Авторская программа факультативного курса русского языка в 1-2 классе казахской школы


Городской отдел образования
Факультативный курс
русского языка для 1–2 класса казахской школы
(авторская программа)
Составители: Сугралиева Г.Т. – учитель
русского языка и литературы 3 (базового) уровня
Утенова Т.З. – учитель
русского языка и литературы 3 (базового) уровня
Уральск 2015
Рекомендовано к публикации экспертным советом отдела образования
Протокол №___2___ от 21 декабря 2015 года
Составители: Сугралиева Г.Т., учитель русского языка и литературы
3 (базового) уровня СОШ № 43
Утенова Т.З., учитель русского языка и литературы
3 (базового) уровня СОШ №43
Рецензенты: Утегенова К.Т., кандидат педагогических наук,
доцент ЗКГУ им. М. Утемисова
Джаманкулова А.Г. – учитель русского языка и литературы
высшей категории СОШ №43
В соответствии с ГОСО РК изучение русского языка как самостоятельного предмета начинается с 3 класса. Данная программа предназначена для обучения русскому языку учеников 1 – 2 класса казахской школы. В программе определены цели и задачи обучения русскому языку, количество часов в каждом классе, разработано календарно – тематическое планирование.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………………………………1
Аналитическая часть…………………………………………………………..2-5
Цели и задачи обучения русскому языку………………………………….2-3
Межпредметная связь……………………………………………………….4
1.3 Объём учебной нагрузки……………………………………………………5
Практическая часть……………………………………………………………6-19
Календарно-тематическое планирование для 1 класса…………………..6-9
Календарно-тематическое планирование для 2 класса………………….10-14

2.3 Методическое обеспечение программы…………………………………..15-19

Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………..21
Приложения……………………………………………………………………………..22-25
Введение
Русский язык в Казахстане имеет конституционно закреплённый статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии экономики, культуры и образования. Хорошее знание русского языка – основа успешного обучения в школе.
В современных условиях развития общества раннее обучение русскому языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Казахстан и России, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Надо отметить, что раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками (Е. И. Негвицкая, В.С. Мухина, Н.Д. Гальская, З.Я. Футерман и др.)
Процесс обучения русскому языку в 1-2 классе казахской школы характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет создания коллаборативной среды на каждом уроке, использования различных техник формативного оценивания (светофор, смайлики, цветовая гамма, сигналы рукой ), проведения групповой, парной работы, за счёт введения сказочных персонажей, использования дидактических и подвижных игр. Процесс обучения русскому языку в 1-2 классе представляет собой совместную деятельность учителя и детей.
Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учётом возрастных особенностей детей. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников является одним из семи модулей Кембриджской программы.
Хаген и Хейл (1973) продемонстрировали развитие селективного внимания в процессе своего обращения к детям 6-7 летнего возраста для запоминания картинок на нескольких открытках. На каждой открытке были изображены две картинки, но только одна из них была определена важной для запоминания. При таких обстоятельствах 14-15-летние подростки запоминали значительно больше важных картинок, чем 6-7-летние. В то же время дети младшего возраста запомнили больше картинок из числа тех, которые их не просили запоминать. Таким образом, общий объём запомненной информации оказался одинаковым для обеих групп, но дети старшего возраста более эффективно концентрировали внимание. Вывод заключается в определении важности разработки заданий интересных, занимательных и соответствующих ученикам. Важно, чтобы привлечение внимания учеников включало в себя важный элемент узнавания и возможности получения новой информации, связанной с тем, что они уже знают. [Руководство для учителя, стр.183] У детей 6-7 лет преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно.

1
Цели и задачи обучения русскому языку
Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по дошкольному воспитанию и обучению предусмотрено изучение русского языка в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с трёхлетнего возраста. В общеобразовательных школах изучение русского языка предусмотрено в классах предшкольной подготовки (нулевой класс). Системное изучение русского языка как самостоятельного предмета начинается с 3 класса. В настоящее время в некоторых школах предусмотрено изучение русского языка в 1-2 классе как факультативного курса за счёт внутреннего компонента. Данная программа является актуальной и восполняет пробел в изучении русского языка в общеобразовательных школах с казахским языком обучения.
