Контрольно-измерительные материалы для проведения экзамена по физике


-8001070485Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
« Кузнецкий индустриальный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО «КИТ»
____________ Е.П. Корнеев
« __» ___________ 2015г.
Комплект
экзаменационных материалов
для проведения устного экзамена по физике в традиционной форме
по результатам освоения образовательной программы
среднего общего образования, реализуемой в пределах
программ подготовки квалифицированных рабочих
по профессиям технического профиля
Новокузнецк, 2015
Экзаменационные материалы для проведения устного экзамена по профильной учебной дисциплине «Физика» по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кузнецкий индустриальный техникум»
Разработчики:
Адамова Маргарита Александровна, преподаватель ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Демидова Наталья Викторовна, преподаватель ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Рецензент:
Комплект экзаменационных материалов для проведения экзамена по физике рассмотрен и одобрен на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин «___ » __________2015 г., протокол № __
Руководитель ЦМК _____________ С.В. Поликаркина Адамова М.А, Демидова Н.В., составление, 2015
Содержание
1. Общие положения 4
2. Результаты освоения учебной дисциплины «Физика»,
подлежащие проверке5
3. Перечень элементов содержания учебного курса физики,
включенных в экзаменационные материалы6-7
4. Билеты для проведения устного экзамена8-12
5. Базовый вариант приложения к билетам13-38
6. Критерии оценки уровня подготовки обучающихся39-40
7. Инструкция для обучающихся по проведению устного экзамена 41
8. Перечень материалов, оборудования и информационных источников,
используемых на экзамене42-44
9. Информационные ресурсы (учебные издания, интернет-ресурсы и т.д.)45-46
10. Приложение к билетам 47-64

1. Общие положения
Экзаменационные материалы для проведения устного экзамена по физике по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля разработаны на основании:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413);
-Положения по организации и проведению промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (приложение 1 к приказу Департамента образования и науки Кемеровской области от «06» апреля 2012г. № 788); - примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий НПО и специальностей СПО (рекомендованной департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.);
-рабочей программы учебной дисциплины «Физика» ГОУ СПО «КИТ», реализуемой в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.
Комплект экзаменационных материалов включает: билеты, базовый вариант приложения к билетам, справочные таблицы физических величин, инструкцию для студентов по проведению экзамена.
Структура билетов такова:
- первый вопрос любого билета охватывает основной материал физических теорий, изучаемых в учебном курсе;
- второй вопрос любого билета предполагает рассмотрение практических приложений физических теорий и требует не столько изложения теоретического материала, сколько демонстрацию опытов, иллюстрирующих описываемое явление, выявляющих основные закономерности явления, или выполнение лабораторной, практической работы или простейших измерений;
- третий вопрос проверяет умение решать задачи.
Первый вопрос любого билета проверяет знания обучающихся основных понятий, физических величин и законов, второй - овладение методами научного познания, умение делать выводы на основе экспериментальных данных; третий- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах, применять знания к решению конкретных задач.

2. Результаты освоения учебной дисциплины «Физика», подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Знания:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Умения:
движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.

3. Перечень элементов содержания по физике, включенных в экзаменационные материалы.
Введение
Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Молекулярная физика. Термодинамика.
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы (8).
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.
Строение атома и квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система.

4. Билеты для проведения устного экзамена в традиционной форме по физике по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих по профессиям технического профиля.
Билет № 1
1. Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
2. Практическая работа «Измерение электроемкости плоского конденсатора».
3. Задача на применение закона электромагнитной индукции.
Билет № 2
1. Взаимодействие тел. Сила. Законы динамики Ньютона.
2. Модель строения твердых тел. Лабораторная работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора».
3. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
Билет № 3
1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявление закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.
2. Практическая работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.
Билет № 4
1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.
2. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Джоуля- Ленца.
Экспериментальное задание «Измерение мощности лампочки».
3. Задача на применение первого закона термодинамики.
Билет № 5
1. Механические волны и их свойства. Длина волны. Звуковые волны.
2. Лабораторная работа «Изучение закона Ома для участка цепи».
3. Задача на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.
Билет № 6
1. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул.
2. Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения».
3. Задача на расчет емкостного или индуктивного сопротивления проводников в цепи переменного тока.
Билет № 7
1. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.
2. Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы».
3. Задача на применение закона сохранения импульса.
Билет № 8
1. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы.
2. Сила трения. Практическая работа «Измерение коэффициента трения скольжения».
3. Задача на применение закона сохранения энергии.
Билет № 9
1. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.
2. Явление преломления света. Практическая работа «Измерение показателя преломления стекла».
3. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема.
Билет № 10
1. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
2. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Практическая работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
3. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или по формуле для расчета силы Лоренца).
Билет № 11
1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
2. Практическая работа «Измерение массы атома алюминия и количества вещества в теле».
3. Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.
Билет № 12
1. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
2. Волновые свойства света. Лабораторная работа «Изучение интерференции и дифракции света».
3. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.

