Конспект урока по географии для 7 класса по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки»


Тема урока:
"Рельеф и полезные ископаемые Африки»
Цель: познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми;
Задачи:
Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
Развитие коммуникативной культуры
Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
Воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе
Тип урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности
Оборудование:
-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;
-атласы 7 класса по географии;
- листы ватмана- 3шт.;
- клей 1., фломастеры, маркеры;
- конверты с заданиями;
-дополнительный материал
-схемы выполнения заданий
- выставка книг.

Парты расставлены на 4 группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей, конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, , анкеты,
у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).Учащиеся распределяются на 4 группы.
Тема урока не сообщается, учащиеся должны сами выйти на нее в конце урока.
Создание игровой проблемной ситуации.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня начать урок с такого вопроса. Посмотрите на экран и скажите, знаете ли вы этих людей? (Слайд 1)
Кто они? (Слайд 2)
(русские путешественники и учёные) ? Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться в путешествие. Какими качествами характера должен обладать путешественник?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный и т. д.).
- У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.
Каждая команда выбирает начальника экспедиции.
У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями по его решению, а также на столах все необходимое для того чтобы оформить в виде проекта итог вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования и сбора информации.
После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». Это наше жюри в составе Кочневой Ангелины и Суворовой Полины ( жюри – 2 человека- 4 команда).
Они оценят вас по следующим критериям: (приложение 1)
- правильность изложения материала;
- полнота ответа;
- логичность ответа;
- наглядность проекта;
- уважение к другой команде;
- время.
- зададут каждой команде дополнительные вопросы
Работать начинаем одновременно , в течении 10-12 минут вы должны добыть информацию и оформить её на ватмане. Затем каждая команда защищает свой проект в течение 2-х минут.
-Ребята! 7б класс, совершая путешествие по Индийскому океану, обнаружил в его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное это записи других путешественников, но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась . Ваш задача, изучая территорию, восстановить эти записи.
И так, в добрый путь, на неизвестную территорию! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).
Учитель подходит к командам , консультирует.
( Слайд 5)
1 команда.
На столе- ватман с контуром АФРИКИ
Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
4. Восстановить текст из бутылки :
В основании лежит______________
На севере материка расположилась __________________________-
Под ней , на юго-западе, крайнем юге и п-ве Сомали находится___________________
На востоке материка имеются великие ________________________________________
5. Подготовить рассказ по схеме о тектоническом строении Африки
2 команда.
На столе - ватман с контуром Африки
Задание: «Найти материал о рельефе Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст из бутылки :
В Африке преобладают __________________________
По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
В Восточной Африке находится_______________, где расположены великие_______________
В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________
На северо-западе ____________________________
На востоке южной части Африки ________________________
На самом юге _______________
5.Подготовить рассказ по схеме о рельефе Африки
3 команда.
На столе- ватман с контуром Африки.
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст из бутылки :
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.
На платформах - _______________ происхождения
В Африке преобладают ________________ горные породы
Г. Атлас ___________________________
Восточно-Африканское нагорье -_______________________________
Драконовые горы______________________________
Юг богат ______________________________
В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива _________________________
4. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых
4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).
3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта результативности» (Приложение 1).5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.
(Звучат «фанфары»)
- Внимание! Время закончилось.
Вызывается 1 команда исследователей для отчета в «Научно-исследовательский центр»»
( включается музыка «Африканские мелодии»).
-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по проекту, (Слайд 6,7,8,10,11,12)
- Спасибо, садитесь!
- Вызывается 2 команда «исследователей»( звучит музыка «Этномелодии Африки). Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану. (Слайд 6,9,11-13,15)
- Спасибо, садитесь
- В «Научно-исследовательский цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей». звучит музыка «Этномелодии Африки).
- Прочитайте задание. Ответы команды. ( Слайды 14-17)
- Спасибо, командам!
- Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а «Научно-исследовательский цент» подведет итоги.
- Время закончилось! (Звучит музыка «Фанфары»).Сдайте анкеты . Жюри проверяет. Заполняет Приложение 1. Слово – жюри.
Жюри объявляет итоги.
Подводят итоги и начальники экспедиции
Учитель: «Мне кажется, что сегодня хорошо поработали все команды. Каждая принесла ценную информацию в «Научно-исследовательский центр». Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.