Основной задачей изучения русского языка в 1-2 классе является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. В 1 первом классе детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры. Весь курс обучения русскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей 6-7 лет.
По окончании обучения дети должны:
-в аудировании: понимать и выполнять просьбы учителя, относящиеся к ведению уроков, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определённых для каждого возраста, а также понимать на слух речь учителя на различных этапах урока;
-в говорении: уметь отвечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к учителю и к одноклассникам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объёме 1 – 2 фраз. Уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать стихотворения, песни.
Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения.

В предлагаемой программе обучение лексической теме строится преимущественно с опорой на наглядность и средства ИКТ (мультики, ролики, детские презентации), Словарный запас включает лексику по тем темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации.
Обучение грамматике представляет определённые трудности. Овладение
грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием
2
принципа аналогии с родным языком. Ученики 1 – 2 класса должны осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно.
Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ученик воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством учителя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.
Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть вторым языком.
3
Межпредметные связи.
В процессе обучения русскому языку реализуются межпредметные связи со следующими предметами:
1) «Казахский язык», «Английский язык»:
в основе овладения любым языком наблюдаются одни и те же функциональные закономерности. Опора на языковой опыт в родном языке (казахском или английском) содействует формированию основ языкового образования;
2) «Познание мира»:
обучение русскому языку на основе текстового материала позволяет получить дополнительные сведения о культуре страны родного и изучаемого языков;
3) «Самопознание»:
основы пропаганды здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены, бережного отношения к окружающему миру, толерантного отношенения к младшим, сверстникам, учителям, родителям и представителям иноязычной культуры;
4) «Математика»:
при изучении русского языка обучающиеся используют знания из курса математики: количественные и порядковые числительные, названия геометрических фигур.
4
Объем учебной нагрузки.
Объем учебной нагрузки по предмету «Русский язык» составляет:
1) в 1 классе – 1 час, всего 33 часа в учебном году;
2) во 2 классе – 1час, всего 34 часа в учебном году;
Базовое содержание факультативного курса «Русский язык» в 1 классе.
Содержание курса для 1 класса включает следующие темы:
Знакомство - 4 часа.
Игрушки – 5 часов.
Школа. Школьные принадлежности – 4 часа.
Цвета – 4 часа.
Животные и птицы – 5 часов.
Предметы вокруг меня – 6 часов.
Одежда и обувь – 5 часов.
Базовое содержание факультативного курса «Русский язык» во 2 классе.
Содержание курса для 2 класса включает следующие темы:
Моя семья – 4 часа.
Мой дом – 5 часов.
Портрет. Характер.- 5 часов
Мои увлечения – 6 часов.
Город и транспорт – 4 часа
В магазине – 5 часов.
Овощи и фрукты – 5 часов.

5
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
(для школ с казахским языком обучения)
№ Тематика занятий Кол-во часов дата Словарная работа Игры, стихи, песни, мультфильмы
Знакомство – 4 часа
1. Знакомство. Приветствие. 1 Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день. Смотри и запоминай.
2. Это я (имя, возраст). 1 Образцы диалогов. Покажи и скажи.
3. Мой друг. 1 Друг, подруга, друзья. Кто что любит.
4. С кем я познакомился? 1 Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Игра «Знакомство по цепочке».
Игрушки – 5 часов.
5. Игрушки. 1 Мяч, кукла, мишка, машина, юла, матрёшка. Игра «Что пропало?»
6. Моя любимая игрушка. 1 Слова по теме «Игрушки» Запомни и назови.
7. Описание игрушки. 1 Какая она? 8. Игры. 1 Играть, играю, играем. Наведём порядок среди игрушек.
9. Моя любимая игра. 1 Играть, любить, играю, люблю. Мой весёлый звонкий мяч.
Школа. Школьные принадлежности – 4 часа
10. Здравствуй, школа. 1 Школа, класс, тетрадь, книга, ручка, портфель, 11. Мой класс. 1 Класс, одноклассники, парта, ряд, первый, второй 12. Школьные принадлежности. 1 Книга, тетрадь, дневник, ручка, линейка. 13. Как я собирался в школу? 1 Портфель, школьная форма, пенал, радоваться Цвета – 4 часа.