Билет № 13
1. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома и модель Бора. Квантовые постулаты Бора.
2. Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции».
3. Задача на применение графиков изопроцессов.
Билет № 14
1. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
2. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха».
3. Задача на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин от времени.
Билет № 15
1. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция.
2.Сила упругости. Практическая работа «Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра».
3. Задача на расчет периода, частоты математического или пружинного маятника.
Билет № 16
1. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений.
2. Механические колебания. Характеристики колебательного движения. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Практическая работа «Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».
3. Задача на применение закона Кулона.
Билет № 17
1.Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
2. Закон сохранения механической энергии. Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
3. Задача на применение основного уравнения МКТ.
Билет № 18.
1. Образование планетных систем. Солнечная система.
2. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Практическая работа «Исследование электризации различных тел».
3. Задача на формулу тонкой линзы.

Билет № 19
1. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии.
2. Практическая работа «Определение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».
3. Задача на расчет сопротивления проводника.
Билет № 20
1. Геометрическая оптика. Линзы. Оптические приборы.
2. Практическая работа «Оценка массы воздуха в помещении при помощи необходимых измерений».
3. Задача на применение второго закона Ньютона при прямолинейном движении.
Билет № 21.
1. Эффект Доплера. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2. Практическая работа «Построение изображений в линзе».
3. Задача на определение основных характеристик гармонического колебательного движения по графику.
Билет № 22
1. Тепловые двигатели, коэффициент полезного действия. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду и способы уменьшения их вредного воздействия.
2. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение и электрическое сопротивление. Практическая работа «Определение удельного сопротивления материала, из которого сделан проводник».
3. Задача на применение закона всемирного тяготения.
Билет № 23
1.Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
2.Экспериментальное задание «Расчет и измерение двух последовательно соединенных проводников».
3.Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.
Билет № 24
Электромагнитные волны и их свойства. Радиосвязь. Радиолокация.
Экспериментальное задание «Расчет и измерение двух параллельно соединенных проводников».
Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.
Билет № 25
Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.
Экспериментальное задание «Измерение массы тела с помощью рычажных весов».
Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.
Билет № 26
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Экспериментальное задание «Сборка предложенной электрической цепи».
Задача на расчет КПД тепловой машины.
5. Базовый вариант приложения к билетам для проведения устного экзамена в традиционной форме по физике по результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих профессий технического профиля.
Билет № 1
Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.
2. Практическая работа «Измерение электроемкости плоского конденсатора».
Электроемкость плоского конденсатора определяют по формуле: C=εε0Sdгде С- электроемкость, измеряется в Фарадах. 1Ф=1КлВ; 1Дж=1Н·м;1Дж=1В·Кл- диэлектрическая проницаемость среды между пластинами конденсатора; 0-электрическая постоянная , S-площадь пластин конденсаторам2, d-расстояние между пластинами конденсатора [ м].
Оборудование: пластинки жестяные размером 6090 мм – 2 шт., пластинка стеклянная размером 6090 1 мм, штангенциркуль, линейка измерительная.
Указания к работе:
1. Собрать плоский конденсатор из пластин.
2. Произвести необходимые измерения для вычисления его электроемкости:
- измерить линейкой длину и ширину металлической пластины, рассчитать площадь пластины;
- штангенциркулем измерить толщину стеклянной пластины.
3. Вычислить электроемкость плоского конденсатора.
4. Сделать вывод.
3. Задача на применение закона электромагнитной индукции.
Какая ЭДС индукции возникает в проводнике при изменении пронизывающего магнитного потока от 10 Вб до 0 в течение 5с?
Дано: Решение:
Ф1=10 Вб Закон электромагнитной индукции:
Ф2=0 ΔФ=10 Вб εi=
Δt=5c
εi-?
Билет № 2
1. Взаимодействие тел. Сила. Законы динамики Ньютона.
2. Модель строения твердых тел. Лабораторная работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора».
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, стеклянная палочка, насыщенные растворы медного купороса, поваренной соли.
Указания к работе:
1. Поместите на столик микроскопа предметное стекло, отрегулируйте освещение и вращением микрометрического винта добейтесь четкого изображения поверхности предметного стекла. Наводку на резкость можно облегчить нанесением на поверхность стекла метки карандашом.
2. Выньте предметное стекло из зажимов и поместите на него с помощью стеклянной палочки каплю насыщенного раствора медного купороса.
3. Поместите стекло с каплей под объектив микроскопа так, чтобы был виден край капли, так как первые кристаллы образуются обычно на краю капли.
4. Пронаблюдайте процесс зарождения и роста кристаллов.
Результаты наблюдений занесите в таблицу - отчет, который должен содержать описание процесса роста кристаллов и зарисовку картины, видимой в микроскоп.
Медный купорос Поваренная соль
5. Аналогичные наблюдения и зарисовки выполните с использованием растворов поваренной соли.
6. Сделайте вывод.
3. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
Найдите кинетическую энергию фотоэлектронов, вырываемых с поверхности цинка ультрафиолетовым излучением с частотой 1,5
Дано:СИРешение:
А=4,2 эВ= Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: hν= Ек+А
=4,2= 6,72 Ек= hν-А
ν=1,5
Ек-? Ек=6,63∙10-34Дж∙с∙1,5∙1015Гц-6,72∙10-19Дж =3,225∙10-19ДжБилет № 3
1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявление закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.
2. Практическая работа « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Оборудование: фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона (№1), пузырьковой камере (№2) и фотоэмульсии (№3).
Указания к работе:
36830041275Проведите анализ треков заряженных частиц по фотографии №1, отвечая на следующие вопросы:
1) В каком направлении двигались альфа-частицы?
2) Почему длина треков альфа-частиц примерно одинаково?
3) Почему толщина треков альфа –частиц к концу пробега немного увеличивается?
4) Почему некоторые альфа-частицы оставляют треки только в конце своего пробега?
11049091440 Проведите анализ треков заряженных частиц по фотографии №2, отвечая на следующие вопросы:
1) Почему трек электрона имеет форму спирали?
2) В каком направлении двигался электрон?
3) Как был направлен вектор магнитной индукции?
215265152400Проведите анализ треков заряженных частиц по фотографии №3, отвечая на следующие вопросы:
Почему треки ядер атомов имеют разную толщину?
Какой трек принадлежит ядру атома магния, кальция и железа?
Какой вывод можно сделать из сравнения толщины треков ядер атомов различных элементов?
Чем отличаются треки частиц, полученные в фотоэмульсии, от треков частиц в камере Вильсона и пузырьковой камере?
Сделайте вывод.
3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.
В сосуде вместимостью 0,5 л содержится 0,89 водорода при температуре 17 ˚С. Найдите давление газа.
Дано:Решение:
V=0,5л =Уравнение Менделеева- Клайперона: pV= m/MRT
=5Т=t+273T=17˚ С+273=300 К; М=2
t=17˚ С
m= 0,89