-А теперь, давайте подведем итоги.
- На каком материке мы побывали?(Африка)
-О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)
- Значит тема нашего урока называется …( «Рельеф и полезные ископаемые Африки»)
-Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше внимание на стенку с книгами.
Я рекомендую прочитать интересные статьи из детской энциклопедии о загадках природы, о крупных вулканах и горных цепях Африки, о великой пустыне Сахара.
-В качестве домашнего задания - отметить на контурных картах основные формы рельефа Африки и полезные ископаемые.
Спасибо за работу!
Приложение1РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ.
критерии 1 экспедиция 2 экспедиция 3 экспедиция
правильность изложения материала; полнота ответа;
логичность
наглядность проекта уважение к другой команде;
время
ответы на вопросы анкета
ИТОГ 1 команда
Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
2 команда.
Задание: «Найти материал о рельефе Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
3 команда.
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
4 команда –
«Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный текст
3. Придумать дополнительные вопросы для команд.
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Результаты работы» (Приложение 1).5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
6. При равном количестве баллов задать командам дополнительный вопрос, не по их теме.
1 команда
Ценные указания:
1. Прочитать текст параграф 17 «Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
4. Восстановить текст из бутылки :
5. Подготовить рассказ по схеме о тектоническом строении Африки
2 команда
Ценные указания:
1. Прочитать текст параграф 17 «Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст из бутылки :
5.Подготовить рассказ по схеме о рельефе Африки
3 команда
Ценные указания:
1. Прочитать текст параграф 17 «Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст из бутылки :
5. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
6. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых.
4 команда
«Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
1. Прочитать текст параграф 17 «Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).
3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Результаты работы» (Приложение 1).5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
6. При равном количестве баллов задать командам дополнительный вопрос, не по их теме.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРУКТУРЫ И РЕЛЬЕФА АФРИКИ
Особенности развития Африки определили основные черты строения ее поверхности. Для большей части материка характерен равнинный рельеф с широким развитием поверхностей выравнивания от пермо-карбоновых и триасовых до неогеновых и даже четвертичных с отдельно выступающими среди них глыбовыми и вулканическими горами.
Основные современные структурные элементы материка унаследованы от начала палеозоя. Они сходны с соответствующими структурами Востока Южной Америки, с которым Африка сохраняла единство до конца мезозоя. Для северной, Сахаро-Аравийской части характерно распространение плит и синеклиз с палеозойским и фанерозойским чехлом (Сахарская плита, синеклизы Тауденни, Мали-Нигерийская, Чад и др.), между которыми располагаются приподнятые участки архейско-протерозойского фундамента (массивы Ахаггар, Регибатский, Леоно-Либерийский и др.).
Часть материка к юго-востоку от линии Камерун — северная оконечность Красного моря испытывала тенденцию к поднятию и подвергалась сильной тектонической активизации, особенно на востоке. Синеклизы занимают только внутренние части южного субконтинента, их ось проходит по 20-му меридиану. Самая северная и крупная приэкваториальная котловина Конго сменяется на юге менее обширными — Окаванго и др. Крупными поднятиями на востоке и юге являются Нубийско-Аравийский щит, рассеченный рифтом Красного моря, Мозамбикский протерозойский складчатый пояс и др.
На севере и юге Африка опоясана складчатыми зонами. На юге — это палеозойская Капская область, на севере — Атласская складчатая зона, являющаяся частью Средиземноморского пояса.
Среди основных типов равнинного рельефа в пределах Африки выделяют: цокольные равнины и плоскогорья на архейском и протерозойском фундаменте. Высоты их на севере Африки обычно не превышают 500 м и очень редко достигают 1000 м. Среди пологоволнистых кристаллических поверхностей выступают останцовые горы и кряжи, сложенные наиболее устойчивыми породами. Такой тип рельефа распространен на слабоактивизированных массивах разделяющих древние синеклизы; пластовые равнины и возвышенности, горизонтальные или наклонные и ступенчатые, характерные для районов распространения осадочного чехла по периферии древних синеклиз (например, синеклизы Конго или Калахари) и на окраинах материка, испытывавших опускания в мезозое и первой половине кайнозоя. Этот тип рельефа встречается также на перекрытых осадочными отложениями выступах фундамента или в древних синеклизах в пределах крупных поднятий. Пластовые равнины и возвышенности бывают молодыми, со слабым эрозионным расчленением, и древними, с глубоким и разнообразным расчленением; аккумулятивные равнины, сложенные с поверхности неогеновыми и антропогеновыми морскими или континентальными осадками. Они занимают центральные части древних синеклиз и днища рифтовых зон, а также располагаются по окраинам материка, подвергавшимся молодым трансгрессиям.