14. Цвета. Какого цвета? 1 Красивый, цветной, разноцветный 15. Мой любимый цвет. 1 Диалог по образцу. 16. Фигуры и размеры. 1 Круглый, большой, маленький, лёгкий. 17. Чему я научился? 1 Групповая работа по теме «Цвета» Животные и птицы – 5 часов.
18. Домашние животные. 1 Кошка, кот, собака, корова, лошадь, конь, коза, овца, баран. 19. Дикие животные. 1 Белка, лиса, заяц, ёжик, волк, медведь, бегать, прыгать, охотиться. Д/и «Кто где живёт»
20. Птицы летом. 1 Крылья, дикие, домашние, перелётные, летать, клевать, кормить. Игра «Назови ласково»
Перо – пёрышко,
Крыло - крылышко.
21. Птицы зимой. 1 Грач, скворец, ласточка, гнездо. 22. Что я узнал? 1 Предметы вокруг меня – 6 часов.
23. Мебель. 1 Мебель, стол, стул, кресло, диван, кровать, круглый, квадратный, сидеть, вешать, лежать. 24. Что где стоит? 1 25. Моя комната. 1 Комната, стол, кресло, кровать, книги, тетради, компьютер 26. Посуда. 1 Тарелка, бокал, ложка, вилка, чайник, стеклянный, чайная, деревянная. «Найди одинаковые предметы»
27. Продукты питания. 1 Хлеб, молоко, сахар, масло, мясо, кефир, варить, жарить, готовить. Отгадай «Что потерялось?»
28. Что я могу делать? 1 Одежда и обувь – 5 часов.
29. Одежда. 1 Одежда для мальчиков, одежда для девочек Покажи и скажи: где?
Игра «Мой, моя, моё»
30. Обувь. 1 Туфли, кроссовки, сапоги, ботинки, носить, надевать Игра «Выбери правильно»
31. Что можно надеть зимой? 1 Шапка, шуба, куртка, сапоги, шарф, варежки. 32. Что можно надеть летом? 1 Платье, шорты , футболка, сарафан, кроссовки. 33. Чему я научился? 1 Тема «Игрушки»
Дети 1 класса должны усвоить и уметь говорить на русском языке:
- названия игрушек;
- чем одна игрушка отличается от другой;
- из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.
1. Словарная работа.
Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамида, юла, матрёшка (названия игрушек).
Прилагательные: круглый, резиновый, большой, маленький, яркая, нарядная, красивая.
Глаголы: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, собирать.
2. Дидактические игры и упражнения.
Классификация понятий «Назови лишнее слово»:
- кукла, песок, юла, ведёрко, мяч (песок);
- барабан, матрёшка, лук, машинка (лук);
- кубик, собачка, лист бумаги, зайчик (лист бумаги).
«Магазин игрушек»
Учитель выполняет роль продавца. Ученик, чтобы купить понравившуюся ему игрушку, должен назвать её на русском языке.
«Какой игрушки не стало?»
Учитель показывает и называет 3 – 4 игрушки, затем убирает одну из них. Дети должны назвать на русском языке эту игрушку.
3. Грамматический строй речи.
8
Образование прилагательных.
«назови, какая? (из чего сделана?)»:
Игрушка из резины – резиновая,
Из железа - …,
Из дерева - …,
Из пластмассы - …
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«Назови ласково»:
мяч – мячик, машина – машинка, собака – собачка, кукла – куколка.
«Один - много»: мяч – мячи, кукла – куклы, кубик – кубики, мишка – мишки, пирамида – пирамиды. Матрёшка – матрёшки.
Тема «Фрукты».
Дети должны усвоить и говорить на русском языке:
- названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус;
- существительные с обобщающим понятием «фрукты»;
- места произрастания фруктов;
- различать понятия «овощи», «фрукты».
1. Словарная работа.
Существительные: яблоко, груша, слива, абрикос, персик, сад, дерево и т. д.
Прилагательные: красная, зелёная, жёлтыё, сладкий, кислый, маленький, большой, сырой, варёный, круглый, овальный, гладкий, шершавый.