р-?
Билет № 4
1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.
2. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Джоуля- Ленца. Экспериментальное задание « Измерение мощности лампочки».
1863090262890Оборудование: амперметр, вольтметр, источник питания, лампочка, ключ замыкания тока, часы с секундной стрелкой
Указания к работе:
Соберите схему:

Для выполнения работы соедините последовательно источник тока, амперметр, лампочку, ключ. Параллельно лампочке присоединяют вольтметр. Снимите показания вольтметра и амперметра.
Вычислите мощность тока в электрической лампочке.
Все результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
U,В I,А P=IU
Сделайте вывод.
3. Задача на применение первого закона термодинамики.
При подведении к идеальному газу количества теплоты 125 кДж газ совершает работу 50кДж против внешних сил. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
Дано: Решение:
Q=125 кДж= Первый закон термодинамики: Δ U= Q-A’
= 125000 Дж Δ U= 125000 Дж – 50000 Дж= 75000 Дж
А’=50 кДж=
=50000 Дж
Δ U-?
Билет № 5
1. Механические волны и их свойства. Длина волны. Звуковые волны.
2. Лабораторная работа «Изучение закона Ома для участка цепи».
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник питания, набор из трех резисторов сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом; реостат; ключ замыкания; провода соединительные.
Указания к работе:
Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, вольтметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа.
Замкните цепь, при помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. В каждом случае снимите показания силы тока. Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта Сопротивление R1, Ом Напряжение U, В Сила тока I, А
1 2 2 2 3 2 Постройте вольт-амперную характеристику по данным таблицы.
Установите при помощи реостата напряжение 2 В.
Включите в цепь проволочный резистор сопротивлением 1 Ом, 2 Ом и 4 Ом. В каждом случае измерьте силу тока.
Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта Сопротивление R, Ом Напряжение U, В Сила тока I, А
1 2 2 2 3 2 Сделайте вывод.
3. Задача на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.
Определите, какая частица участвует в осуществлении ядерной реакции:

= 23He; задача решается по закону сохранения массового числа и заряда
6+1=А+4; А=3; 3+1=Z+2; Z=2
Билет № 6
1. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул.
2. Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения».
По закону сохранения импульса при любых взаимодействиях тел векторная сумма импульсов до взаимодействия равна векторной сумме импульсов тел после взаимодействия. В этом можно убедиться на опыте, исследуя столкновения шаров на установке, изображенной на рисунке. Для сообщения шару определенного импульса в горизонтальном направлении используют наклонный лоток с горизонтальным участком. Шар, скатившись с лотка, движется по параболе до удара о поверхность стола. Горизонтальные составляющие скорости шара и его импульса во время свободного падения не изменяются, так как нет сил, действующих на шар в этом направлений. Определив импульс первого шара до столкновения, ставят на краю лотка второй шар и запускают первый шар таким же образом, как и в первом опыте. После соударения в горизонтальном направлении слетают с лотка оба шара.
По закону сохранения импульса сумма импульсов первого p1 и второго p2 шаров до столкновения должна быть равна сумме импульсов p1 и p2 этих шаров после столкновения:
р1 +р2=р1/+р2/(1)
Если оба шара после столкновения движутся вдоль одной прямой и в том же направлении, в каком двигался первый шар до столкновения, то от векторной формы записи закона сохранения импульса можно перейти к алгебраической форме:
m1ϑ1+m2ϑ2=m1ϑ1/+m2ϑ2/ (2)
4438650370205Так как скорость υ2 второго шара до столкновения была равна нулю, то выражение (2) упрощается:
m1ϑ1=m1ϑ1/+m2ϑ2/ (3)
Для проверки выполнения равенства (3) необходимо вычислить скорости υ1, ϑ1/ и ϑ2/. Во время свободного падения шара по параболе горизонтальная составляющая его, скорости не изменяется, она может быть найдена по дальности l полета шара в горизонтальном направлении и времени t его свободного падения, равного
t=2hg ;(4)
ϑ=lt .(5)
533403175Оборудование: штатив для фронтальных работ; лоток дугообразный; шары диаметром 25 мм—2 шт.; линейка измерительная 30см с миллиметровыми делениями; листы белой и копировальной бумаги; весы учебные со штативом; набор гирь.
Указания к работе:
Подготовьте таблицу для занесения результатов измерений и вычислений.
№ п/п m1,
кг m2,
кг l,
м lср,
м h,
м t, с υ1,
м/с р1
кг м/с l1|,
м l2|,
м l1ср|,
м l2ср|,
м ϑ1/,м/с ϑ2/,м/с р1/,
кг м/с р2/ кг м/с, р1/+р2/1 2 3 Измерьте массы шаров m1 и m2 с помощью весов. Результаты занесите в таблицу.
Укрепите лоток в лапке штатива таким образом, чтобы горизонтальная часть лотка находилась на расстоянии 20 см от поверхности стола. На столе перед лотком положите листы белой бумаги, на них - листы копировальной бумаги.
Возьмите шар с большей массой m1, установите его у верхнего края наклонной части лотка. Отпустите шар и по отметке на листе белой бумаги определите его дальность полета l в горизонтальном направлении. Опыт повторите три раза и найдите среднее значение дальности полета l (рис. 6).
l=l1+l2+l33(6)
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Зная высоту края лотка h над столом, вычислите время падения шара t по формуле (4), затем горизонтальные составляющие его скорости υ1 по формуле (5) и импульса р1.
р1=m1υ1Установите на краю, горизонтальной части лотка второй шар и осуществите запуск первого шара таким же образом, как в первом опыте. По отметкам на бумаге найдите дальности полётов шаров в горизонтальном направлении после их столкновения. Опыт повторите три раза и найдите средние значения дальности полета первого шара l1| и дальности полета второго шара l1| по формуле (6).
По найденным числовым значениям дальность полетов l1| и l2|и вычислите числовые значения скоростей шаров после столкновения ϑ1/ и ϑ2/ и их импульсов.
Сравните импульс первого шара до столкновения р1 с суммой импульсов двух шаров после столкновения р1/+р2/ .
Сделайте вывод.
3.Задача на расчет емкостного или индуктивного сопротивления проводников в цепи переменного тока.
Конденсатор емкостью 250 мкФ включается в цепь переменного тока. Определите его сопротивление при частоте 50 Гц.
Дано: СИРешение:
С=250 мкФ= 250∙10-6Ф Хс=12πϑСν=50Гц Хс=12∙3.14∙50Гц∙250∙10-6Ф=12,7ОмХс-?
Билет № 7
1. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.
2. Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы».
Оборудование: деревянный брусок, грузы, нить, измерительная линейка, секундомер, динамометр.
19621538735
Указания к работе:
Прикрепите подвижную тележку при помощи пружинного динамометра к нити, перекинутой через неподвижный блок, с грузом на конце так, как показано на рисунке.
Установите груз массой m= 100 г на тележку известной массы.
Отметьте начальное положение тележки.
Отпустите груз и включите секундомер.
Запишите показания динамометра.
Когда тележка достигнет ограничителя, выключите секундомер.
Отметьте конечное положение тележки.
Запишите результаты: Тележка двигалась____________________ с начальной скоростью v0=___ , пройденный путь можно вычислить по формуле s= _______ , откуда получим а=________ .При массе груза 100 г значения времени движения, пути, ускорения численно равны: t =____ , s = ____ , а =____
Увеличьте массу груза в 2 раза. Выполните пункты 2-6.
Запишите результаты: Тележка двигалась____________________ с начальной скоростью v0=___ , пройденный путь можно вычислить по формуле s= _______ , откуда получим а=________ .При массе груза 200 грамм значения времени движения, пути, ускорения численно равны: t =____ , s = ____ , а =____ .Сравните результаты п.7 и п.9
При увеличении ___________, действующей на тело, в ____ раза, ускорение _________________ в ____ раза. Такая зависимость в математике называется _________________________________________. Таким образом, _________, действующая на тело, _______________________________________ тела.
Увеличьте массу тележки в 2 раза при помощи грузов. Выполните пункты 2-6.
Запишите результаты:
Тележка двигалась____________________ с начальной скоростью v0=___ , пройденный путь можно вычислить по формуле s= _______ , откуда получим а=________ .
при массе тележки 1000 грамм значения времени движения, пути, ускорения численно равны: t =____ , s = ____ , а =____ .Сравните результаты, сделайте вывод
3. Тележка массой 2 кг, движущаяся со скоростью 3 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?
Дано:Решение:
m1=4 кгПо закону сохранения импульса:
161544025400m2=4 кг
ν1=3м/с
ν2=0