Примерно для 20 % поверхности Африки характерен горный рельеф. Возрожденные горы и нагорья, образовавшиеся в результате мезо-кайнозойских и неотектонических поднятий, сопровождавшихся разломами и вулканизмом, характерны в основном для восточной окраины Африки, вдоль пересекающих ее рифтовых зон. Но отдельные участки горного рельефа располагаются и среди равнинно-платформенных областей, будучи связаны с массивами, испытавшими тектоническую активизацию (Ахаггар, Тибести, Драконовы горы и др.). Среди основных типов морфоструктуры возрожденных гор выделяют: цокольные глыбовые горы и нагорья, образовавшиеся в областях выхода фундамента; столовые горы, образовавшиеся в областях распространения осадочных пород и вулканических покровов; вулканические горы и вулканические плато, приуроченные к системам разломов.
Капские горы принадлежат к очень редко встречающемуся типу возрожденных гор с унаследованной складчатой структурой, четко выраженной в современном рельефе.
В состав Атласской области входят палеозойские структуры, переработанные мезо-кайнозойскими движениями в такой степени, что их рассматривают как часть Средиземноморского горного пояса. Эти более древние структуры занимают среднюю и южную части Атласской области, в то время как ее северные цепи представляют собой образования, созданные в основном в конце миоцена — начале плиоцена.
Африканский материк обладает комплексом разнообразных полезных ископаемых. В древнейшем ядре платформы, в пределах Восточной и Южной Африки, содержатся крупнейшие запасы железных руд, хромитов, золота и урановых руд. Верхнепротерозойские структуры, особенно на территории Демократической Республики Конго, вмещают месторождения руд меди, олова, свинца и других цветных металлов. В кимберлитовых трубках мезозойского возраста, пронизавших в разных районах кристаллический фундамент, образовались коренные месторождения алмазов. Особенно известны алмазы Южной и Восточной Африки. По границам интрузивных гранитных тел того же возраста сформировались месторождения редких металлов.
Не менее значительны полезные ископаемые осадочного происхождения, образовавшиеся в процессе выветривания древних кристаллических пород или отложившиеся в породах осадочного чехла. К первым следует отнести бокситы Западной и Восточной Африки; ко вторым — крупные месторождения нефти и газа в пределах Сахарской плиты, на территории Алжира, Ливии, Египта и Нигерии.
В толщах лагунно-континентальной формации карру, в Южной Африке, содержатся крупные запасы каменного угля. В синклинальных зонах Атласской складчатой области есть месторождения нефти и фосфоритов.
Рельеф Африки
Африка располагается на одной HYPERLINK "http://geography7.wikidot.com/genesis-of-continents" Африканской плите. Африканская плита движется на северо-восток, сталкиваясь при этом с Евразийской плитой. Следствием этого столкновения является формирование на севере Африки молодых Атласских гор. Дальнейшее столкновение плит приведет в будущем, по всей видимости, к исчезновению Средиземного моря и превращению Африки и Евразии в единый материк. В то же время, в районе Красного моря наблюдаются процессы его расширения и образования новой HYPERLINK "http://geography7.wikidot.com/crust" океанической коры. В будущем Красное море превратится в новый океан. Однако, и сама HYPERLINK "http://geography7.wikidot.com/genesis-of-continents" Африканская плита не является полностью стабильной. На её поверхности четко прослеживаются процессы разламывания на две части - в районе Больших Африканских разломов на юго-востоке континента. На территории разломов сейчас фиксируется большое количество землетрясений и извержений вулканов. Уже через 10 миллионов лет в районе Эфиопского нагорья сформируется разлом, сопоставимый с Красным морем. Часть тектонических разломов сейчас заполнена водой - прежде всего это озёра Ньяса и Танганьика, а также многие другие озёра региона.Африка находится на одной единственной Африканской платформе, сформировавшейся в HYPERLINK "http://geography7.wikidot.com/orogenies" архейский период. На юге материка располагаются старые Капские и Драконовы горы, значительно разрушенные, в отличие от продолжающего свое формирование Атласа. В целом, в Африке можно выделить два основные района: Северо-Западную равнинную часть и Юго-Восточную - горную. Средняя высота материка составляет 750 метров. Плоскогорья занимают очень большие площади, в то время как низменностей очень немного. Самой низкой точкой материка является озеро Ассаль, высота его впадины -157 метров над уровнем моря. Самая высокая точка - вулкан Килиманджаро, высотой 5895 метров.