Глаголы: сажать, ухаживать, поливать, собирать, варить.
2. Грамматический строй речи.
Согласование существительных с прилагательными.
«Назови цвет, форму»: Слива (какая?)- синяя, овальная.
Яблоко (какое?)… Абрикос (какой?) - …
Согласование числительных с существительными.
«Посчитай»:
1 яблоко, 2 яблока, 3…, 4 …, 5 яблок.
1 слива, 2…, 3…, 4…, 5…
1 абрикос, 2…, 3…, 4…, 5…
1 груша, 2…, 3…, 4…., 5…
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Назови ласково»: слива – сливка, абрикос - абрикосик…
Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
«Один - много»:
Один апельсин – много апельсинов,
Одна груша – много груш.
Образование множественного числа существительного в именительном падеже.
«Один – много»:
слива – сливы, яблоко – яблоки, груша – груши.
9
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 2 классе
(для школ с казахским языком обучения)
№ Тематика занятий Кол-во часов дата Словарная работа Игры, стихи, песни, мультфильмы
Моя семья – 4 часа.
1. Моя семья. 1 Семья, родители, брат, сестра, родной, родная. «Скажи, кто и что делает?»
2. Мои родственники. 1 Брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя. 3. Возраст. 1 Большой, маленький, старший, младший. 4. Семейный праздник. 1 Семья, праздник, день рождения, собираться. Работа по разрезной картине.
Мой дом – 5 часов.
5. Мой дом. 1 Дом, двор, одноэтажный, двухэтажный, улица, жить. 6. Моя квартира. 1 Этаж, подъезд, балкон, комната, зал, гостиная, спальня. Закончи предложения.
7. Моя комната. 1 Комната, стол, кресло, кровать, книги, тетради, компьютер. Что и где стоит?
8. Дом и двор. 1 Двор, убирать, расти, деревья, цветы, кустарники, соседи. Стих. «Мы во двор пошли гулять!»
9. Времена года: осень. 1 Листопад, дождь, ветер, урожай, золотой, дождливый, улетать, опадать. Игра «Какое время года?»
Портрет. Характер.- 5 часов
10. Внешность. 1 Рост, фигура, цвет волос, высокий, невысокий. «Кто больше слов придумает?»
11. Части тела. 1 Голова, лицо, туловище, руки, ноги, смотреть, играть. 12. Характер. 1 Спокойный, доброта, смелость, готов помочь. 13. Портрет моего друга. 1 Рост, лицо, характер, друг, товарищ. 14. Чему я научился? 1 Групповая работа по теме «Портрет. Характер» Мои увлечения – 6 часов.
15. Интересы и увлечения. 1 Любимое дело, любить, заниматься, радость. 16. Спорт. 1 Спорт, заниматься, спортзал, спортивный. 17. Игры. 1 Спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол 1,2,3,4,5 начинаем мы играть!
18. Чем я люблю заниматься? 1 Групповая работа по теме «Мои увлечения». 19. Времена года: зима. 1 Зима, зимние месяцы, холод, мороз, снег. «Мяч лови, зимнюю одежду назови!»
20. С Новым годом! 1 Снег, мороз, Дед Мороз, Снегурочка Выполняем задания Деда Мороза.
Транспорт и город – 4 часа
21. Город. 1 Город, Уральск, родной, чистый, красивый, родиться, вырасти, дорожить 22. Транспорт. 1 Автобус, автомобиль, машина, такси, поезд, ехать, сигналить, останавливаться. Д/и «Кто больше действий назовёт»
23. Правила дорожного движения. 1 Дорожные знаки. «Найди одинаковые знаки»
24. Светофор. 1 Красный, жёлтый, зелёный, мигать, моргать. В магазине – 5 часов.
25. Продукты питания. 1 Хлеб, молоко, сахар, масло, мясо, кефир, варить, жарить, готовить. Отгадай «Что потерялось?»