ν-?
Билет № 8
1. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы.
2. Сила трения. Практическая работа «Измерение коэффициента трения».
Fтр= N. где N = P = mg. N- сила реакции опоры [Н]; P- вес тела [Н]
Оборудование: динамометр лабораторный, набор грузов по механике, измерительная лента.
Указания к работе:
1. Определите динамометром вес бруска.
2. Положите брусок широкой гранью на стол, нагрузите брусок сначала одним грузиком, добиваясь равномерного скольжения бруска по столу, затем двумя и тремя; каждый раз определяйте силу трения. Полученные данные запишите в таблицу .
Номер опыта Р, Н Fтр, Н
1 2 3 4. Сделать вывод.
3. Задача на применение закона сохранения энергии.
Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Какой высоты оно достигает?
Дано:Решение:
υ=20м/с На поверхности земли тело обладает кинетической энергией,
g=9.8м/с² а потенциальная равна 0. В момент времени, когда тело достигает
максимальной высоты υ=0 . Кинетическая энергия перейдет в потенциальную h-?
По закону сохранения энергии: = mghh=h=
Билет № 9
1. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.
342903816352. Явление преломления света. Экспериментальное задание «Измерение показателя преломления стекла».
- формула для определения показателя преломления стекла.
Оборудование: стеклянная пластинка с плоскопараллельными гранями, 3 булавки, транспортир, карандаш, линейка.
Указания к работе:
Положите пластину с параллельными гранями на лист бумаги. Прочертите линии вдоль преломляющих граней. Одна из них укажет границу раздела двух сред воздух-стекло, другая изобразит границу раздела сред стекло-воздух.
Воткните две булавки так, чтобы одна из них касалась пластинки, а другая находилась на некотором расстоянии от призмы, а проведенный через них отрезок прямой образовывал бы с гранью произвольный угол α.
После этого, не смещая пластинки, расположите ее на уровень глаз. Воткните третью булавку так, чтобы она (если смотреть через пластинку) закрыла две первые булавки.
Сняв пластинку и вынув булавки, соедините отверстия от булавок отрезками прямой линии.
Измерьте транспортиром угол падения и угол преломления.
Определите показатель преломления стекла.
4949190178435Сделайте вывод.
3. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема.
Чему равна работа, совершенная газом при переходе из состояния 1 в состояние 2?
Дано:Решение:
Р =4А’=р(V2- V1)
V1=10 м³А’=
V2=20 м³
А’-?Билет № 10
1. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
2. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Практическая работа «Измерение ЭДС источника».
1524055245При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть много больше внутреннего сопротивления.
Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Из закона Ома для замкнутой цепи έ=U+Ir, где U=IR. Тогда r= ε-UIОборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, реостат, ключ замыкания тока, провода соединительные.Указания к работе:
Подготовьте бланк отчета со схемой электрической цепи и таблицей для записи результатов измерений и вычислений.
№ Измерено Вычислено
U,B I,A έ, B r, Ом
1. 2. Соберите электрическую цепь по рисунку. Проверьте надежность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.
Измерьте ЭДС источника тока.
Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе и вычислите r.
Сделайте вывод.
3. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или по формуле для расчета силы Лоренца).
На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендикулярно магнитному полю действует сила 0,15 Н. Определите магнитную индукцию, если ток в проводнике 12 А.
Дано: Решение:
l=0,5 м Закон Ампера:
Fa=0,15H
I=12 A
α=90˚

