Духовно-Духовно-нравственное воспитание младших школьников в фольклорном ансамбле


Духовно-нравственное воспитание младших школьников в фольклорном ансамбле средствами музыкально-культурной среды региона.
Филиппова С.А.
г. Липецк
Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Тысячелетний опыт становления и развития человечества включает в себя особую область - опыт становления и развития отдельной человеческой личности как родового существа, несущего в себе – в свернутом виде – этнически определенную память о этапах развития человеческого начала.
Современная педагогика как общественная наука и социальные институты образования только сейчас начинают в полном объеме осознавать великое значение народной музыкальной культуры. Наступил век научно-технического прогресса, высоких технологий, мир стремительно меняется, а проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения звучит все громче, все чаще мы говорим о духовной деградации. Выросли поколения, не имеющие ни малейшего понятия о народной традиционной культуре, ее воздействие на формирование личности в частности и общества в целом сведено к нулю. А что еще хуже, многие имеют поверхностное, порой превратное представление о ней. Потеря связи с традицией привела к разобщенности. Решение этой проблемы является одной из важнейших задач на современном этапе развития нашего общества.
Пробудить интерес к народной музыкальной культуре можно посредством этнопедагогики, привлекая детей всех возрастных категорий в коллективы художественной самодеятельности, занимающиеся фольклором. Необходимо не только давать общее представление о народной музыкальной традиции, но и вовлекать участников в творческий процесс.
Самыми восприимчивыми являются дети дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. В игровой форме они учатся петь, танцевать. Начиная с коротких стихотворных припевок-пастушек, закличек, игр и простых игровых песен, они знакомятся с национальной культурой. Это очень важный этап воспитательной работы. Народная мудрость, отраженная в сказках, песнях, загадках, пословицах прививает детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, формирует чувство собственного достоинства.
Сложнее привлечь внимание к фольклору детей, живущих в городах. Многие из них никогда не бывали в селах, деревнях, не слышали аутентичных исполнителей, диалект вызывает у них усмешку. Знакомство с
народной традиционной культурой ограничилось сказками, пословицами и поговорками.
Именно музыкальный фольклор определенным образом может способствовать духовно-нравственному развитию детей. Приобщение детей к нему и народным традициям является также важным компонентом в решении задач музыкального развития обучающихся.
Фольклор - это синкретичное искусство, в котором художественные процессы сочетаются с другими формами общественного сознания (народными обрядами, обычаями, традициями, религиозными верованиями и т.д.) и отражают действительность и закономерность ее развития. Он определяется многозначностью функций, среди которых социальная, воспитательная, познавательная, эстетическая, информативная, коммуникативная и др.
Россия – Родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Мы потомки - духовные наследники людей, заложивших в нас основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям. Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе народного творчества должны быть интегрированы в разные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно - полезную.
Детский фольклорный ансамбль «Жемчужинка», базирующийся в детской музыкальной школе №10 города Липецка, существует уже более 20 лет. Он пропагандирует народные музыкальные традиции Липецкой области, а также южнорусской и казачьей песенной традиции. Ансамбль «Жемчужинка» работает в направлении сценического фольклора. В репертуар ансамбля входят: Рождественский, масленичный, троичный, русальный обряды, обряд завивания березки, а также фрагменты из свадебного обряда.
Сценический фольклор очень интересен с той точки зрения, что он готовит детей к восприятию истинного аутентичного звучания.
Нельзя не отметить и то, как влияют на ребят занятия в коллективе. Они действительно становятся другими. Это проявляется и в отношениях друг с другом внутри коллектива, и в отношении к делу, прививает умение преодолевать усталость, нежелание в какой-то момент пожертвовать своими интересами ради интересов коллектива. Занятия в ансамбле, а также поездки в другие города и страны на различные фестивали-конкурсы очень организуют ребят.
На сегодняшний день у нас не существует проблемы набора в коллектив. Мы набираем в коллектив детей с 4-х летнего возраста. К нам приходят те, кто видел нас на сценических площадках или друзья тех, кто уже занимается в ансамбле. Это своего рода оценка нашего труда.
Для ребят очень важен результат их работы. Коллектив является обладателем Международного фестиваля-конкурса «Звездные таланты России» в г. Липецк (2015 г.), он также является лауреатом городских, областных и межрегиональных конкурсов. Детский ансамбль «Жемчужинка» выступает на различных площадках не только города Липецка, но и в Липецкой области. А также выступает с благотворительными концертами в геронтологических центрах, домах инвалидов, доме ветеране, в детских домах и школах интернатах.
Дети гордятся тем, что являются участниками детского ансамбля.
Приезжая в другие регионы, дети видят живой интерес к национальной культуре русского народа, к традиционной культуре Липецкой области, они испытывают чувство гордости, они начинают по-иному понимать свою принадлежность к великому народу, который имеет такую богатую, самобытную культуру. И слово «русский» для них наполняется новым смыслом. Они видят, как много их сверстников занимается в подобных коллективах, учатся у тех, кто достиг большего умения и мастерства, стремятся стать лучшими, что тоже является стимулом.
Сценические костюмы, участников ансамбля «Жемчужинка», являются также яркими и неповторимыми, как и сами дети. Так как костюм отражает особенности нашего края. Родители принимают активное участие в создании костюмов для детей, тем самым идет взаимообогащение, растет взаимопонимание между поколениями. Это способствует возникновению общих интересов в семье.
Мы проводим совместные праздники, такие, как День именинника, Новый год, ходим в кино. Огромное значение для нашего ансамбля являются поездки–экспедиции по Липецкой области, где мы собираем песни нашего края. В этом благородном деле принимают участие не только дети, но и их родители.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников в фольклорном ансамбле средствами музыкально-культурной среды региона, изучение фольклора локальной традиции способствует воспитанию высоких нравственных качеств, национального самосознания, чувства принадлежности к самобытной, богатой культуре русского народа.