26. Еда и напитки. 1 27. Покупки. 1 Продавать, покупать, продавец, покупатель, касса. 28. Времена года: весна. 1 Весна, снег, таять, лужи, тепло 29. Чему я научился? 1 Овощи и фрукты – 5 часов
30. Овощи и фрукты. 1 Овощи, фрукты, сад, огород, собирать, сажать, расти, урожай. 31. Сад. Что растёт в саду? 1 Яблоко, груша, лимон, апельсин, сладкий, вкусный, сад, сажать, собирать Игра «1,2,3 за мною повтори»
32. Огород. Что растёт в огороде? 1 Огурец, помидор, свекла, красный, зелёный, сажать, расти, поливать. Игра «Сажаем в огороде»
33. Скоро каникулы! 1 Каникулы, отдыхать, загорать, помогать, заниматься любимым делом. 34. Чему я научился? 1 12
I. Тема «Семья».
Ученики 2 класса должны знать и уметь говорить на русском языке:
- названия членов семьи;
- правильно употреблять обобщающее слово «семья»;
- составлять рассказ о своей семье.
1. Словарная работа.
Существительные: семья, родители, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, дядя, тётя,
Прилагательные: родная, заботливая, взрослые, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, добрая, милая.
Глаголы: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, печь, жарить, мыть.
2. Грамматический строй речи.
Образование простых причастий и прилагательных.
«Назови, какой?»: любить – любимый, уважать – уважаемый, стараться – старательный, заботиться – заботливый.
3. Лексический строй речи.
Поиск соответствующих понятий:
«опиши, какая? (какой), что делает?».
Мама – весёлая, любимая, строгая;
Бабушка - …
Дедушка - …
Папа - …
Брат - …
Сестра - …
Построение монолога:
«Расскажи о семье по плану»:
- Сколько в семье человек?
- Как зовут родителей?
- Кем работают родители?
- Сколько лет брату, сестре?
- В каком классе учится брат, сестра?
- Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…)?
II. Тема «Осень».
Дети 2 класса должны знать и уметь говорить на русском языке:
- название времени года;
- основные приметы осени;
- пояснительные конструкции, почему об осени говорят «золотая».
13
Словарная работа.
Существительные: листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, ненастье, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы.
Прилагательные: грустный, золотой, дождливый, ранний, поздний, мрачный, тихий, тёплый, холодный.
Глаголы: летать, опадать, хмуриться, прощаться, улетать, убирать.
Лексико-грамматический строй.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
«Один - много»:
Дерево – деревьев,
Фрукт – фруктов,
Лужа – луж,
Листья – листьев,
Огород – огородов.
Согласование существительного и прилагательного.
«Скажи со словом «осенний»:
Небо (какое?) – осеннее,
Ветер (какой?) – осенний,
Аллея (какая?) – осенняя.
Образование качественных прилагательных.
«Назови, какая погода?»:
Какая погода бывает осенью, если:
Идёт дождь – дождливая,
Дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно – холодная,
Если пасмурно – пасмурная,
… сыро - сырая,
…хмуро – хмурая,
…солнечно – солнечная,
…ясно – ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных:
«Один - много»:
Наступил осенний день – наступили осенние дни.
На дереве жёлтый лист – на деревьях жёлтые листья.
Плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи.
Стоит большое дерево – стоят большие деревья.
Идёт холодный дождь – идут холодные дожди.
Дует сильный ветер – дуют сильные ветры.
14
Методическое обеспечение программы.
Образцы диалогов.
Тема «Знакомство».
- Здравствуй, Алишер!
- Здравствуй!
- Как тебя зовут?
- Меня зовут…
- Тебя зовут Айслу?
- Нет, меня зовут Алия.
- Кто ты?
- Я – Ислам.
- Ты мальчик или девочка?
- Я мальчик.
- Ты Самат?
- Да (нет).
2. Тема «Дом и двор».
- Какой дом?
- Новый, красивый, большой.
- Что есть внутри дома?
- Комнаты.
- Куда поставим кровать?
- Кровать поставим в спальную комнату.
- Какая мебель стоит на кухне?
- На кухне стоит большой стол, 4 стула, шкаф для посуды.
- Что делает мама?
- Мама варит суп.
- Что делает дочка?
- Дочка моет посуду.
3. Тема «Дикие животные».

- Какие животные живут в лесу?
- В лесу живут заяц, лиса, волк, белка, ёжик.
- Кто сидит под ёлкой?
