Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках общего и дополнительного образования.Воспитание души.


Публикация:
Георгиевская И. А, Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках общего и дополнительного образования// Сахалинские Рождественские образовательные чтения: материалы областной научно-практической конференции.- Южно-Сахалинск, 2015.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках общего и дополнительного образования.
Воспитание души.
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?». А Миша и говорит: «Это я, батюшка лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали».
( «Старый дед и внучек» (быль)). [ 3, с. 197 ].
Мораль: Личностный опыт ребенка рождает индивидуальные реалии его жизнедеятельности. Если проще: чему научили, то и получили.
Сферу познания нравственно-этических закономерностей человеческих отношений в философии принято называть «простыми нормами нравственности». Сегодня мы их называем термином «общечеловеческие ценности». Понятие «ценность» подразумевает, во-первых, нравственную значимость (достоинство личности и ее поступков), во-вторых, ценностные представления (моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья). [ 4, с. 61 ].
Как же жить нравственно? К каким педагогическим методикам и воспитательным системам обратиться, чтобы дети тебя «из лоханки не кормили».
Наверное, все гораздо глубже, тоньше и деликатнее, нежели методы, системы, догмы воспитания. Ведь исконно русское слово «воспитание» сегодня необходимо понимать так, как оно было сотворено, а именно: «в ось питание». В какую ось? В духовную. «Есть некая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей. Душа». (Аристотель).
Проблема нравственности в первую очередь обращена к душевным истокам и способностям человека. Углубимся в эту проблему и попытаемся ее понять. Пусть нам поможет в этом Аристотель, глубоко заглянувший в мир человеческой души. Мыслитель считал, что потенциальные возможности нашей жизни тесно связаны с душой, духовной ее основой, душевной деятельностью. Аристотель полагал, что человек в своей душевной деятельности способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость…
По этой причине важно создавать условия для переживаний чувств любви и отвращения, гнева и доброты, нежности, чувства страха и смелости, стыда и самодовольства, сомнения и уверенности, равнодушия и удивления.
Особое значение в процессе совершенствования душевных и духовных стремлений придается родному слову, художественной литературе.
« Я не виноват, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
(А. И. Куприн «Гранатовый браслет»). 2, с. 285 .Это ведь исповедь. Не обыденная влюбленность, а особое, мистическое, таинственное ощущение между людьми, это любовь-откровение. Доказано, что человек постоянно нуждается в психологической поддержке, ей необходимы ситуации исповеди, рефлексии. Ребенка нужно научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым в любви. Даже безответная любовь всегда может служить источником жизненных сил. «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» ( А. И. Куприн).
«Самое утреннее чувство» - так сформулирована тема семинара (11 класс). Думается, достаточно привести несколько вопросов, вынесенных на это занятие, чтобы иметь представление о его философской, этической и эстетической значимости. Они поставлены перед учащимися, которые предварительно вместе с педагогом работали над литературными источниками, подбирали музыкальные записи и картины художников. Вопросы для семинара-диалога были построены таким образом:
1. Любовь свойственна только человеку или это всего лишь проявление животного инстинкта продолжения рода?
2. Виды любви.
3. Любовь – благо или страдание.
4. Примеры любви, достойные подражания.
5. Если невозможна взаимная любовь, чему отдать предпочтение: быть любимой (любимым) или любить?
Достигнуто в таком занятии главное – равнодушных в классе не нашлось. Конечно, все воспитательные беседы на эту тему могут ничего не значить, если сам педагог не может быть примером для своих воспитанников или не заслуживает доверия. Таким ярким примером для своих детей был А. С. Макаренко. Большинство его учеников нашли в дальнейшей жизни свое достойное место, проявляя высоконравственные качества. Они создали много счастливых семей. Для этих детей был живой пример отношения Антона Семеновича к своей жене:
« Я тебя люблю, я тебя люблю, люблю тебя. Убежден, что мне дарован особый талант в жизни: знать ценность людей и уметь найти среди людей самого особенного, самого замечательного человека… Я всю жизнь прямо и открыто мечтал: вот придет эта замечательная царевна, которой захочется поклониться и поцеловать край ее платья…». 4, с. 73 .«Если Вы обо мне вспомните, то… я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату №2».
(А. И. Куприн «Гранатовый браслет»). [ 2, с. 285 ].
Общеизвестно, как сильно может воздействовать музыка, особенно в подростковом возрасте. Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопившееся психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Корифеи античной цивилизации обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Кстати, нынешняя популярность рок- и поп- музыки в значительной степени связана с тем, что в ней используются приемы воздействия, направленные на возбуждение нервной системы подростка, его и без того взвинченного эмоционального состояния. В то же время высокохудожественные музыкальные произведения И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена в большей степени влияют на отношение подростка к миру.
Часто в педагогической литературе встречается выражение «формирование позитивного отношения к жизни». Очень правильное замечание, поскольку «не только в творчестве и радости жизнь может быть осмысленной, но также и в страдании». Примеров множество.
«Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело отчаяние, тупое и безысходное. Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своей бедой. Избавление пришло неожиданно. Он нашел его в том, ради чего жил и без чего не хотел жить, - в музыке. Глохнувший, он продолжал ее слышать. Феноменальный «внутренний слух» помогал ему слышать музыку. Бессердечной природе удалось сломить его тело, но ей не удалось сломить его гордый дух. Бетховен вступил в схватку с судьбой… Именно в разгар ужасающей духовной драмы родилась Вторая симфония – одно из самых радостных и светлых творений бетховенского гения».
(По повести Б. Кремнева «Бетховен»). [ 1, с. 91-93 ].
Педагог обладает всеми средствами введения ребенка в проживание достойной жизни: чтение книг, эпизоды биографии, музыкальные произведения. Правильно расставленные педагогические акценты: падает снег, зацвели розы, птицы запели, улетают гуси на юг, листья осенние как ковер, бушующее море…- и ребенок духовно наполняется, начинает любить жизнь. Все это возбуждает ценностное проживание, становится базой для развития ценностного отношения к самой жизни.
В заключении хочется отметить, что использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов должно стать важнейшим средством нравственного воспитания. Пусть результаты его отсрочены во времени и не быстры в проявлении. Необходимо запастись терпением и бесконечной способностью прощать ребенку неудачи и слабости. И тогда нормы, правила и требования морали станут его собственными взглядами, убеждениями, привычными формами поведения.

Литература
1. Егораева, Г. Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3(С) [ Текст ] / Г. Егораева. –М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 11с.
2. Куприн, А. И. Сочинения. В 2-х т. [ Текст ]: Т. 1. Повести; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1981. – 349с.
3. Шестакова, Б. И. Хрестоматия по чтению. 1 класс Текст : литературно-художественное издание для детей младшего школьного возраста.- М.: Издательский центр «Омега», 2011. – 250 с.
4. Шемшурина, А. И. Ценностно-смысловая основа воспитания: мыслители прошлого и современность [ Текст ] / А. Шемшурина // Воспитание школьников.- 2011.- №5. С. 61.