕ.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В.
Учебник-тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений.–Краснодар: Перспективы образования, 2012.
Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И.,Исайкина А. П.,Собко В. Г.Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия.[Электронный ресурс] // Режим доступа:http://ru.wikipedia.orgПриложение №1
Лекарственные растения, которые вы знаете. Приложение №2
Карточка№1
р о м а ш к а ч
к ж я ь я у п и
д а т ш а к и с
л р а л о у о т
о а з у б р а о
п п н д ц у п т
у м е а щ з ц е
х а л и н а ч л
Приложение №3
Карточка№2
Использование лекарственных растенийНазвание лекарственного растенияИспользованиеПлоды шиповника при ослаблении организмаМать-и-мачеха при кашлеЛандышпри заболеваниях сердцаКрапива для роста волосЛопухлистья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме
Корень одуванчикаулучшает аппетитЧистотелдля прижигания бородавокПриложение №4
Фиточай «Витаминный»
Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну.1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.
Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.
Фиточай от простуды
Цветки липы — 1 часть.
Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть.
2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.
Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела.
Приложение №5
Салат из одуванчиков
На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.
Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.