- Под ёлкой сидит заяц.
- Какие у зайчика ушки?
- У зайчика ушки длинные.
- Как бежит зайчик?
- Заяц бежит быстро.
- Что делает медведь зимой?
- Медведь спит.
- Где спит медведь зимой?
- В берлоге.
15
Пальчиковые игры.
1. «Умные пальчики».
Этот ест,
Этот пьет,
Этот песенки поет,
Этот любит погулять,
Этот любит рисовать.
Вместе пальчики мои
Будут весело играть!
(Пальцы правой руки поочередно держат за кончики пальцев левой руки. В
конце делаем «фонарики» кистями рук.)
«Моя семья» (первый вариант).
(Разгибают из кулака пальцы и сопровождают движение текстом.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
«Моя семья» (второй вариант).
Раз, два, три, четыре (хлопаем),
Кто живет в моей квартире? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами).
Раз, два, три, четыре (хлопаем),
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я (поглаживаем все пальцы по очереди),
Вот и вся моя семья!
«Пальчики поздоровались».
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики (пальчики сжимаются в замок).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (пальцы разжимаются).
Раз-два-три-четыре-пять (Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.)
Начинай играть опять.
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по одному),
Мы во двор пошли гулять («шагают» по столу указательными и средними пальчиками).
Бабу снежную лепили («лепят» комочек двумя ладонями),
Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками),
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони),
16
А еще в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной),
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).
Подвижные игры.
«Путешествие на корабле».

Дети становятся в две шеренги у одной из сторон зала. Это корабль, на
котором едут дети. Капитан корабля – учитель объявляет:
«Приготовиться к выходу на берег, справа земля. Наша земля!» Все дети
должны повернуться вправо, приготовиться к выходу. Тот, кто повернется в
другую сторону, остается последним. Все дети идут парами по залу.
На слова капитана: «Приготовиться к выходу, слева наша земля!», дети
поворачиваются налево и обойдя зал возвращаются на место. Названия сторон
надо не только чередовать, но и давай в разбивку.
«Капельки».

Все мы с вами капельки. Все вы самостоятельные (дети хаотично ходят по
классу, можно включить музыку). Но вот капельки встречаются друг с другом,
и получается ручеек. (Дети разбиваются на пары, берутся за руки, двигаясь
друг за другом.) А теперь ручеек течет и впадает в море. (Дети берутся за руки
и образуют большой круг.) Наш круг может менять форму, как и вода. (Круг
вытягивается в овал. Дети под музыку танцуют, образовывая разные формы.)
«Солнышко и дождик».
Дети свободно располагаются по классу. Учитель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.
Дождик капал на ладошки,
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят
«кап-кап».)
Дождик капает по ножки,
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
(Учитель расправляет зонтик и дети бегут под него.)
Ты по зонтику стучи,
Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)
«Грачи».
Дети делятся на две группы. Одна группа детей – грачи, другая – ребята.
Грачи:
– Вот под елочкой зеленой
Скачут весело грачи:
– Кар-кар-кар! (Грачи прыгают, летают, бегают.)
Ребята:
– Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали. (Ребята бегают за грачами, гонят их.)
17
Грачи:
– Кар-кар-кар!
Обе группы:
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Грачи:
– Кар-кар-кар! (Тихо садятся, спят.)
«Здравствуй!».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Я вас всех приветствую.
«Да-да-да! Нет-нет-нет!».
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да!
Мы научимся играть?
Да-да-да!
Другу будем помогать?
Да-да-да!
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет!
А улыбку подарить?
Да-да-да!
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет!
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да!
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
«Карусель».
Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связывают. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняют в соответствии с текстом:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два.
18
Вот и кончилась игра!
Усложнение: Вместо веревки можно взять обруч с лентами, просто взяться за руки.
«Автобус».
Дети стоят друг за другом, держась за руки, согнутые в локтях. Первыйиз ребят – шофер. Водящий - полицейский стоит вдали с фонариком (круги трех цветов). Первый раз роль полицейского берет себе учитель. Дети передвигаются вперед и хором произносят:
– Автобус – машина… шина – шина!
Едет вперед, детей везет! (Полицейский поднимает красный круг.)