В-?
Билет № 11
1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
2. Практическая работа «Измерение массы атома алюминия и количества вещества в теле».
Оборудование: весы с гирями; брусок алюминиевый; таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Указания к работе:
1. Измерьте массу алюминиевого бруска m с помощью весов.
2. Определите относительную молекулярную (атомную) массу алюминия.
3. Зная числовое значение атомной единицы массы, вычислите массу атома алюминия по формуле: m0=m0c12∙Mrкг.
4. Вычислите молярную массу алюминия: М = m0·NA
5. Вычислите количество вещества в алюминиевом бруске по формуле: =mM.
6. Сделать вывод.
3. Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.
Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде. Каков угол преломления, если угол падения 25˚?
Дано:Решение:
α=25˚
n=1.33 β=18.5˚
β-?
Билет № 12
1. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
28917902743202. Волновые свойства света. Лабораторная работа «Изучение интерференции и дифракции света»
Оборудование: стакан низкий с мыльным раствором, кольцо проволочное диаметром 30 мм с ручкой, трубка стеклянная диаметром 3-4 мм, длиной 100-500 мм, стеклянные пластины 40*60 мм- 2 шт., чистая ткань, лампа с прямой нитью накала (одна на группу обучающихся), кусок капроновой ткани размером 40*60 мм, фотопленка размером 40*60 мм черного цвета с прорезью длиной 20-30 мм, рамка картонная размером 40*60 мм с вырезом прямоугольной формы размером 10*30 мм, в котором натянута нить диаметром 0,1-0,3 мм, светофильтр.
Указания к работе:
1.Подготовьте таблицу для записи наблюдений:
Наблюдение интерференции Наблюдение дифракции
Наблюдение интерференции на мыльной пленке.
Наблюдение интерференции на воздушной пленке. Наблюдение дифракции на узкой щели.
Наблюдение дифракции на тонкой нити.
Наблюдение дифракции на капроновой ткани.
Наблюдение интерференции
2.Опустите проволочное кольцо в раствор мыла для получения мыльной пленки и рассмотрите ее в освещении белым светом от лампы с прямой нитью накала.
3.Запишите свои наблюдения в первую колонку таблицы. Описать физическое явление помогут ответы на следующие вопросы: Какое окрашивание мыльной пенки вы наблюдали?
Изменяется ли местоположение интерференционных полос. Если да, то чем это можно объяснить?
4.Выдуйте на поверхности мыльного раствора с помощью стеклянной трубки небольшой мыльный пузырь и при освещении белым светом наблюдайте на верхней части образование интерференционных колец, окрашенных в спектральные цвета. Запишите свои наблюдения в первую колонку таблицы. Объясните причину перемещения интерференционных колец вниз.
533405181605.Вытрите стеклянные пластины начисто сухой тканью, сложите вместе и сожмите пальцами. Если рассматривать пластины в отраженном свете на темном фоне и поворачивать их так, чтобы на поверхности стекла образовывались не слишком яркие блики от окон, то в некоторых местах должны наблюдаться яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы. Получите описанное явление. Запишите наблюдения в первую колонку таблицы. Описать физическое явление помогут ответы на следующие вопросы: Опишите интерференционную картину на воздушной пленке (форма, размеры, количество полос). Измениться ли расположение и форма интерференционных полос, если изменить нажим? Объясните почему?
6.Попытайтесь пронаблюдать картину интерференции в проходящем свете.
Наблюдение дифракции
7.Возьмите фотопленку с прорезью, приставьте вплотную к глазу так, чтобы щель располагалась вертикально. Сквозь щель посмотрите на вертикально расположенную нить горящей лампы. Слегка раздвигая и сдвигая края фотопленки, измените толщину щели, через которую рассмотрите дифракционные полосы. Опишите наблюдаемое явление во втором столбце таблицы.
-118110419109.Расположите рамку с нитью на фоне горящей лампы параллельно нити накала Слегка передвиньте рамку с нитью из стороны в сторону, пока тень от нити не попадет в поле зрения глаза. Удаляя и приближая рамку с нитью к глазу, добейтесь четкой дифракционной картины, когда светлые и темные полосы располагаются по сторонам нити, а в середине области ее геометрической тени наблюдается светлая полоса. Опишите наблюдаемое явление во втором столбце таблицы.
-5143535369510.Расположите рамку с нитью на фоне горящей лампы параллельно нити накала, закрытую светофильтром, когда в глаза попадает монохроматический свет. Опишите наблюдаемое явление во втором столбце таблицы.
11.Посмотрите через капроновую ткань на нить горящей лампы, расположенной на демонстрационном столе. Поворачивая ткань вокруг оси, совпадающей с лучом зрения, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос (дифракционный крест). В центре креста должен быть виден дифракционный максимум белого света, а в каждой полосе- по несколько спектров.
12.Опишите наблюдаемое явление во втором столбце таблицы и ответьте на вопросы: Почему вы наблюдаете дифракционный крест с помошью капроной ткани? Используя условия получения максимумов света при дифракции dsinφ=kλ, объясните появление цветов и порядок их расположения в спектрах.
13.Сделайте вывод.
3. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.
В бытовой электроплитке, рассчитанной на напряжение 220В, имеются две, последовательно соединенные, спирали, сопротивление каждой в рабочем режиме равно 80,7 Ом. Какое количество выделяется плиткой каждую секунду в окружающее пространство?
Дано:Решение:
R1= R2=80,7 ОмQ=I²R Δt, так как I=U/R, то , где R= R1+ R2
U=220ВR=2∙80,7 Ом=161,4 Ом
Δt=1 c
Q-?
Билет № 13
1. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома и модель Бора. Квантовые постулаты Бора.
2. Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции».
18669069850Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит полосовой, магнит дугообразный.
Указания к работе:
Подготовьте таблицу для записи результатов опытов:
№ опыта Способ получения индукционного тока I ΔФм
1 Внесение в катушку северного полюса магнита 2 Удаление из катушки северного полюса магнита 3 Внесение в катушку южного полюса магнита 4 Удаление из катушки южного полюса магнита Подключите катушку к зажимам миллиамперметра и выполните действия, указанные во втором столбце таблицы. При выполнении опытов магнит перемещают с одной и той же стороны катушки, положение которой не меняется.
Определите для каждого способа получения индукционного тока:
А) направление индукционного тока I в катушке (определяют по направлению отклонения стрелки миллиамперметра и по направлению намотки витков катушки);
Б) направление вектора магнитной индукции поля индукционного тока в катушке (по правилу буравчика);
В) направление вектора магнитной индукции поля магнита в катушке (по расположению полюсов магнита);
Г) изменение магнитного потока поля магнита ΔФм через катушку (по направлению движения магнита).
4. Результаты опытов запишите в соответствующие столбцы таблицы, используя условные обозначения:
для направления индукционного тока в катушке I –дуговые стрелки «», «»;для направления ,- в виде горизонтальных стрелок «», «»;изменение магнитного потока поля магнита ΔФм через катушку – знаками «+» (возрастание магнитного потока) и «-» (убывание магнитного потока).
6. Сделайте вывод .
3. Задача на применение графиков изопроцессов.
459676585725На рисунке представлен циклический процесс, проведенный идеальным газом.
А) дайте название каждого цикла процесса;
Б) Напишите уравнения, описывающие каждый цикл.
В) Изобразите этот процесс в координатах р,T.
Решение:
А)1-2: изохорный, 2-3: изобарный, 3-1: изотермический.
Б) 1-2: V=const, p/T=const
2-3: p=const, V/T=const
3-1: T=const, pV=const
B)

