Поурочный план по истории Казахстана на тему: Государство Караханидов


История Казахстана в 7 классе.
Автор: учитель истории Погромская Л.Н.
Тема: Государство Караханидов.
Цель урока: дать общую характеристику государству Караханидов. Задачи: Образовательная: сформировать знания учащихся об образовании государства Караханидов на территории Казахстана в период расцвета средневековья; Развивающая: создать условия для развития логического и креативного мышления учащихся, навыки самостоятельной работы, умение выявлять причинно-следственные связи; Воспитательная: воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, формировать коммуникативность. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма: урок-экскурсия. Методы: частично-поисковый, элементы технологии критического мышления. Оборудование: карта, таблицы, иллюстративный материал, учебник.
Ход урока:
I Организационный момент.
1. Приветствие учащихся. 2. Фиксация отсутствующих.
II Слово учителя: Казахская земля-колыбель многих древних цивилизаций. На просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Для начала давайте вспомним: 1. На какие периоды делится средневековье? ( раннее средневековье, расцвет средневековья и позднее средневековье). 2. Перечислите государства, существовавшие на территории Казахстана в период раннего средневековья? .( Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат). Сегодня мы с вами изучим историю еще одного тюркского государства- государства Караханидов, существовавшее в эпоху расцвета средневековья. Мы с вами узнаем, когда и как оно возникло, какой общественный строй существовал у караханидов, как были развиты хозяйство и культура караханидских племен, узнаем о взаимосвязи караханидов и казахского народов.
III Формирование новых знаний.
Я предлагаю вам совершить экскурсию в расцвет средневековья, а именно в государство Караханидов, которое находилось в районе современного Жетысу. На уроке у нас работают три группы. Эти группы во главе с гидами помогут нам узнать о данном государстве. Для того чтобы совершить экскурсию, давайте с вами составим схему нашего маршрута.
Хозяйство. Культура
Государство КараханидовПолитическое положение
Образование государства Общественный строй
.


Итак, схема нашего маршрута готова. Теперь необходимо подробно остановиться на каждом пункте, чтобы подробно узнать о государстве Караханидов. В этом нам поможет учебник. Каждая группа получает задание:
1 группа: Прочесть текст на стр.50-51.
Покажите на карте территорию государства Караханидов X-XII веках.
Расскажите об общественном строе государства.
Выпишите в тетрадь новые слова, разъясните их значение.
2 группа: Прочесть текст на стр.51-53.
Назовите причины разделения государства на западное и восточное.
Расскажите о борьбе Караханидов с иноземными завоевателями.
3 группа: Прочесть текст на стр.53-54.
Почему предпочтение отдавали коневодству?
Как была развита культура Караханидов?
Самостоятельная работа учеников с учебником, а затем выступление учащихся каждой группы.
IV Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами совершили экскурсию в государство Караханидов, побывали в X-XII веках.
Я уверена, что наша экскурсия была не напрасной.
Скажите, что вам понравилось в средневековом государстве?
Какие новые знания вы получили?
Что интересного вы извлекли для себя?
А теперь подумайте и скажите, почему некогда могущественное государство пришло в упадок? Окажись правителем этого государства, чтобы вы предприняли, чтобы государство просуществовало дольше?
-Ребята, мы пришли к мысли, что главным богатством каждого государства является единство. Это мы видим на примере нашей республики. Более 130 национальностей проживают в ней, хранят единство, а это обеспечивает покой и благополучие каждой семьи.
Вы должны запомнить, что процветание и благополучие в ваших руках, будущих граждан нашей страны.
V Домашнее задание: § 11. Выписать новые слова и разобрать их значение.
VI Подведение итогов урока с помощью оценочного листа (оценки комментируют учащиеся).