Стой, автобус, не иди:
Красный свет там, впереди!
Ты немного погоди!
Дети сидят. В окно глядят.
Полицейский показывает желтый, а затем зеленый круг:
Зеленый свет…
Преграды нет!
Автобус, иди!
Детей вези!
Дети хором:
Автобус – машина… шина-шина!
Едет вперед, детей везет!
Мы ехали, ехали и приехали.
Стой! Автобус, не иди!
Остановка: выходи!
19
Заключение.
Результативность и успешность освоения русского языка на занятиях зависит от многих факторов, которые надо учитывать при подготовке и проведении занятий.
Возрастные и психологические особенности 6-7-летних детей.
Принцип доступности заданий. В структуру одного занятия необходимо включать не более 4-5 видов действий, в которых сочетается процесс восприятия с практическими действиями.
Обучение лексике должно быть сконцентрировано по принципу «снежного кома», т. е. на каждом новом занятии должно происходить постоянное накопление слов и речевых конструкций. При этом каждое слово, каждая речевая конструкция должна отрабатываться при изучении последующих лексических тем.
Рекомендуется придерживаться предложенной в календарном плане последовательности изучения тем. Они расположены по степени увеличения сложности.
На итоговых занятиях предусмотрено проведение групповой работы, основной целью которых является обобщение и закрепление изученных тем, умение оперировать новыми и знакомыми понятиями. Итоговые занятия направлены на формирование долговременной памяти, развитие самостоятельности, словесно-логического мышления и речевого творчества.
20
Список использованной литературы.
Государственная программа функционирования и развития языков
на 2011-2020 годы. − Астана, 2011.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан .− Астана, 2012.
Типовая учебная программа по предмету «Иностранный язык» (английский язык) для 1-4 классов уровня начального образования Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 20с.
Учебная программа к учебно-методическому комплексу «Говорим на русском языке» по редакцией Б.С. Омар, А.Т. Садык, Н.В. Доманова.- Кокшетау, 2013.
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Руководство для учителя (базовый уровень). www. cpm.kz
Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до семи
лет. – СПб: Издательский Дом «Нева», 2006. – 240 с. – (Серия «Мамина
школа»).
21
Приложения.
Глоссарий.
Возрастные особенности (англ. age-related differences) - познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Групповая работа (англ. group work) - форма организации деятельности класса, при которой создаются малые (не более 5-6 человек) рабочие группы для совместного выполнения учебного задания, что предоставляет всем учащимся, без исключения, возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, что не всегда возможно в условиях многочисленного коллектива.
Коллаборативный (англ. collaborate – «сотрудничать») (англ. collaborative) – совместный; осуществляемый в сотрудничестве.
Коллаборативное обучение (обучение в сотрудничестве) (англ. collaborative teaching and learning) - подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между учащимися/учащимися и преподавателем, и характеризуется признанием способностей и личностного вклада каждого участника процесса обучения. Участники процесса получают знания, посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации. В условиях коллаборативного обучения полномочия и ответственность распределены между членами группы для эффективной работы.
Память (англ. memory)  - 1. Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. 2. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память долгосрочная (англ. long-term memory) — подсистема памяти, характеризующаяся практически неограниченным временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения информации, способствующего установлению ассоциативных связей, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля.
Стили обучения (англ. learning styles) - способы, посредством которых осуществляется обучение. Впервые понятие стили обучения появилось в 1970 - х годах и на сегодняшний день существует большое количество классификаций стилей обучения. Принято считать, что не существует единого для всех правильного сочетания или использования стиля, поскольку использование различных стилей обучения обусловлено обстоятельствами. Наиболее распространенной и часто используемой считается классификация Нейла Флеминга (Neil Fleming), согласно которой учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков (VAK model).
22
Кинестетики (англ. kinesthetic lerners) - категория учащихся, воспринимающих преимущественный объем информации, посредством тактильных ощущений (прикосновение, действие фактуры и протяженности).
Аудиалы (англ. auditory learners) – категория учащихся, отличающихся слуховым восприятием информации. Для усвоения и понимания материала аудиалам необходимо прослушать или проговорить информацию.