Билет № 14
1. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
2. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха».
Оборудование: психрометр.
1524090170Указания к работе:
Установите психрометр устойчиво на горизонтальную поверхность.
Снимите показания сухого и влажного термометров.
По результатам измерений, с помощью психрометрической таблицы определите, чему равна влажность воздуха в помещении.
Результаты измерений, вычислений запишите в таблицу:
t сух, ℃t вл, ℃Δt, ℃φ,%
Сделайте вывод.
152403994153. Задача на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин от времени.
На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Определите вид движения. Найдите модуль и направление начальной скорости. Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения. Напишите уравнение зависимости проекции скорости тела от времени.
Решение:
Движение равноускоренное. ϑ0=0мс, ϑ=6мс, t=6c, а=ϑ-ϑ0tа=6мс-0мс6с=1мс2ϑ=ϑ0+аt ϑ=1tБилет № 15
1. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция.
2. Сила упругости. Практическая работа «Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра».
Согласно закону Гука, модуль F силы упругости и модуль х удлинения пружины связаны соотношением F = kx. Измерив F и х, можно найти коэффициент жесткости k по формуле
Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов известной массы (по 100 г), линейка с миллиметровыми делениями.
Указания к работе:
1. Закрепите динамометр в штативе на достаточно большой высоте.
2. Подвешивая различное число грузов (от 1-го до 3-х), вычислите для каждого случая соответствующее значение F = mg, а также измерьте соответствующее удлинение пружины х.
3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
№ опыта m, кг F, H X,M Xср,м1    
2    
3    
Начертите оси координат х и F, выберите удобный масштаб и нанесите полученные экспериментальные точки.