Вулканы и землетрясения - достаточно распространенные явления для Африки. Помимо Килиманджаро, здесь есть такие вулканы, как Карисимби (4507 м) и Камерун (4100 м) (на снимке). Землетрясения случаются как на севере Африки, где проходит граница с Евро-Азиатоской литосферной плитой, так и на востоке материка - в районе тектонических разломов и Красного моря.Африка известна своими богатейшими месторождениями алмазов (ЮАР, Зимбабве) и золота (ЮАР, Гана, Мали, Республика Конго). Месторождения нефти есть в Алжире, Ливии, на шельфе Гвинейского залива - в Нигерии. бокситы добывают в Гвинее и Гане. Ресурсы фосфоритов, а также марганцевых, железных и свинцово-цинковых руд сосредоточены в зоне северного побережья Африки. Большие запасы медных руд сосредоточены в Замбии.Геология и рельеф Африки
В геологическом строении Африка характеризуется единством геологического строения и относительным однообразием рельефа. Африка – довольно приподнятый материк, по средней высоте (750м) уступает только Антарктиде и Евразии. Это связано с тем, что в кайнозое весь материк испытал поднятие особенно активные по краям; 70% площади материка приходится на высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья; 20% - на горные области и лишь 10% занято низменностями, которые занимают прибрежные части. Северная Африка имеет высоты в основном более 200м, а южная и восточная – выше 500 - 1000м. Поэтому по особенностям рельефа Африку принято делить на «низкую» - Северную и Западную и «высокую» - Восточную и Южную.
В основании материка лежит древний осколок Гондваны – древняя докембрийская Африкано-Аравийская платформа, которая включает также остров Мадагаскар с Сейшельскими островами. Фундамент этой Африкано-Аравийской платформы сложен докембрийскими кристаллическими и метаморфическими породами, которые выступают на дневную поверхность во многих районах Африки. В геологии такое положение называют щитом(щит – это выходы на поверхность платформы кристаллического фундамента не перекрытую осадочным чехлом). В составе фундамента известны породы всех возрастных подразделений докембрий – от нижнего архея (более 3 млрд. лет) до верхов протерозоя.
На северо-западе к докембрийскому основанию платформы примыкает наиболее молодая геосинклинальная область материка – Атласиды. Она относится к зоне мезозойско-третичных горных сооружений, включающий также Южную Европу, Западную и Южную Азию. В строении Атласид принимают участие сооружения каледонского, герцинского, мезозойского и альпийского возраста. Наиболее древними являются южные цепи гор, которые представляют собой окраину платформы, испытавшую поднятие и омоложение рельефа в связи с альпийским циклом. Северные хребты Атласа сформировались в конце альпийского цикла. В конце третичного периода было общее поднятие всей горной системы и произошло отделение её от горных сооружений южной части Пиренейского полуострова. В рельефе горная система Атласа состоит из трёх продольных хребтов протягивающихся с юго-запада на северо-восток более чем на 1000 км при ширине 150 км. Северная часть Атласа, та, которая ближе всего расположена к Атлантическому океану носит название – Телль-Атлас. Это место знаменито тем, что содержит очень большое количество известняка и из-за этого оно занимает первое место в Африке по добыче этой породы. В рельефе это место имеет вид известнякового позвоночника носящее общее название – Дорсаль (от французского «позвоночник»). Телль-Атлас к югу от города Алжира круто обрываются, где переходят в очень узкую предгорную долину – Чапаналь. Ширина этой долины достаточно узка и составляет 5-6 км. Затем эта долина резко переходит в древний горный массив Кабилия. В рельефе этот массив представляет собой древний кратер потухшего вулкана Кабилан. Это очень живописное место! Живописен он тем что кратер достаточно широк до 15 км в диаметре в котором располагается озеро. Это озеро всегда имеет цветную воду, причём в разное время года цвета разные. В холодный период – красный, а в тёплый период – синий. Затем этот горный массив переходит в пологоступенчатую