Визуалы (англ. visual learners) - категория учащихся, воспринимающих идеи, концепции и информацию, посредством ассоциирования их с визуальными образами, иными словами – воспринимающих информацию органами зрения.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется в случае, если желаемым результатом является не только приобретение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
«Три помощника учителя» (англ. «three apprenticeships») - теория Шульмана (Shulman, 2007), согласно которой компетентным учитель станет при условии наличия трех его помощников - Руки, Головы, Сердца.
Рука – символизирует наличие технических и практических навыков и владение способами работы, умением разъяснить идеи посредством диапазона имеющихся подходов в процессе реализации, корректирования и оценивания обучения.
Голова - символизирует наличие методологических знаний о преподавании и обучении, а также, о личности учеников.
Сердце – эмоционально-положительное отношение к профессии, осознание ценности преподавания и устойчивые убеждения, которые находят поддержку в лице других представителей этой профессии.
Формативное оценивание (оценивание для обучения) (англ.assessment for learning) - текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для усовершенствования обучения.
23
Перечень аудио- и видеоматериалов.
Аудиозаписи.
Песни
Русские народные песни: «Каравай, «Вышла курочка гулять», «Серенькая кошечка», «Два веселых гуся».
Хороводная русская народная песенка «Во поле береза стояла».
«Голубой вагон» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского),
«Песня паровозика» (сл. Г. Сапгира, Г. Циферова, муз. В. Юровского),
«Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского),
«Мы едем, едем» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадамского),
«Спят усталые игрушки…» (сл. З. Петровой, муз. А. Островского),
«Мишка с куклой бойко топают» (сл. и муз. М.Качурбиной),
«Урожайная» (А. Филиппенко),
«Толстый Карлсон» (сл. И. Резника, муз. Дж. Кристи),
«Мама – первое слово» (сл. Ю. Энтина, муз. Т. Попа, Ж. Буржова),
Хороводная игра «Огородная хороводная» (сл. А. Пассовой, муз. Б. Мож-
жевелова),
«Золотая свадьба» (сл. И.Резника, муз. Р. Паулса),
«Танец маленьких утят» французская нар. песня, (перевод на рус.
Ю. Энтина),
«Детский сад» (сл. и муз. Е. Асеевой),
«Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского),
«Ах, как хорошо в садике живется» (муз. и сл. С. Насауленко),
«Осень наступила» (муз. и сл. С. Насауленко),
«Здравствуй, осень» (сл. В. Маслова, муз. Ю. Слонова),
«Буратино» из к/ф «Приключения Буратино» (сл. Ю. Энтина, муз. А. Рыб-
никова),
«Зима пришла» (муз. и сл. Л. Шустовских),
«Серебристые снежинки» (сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова),
«Белые снежинки» (сл. И. Шаферана, муз. Г. Гладкова),
«Песня о снеговике» (из к/ф «Тайны Снежной Королевы»),
«Маленькой елочке холодно зимой» (сл. З. Александровой, муз.
М. Красева),
«Чунга-чанга» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского),
«Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского),
«Улыбка» (сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского).
Сказки
«Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Кто сказал «мяу?», «Кошкин дом», «Репка», «Три медведя».
Аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.
Трактор, автобус, поезд, легковая машина, грузовая машина, пароход,
самолет, вертолет.
Аудиозапись звуков, издаваемых домашними животными и птицами.
Мультфильмы.
«Кто сказал «мяу», «Курочка Ряба», «Два веселых гуся», «Кошкин дом», «Волк и семеро
24
козлят», «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка», «Три медведя», «Горшок каши», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Федорино горе», «Белоснежка», «Маша и медведь», «Золушка», «Колобок», «Корешки и вершки», «Паровозик из Ромашково», «По дороге с облаками», «Мойдодыр», «Дом, который построили все», «Четверо с одного двора», «Приключения Огуречика», «Антошка», «Колосок», «Снеговик – почтовик», «Кто придет
на новый год», «Новогодняя сказка», «Львенок и черепаха», «Двенадцать месяцев».
«Осенние корабли», «Королева Зубная щетка», «Козленок, который считал до десяти», «Первая зима», «Снегурочка», «Чипполино», «Красная шапочка».
25