равнину, которая потом переходит в шоты. Шоты – это обширные солончаковые впадины. Западня часть Атласа – это уже собственно Атлас. Это место носит название Высокий Атлас. Здесь располагается высшая точка всего Атласа – гора Тубкаль (4150м). Эта гора является действующим вулканом. Последнее извержение здесь произошло в 1815году, но оно не было активным и разрушительным, сначала произошло не большое землетрясение, после которого произошло медленное выжимание лавы из конуса. Однако в этом районе в 1825 и 1954 годах произошло очень серьёзное землетрясение, где погибло более чем 7-10 тыс. человек. Кроме этого близ алжиро-марокканской границы встречается бывший грабен Средиземного моря – Телльский горст, который разделил Евразию от Африки. Эта система получило название Эр-Риф. Эр-Риф не является продолжением Атласа, это самостоятельный горный сегмент. Эр-Риф имеет форму полумесяца, обращённого выпуклостью на юго-запад длинной 350км. Эр-Риф, так же как и Атлас состоит из трёх продольных хребтов, носящих название: Себтиды, Гомариды и Ператиды. Первый хребет Себтиды образует мощный массив Бени-Бусера, который очень хорошо выражен в рельефе резко куполовидным поднятием песчано-глинистого образования. Именно здесь располагается самая высокая вершина Эр-Рифа – Джебаль-Саниро (2456м). Гомарида и Ператиды в рельефе сливаются между собой и имеет пологую гранитную структуру, которая у местных жителей получила название, как «Долина Гуливеров». Перед системой Эр-Рифа и Атласа расположен тектонический прогиб Южно-Рифского коридора, который в рельефе имеет общее название Марокканской Месеты. Этот прогиб перекрыт очень мощной тортонской мергельной молассой, из-за этого вся земля Марокканской Месеты имеет беловато-пористый цвет и это единственное место в Марокко, где наблюдаются не плодородные почвы. Атлаская горная система на юге переходит в передовой прогиб платформы, однако в рельефе впадинами он обозначен лишь на востоке, около залива Габес. Это место называется Шотт-Мельгир, который расположен на 30 м ниже уровня моря. Остальная большая часть передового прогиба покрыта мощными осадочными толщами, которые с поверхности сложена расчленёнными сухими речными долинами.
Всю северную часть материка занимает обширная территория Сахары, которая простирается от Атлантического океана до Красного моря, а на юге доходит примерно до 17° с.ш. Большая часть Сахары тектоническом плане составлена Сахаро-Аравийской плитой. Сахаро-Аравийская плита проявляла многократные колебания и некоторые её части затоплялись морями (эпиконтинентальными трансгрессиями). С поверхности Сахара покрыта толщами осадочных отложений различного возраста и происхождения, залегающих горизонтально на глубоко опущенных породах кристаллического основания, и соответствует Ливийско-Египетской впадине (синеклизе). В центральной части Сахары основание платформы со складчатостью докембрийского и каледонского возраста выступает на поверхность в виде горных массивов и высоких плато, носящих общее название Центрально-Сахарских массивов, с высотами более 2000м. Здесь древний фундамент приподнят в вулканических массивах Ахаггар и Тибести. Ещё фундамент в Сахарской области приподнят на плато Адрар-Ифорас и Лир – это район южного отрога Ахаггара. Поднятие по которым произошло излияние лав возникло по линиям сбросовых горстов северо-восточного направления. По линиям разломов встречаются поствулканические явления, вулканы и вулканические формы рельефа.
Нагорье Тибести – это вулканический массив, высшая точка, которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре. Эми-Куси является самой высокой вершиной всей Сахарской области. В качестве явлений остаточного вулканизма, на Тибести встречаются поствулканические явления, такие как гейзеры и горячие минеральные источники, встречающиеся особенно часто на юго-востоке.
Нагорье Ахаггар – это также вулканический массив состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высоты около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива – фонолитовый пик горы Тахат (3005м). Рельеф всех этих массивов имеет расчленённую структуру, со скалистыми и обрывистыми склонами, которые скопили у подножий массивов грубую массу обломочного материала.
Излияние лав в Сахарской области происходило также в северной Ливии район Феццана и в восточном Судане на плато Кордофан.