Оцените (качественно) справедливость закона Гука для данной пружины: находятся ли экспериментальные точки вблизи одной прямой, проходящей через начало координат.
Вычислите коэффициент жесткости по формуле: , используя результаты опыта.
3. Задача на расчет периода, частоты математического или пружинного маятника.
Найти период и частоту колебаний груза массой 0,143 кг на пружине, жесткость которой равна 9,22 Н/м.
Дано:Решение:
m=0.143 кгТ=2πmk Т=2∙3,14∙0,143кг9,22Нм=0,78 сК= 9,22Н/мν=1т ν=10,78с =1,28 Гц
Т-? ν-?Билет № 16
1.Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений.
2.Механические колебания. Характеристики колебательного движения. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Практическая работа «Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».
Оборудование: штатив лабораторный с лапкой, шарик на нити, секундомер, измерительная лента
Указания к работе:
Рассчитать период колебаний математического маятника при длинах 50см, 80 см, 120 см по формуле: Т=2πlgЗаписать в таблицу:
№ l, м Период расчётный
T, с Число колебаний
N Время колебаний
t, с Период экспериментальный
T, с
1 10 2 10 3 10 3. Отклонить маятник, от положения равновесия на 5-8 см и отпустить его, измерить время 10 полных колебаний и рассчитать период Т=t/N.
4. Повторить опыт при других длинах маятника, результаты занести в таблицу.
Т1=t1/N Т1=
Т2=t2/N Т2=
Т3=t3/N Т3=
Сравнить результаты эксперимента с расчётами.
3. Задача на применение закона Кулона.
Электрические заряды двух туч соответственно равны 20 и -30 Кл. Среднее расстояние между тучами 30 км. С какой электрической силой взаимодействуют тучи? Форму туч считать сферической.
Дано:Решение:
R=30 км =
q1=20 Кл
q2=-30 Кл

F-?
Билет № 17
1.Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
2. Закон сохранения механической энергии. Лабораторная работа «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
-356235414655Оборудование: динамометр лабораторный с фиксатором, линейка измерительная, грузы массой 100 г с двумя крючками, штатив для фронтальных работ.
Указания к работе:
Подготовьте таблицу для занесения результатов измерений и вычислений.

опыта X=h, м Xср=hср, м F, Н ∆Е1ср=mghср
1 2 3 Укрепите в лапке штатива динамометр в вертикальном положении, проверьте совмещение указателя с нулевым делением шкалы.
Не трогая фиксатор, подвесьте к крючку динамометра груз массой 100 г.
Поднимите рукой грузы так, чтобы указатель динамометра вернулся на нулевое деление шкалы, установите фиксатор внизу у скобы.
Отпустите груз, при падении груз растянет пружину. При падении груза его потенциальная энергия уменьшается на ∆Е1=mgh, а энергия пружины при ее деформации увеличивается на

Снимите груз и по положению фиксатора измерьте линейкой удлинение х пружины. Результаты занесите в таблицу.
Измерьте максимальную силу упругости, для этого снимите груз с крючка динамометра и растяните пружину так, чтобы фиксатор снова коснулся ограничительной скобы. Результаты занесите в таблицу.
Повторите опыт три раза, вычислите среднее значение удлинения пружины (перемещения груза, подвешенного к пружине) по формуле: х=х1+х2+х33Рассчитайте изменение потенциальной энергии груза при его перемещении ∆ Е1ср=mghср и изменение потенциальной энергии пружины при ее растяжении ∆ . Результаты занесите в таблицу.
Сравните отношение с единицей и сделайте вывод.
3. Задача на применение основного уравнения МКТ.
Найти среднюю кинетическую энергию молекулы одноатомного газа при давлении 20 кПа. Концентрация молекул этого газа при указанном давлении составляет 3∙1025м-3.
Дано:Решение:
Р=20кПа=20∙103Пар=23nEk Ek=3p2n n=3∙1025м-3.Ek=3∙20∙103Па2∙3∙1025м-3=10∙10-17Дж=10-16Дж
Ek-?
Билет № 18.
Образование планетных систем. Солнечная система.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Практическая работа «Исследование электризации различных тел».
Оборудование: цилиндрик их пенопласта диаметром 5 мм и длиной 50 мм, подвешенный на нити к штативу; линейка измерительная (из оргстекла); полоска резиновая размером 30×300 мм; пленка полиэтиленовая размером 30×300 мм; полоска бумажная размером 30×300 мм; кусок капроновой ткани.Указания к работе:
1. Электризуемые тела кладут на стол друг на друга и сверху разглаживают рукой, а затем разделяют.
2. Вначале электризуют линейку из оргстекла и резиновую полоску. Оргстекло при взаимодействии с резиной заряжается положительно. Часть зарядов с линейки передают пенопластовому цилиндрику, висящему на нити. Он служит в дальнейших опытах индикатором зарядов.
3. Затем заряженную линейку и резиновую полоску поочередно подносят к положительно заряженному пенопластовому цилиндрику, не касаясь его, и наблюдают их взаимодействие. По поведению заряженных тел определяют знаки их зарядов.
4.После этого электризуют другие тела: полиэтилен, бумагу, капрон. При этом заряженные тела подносят к индикатору не слишком близко, иначе он может перезарядится другим по знаку зарядом.
5. Результаты опытов записать в таблицу.
Электризуемые тела Об оргстекло О резину О полиэтилен О бумагу О капрон
Оргстекло Резина Полиэтилен Бумага капрон Задача на формулу тонкой линзы.
Расстояние от предмета до линзы 20 см, ее фокусное расстояние 6 см. Чему равно расстояние от линзы до изображения?
Дано: Решение
d=20см, , ,
F=6 смсм
f-?
Билет № 19
1. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии..
2. Практическая работа «Определение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».
186690196215Формула дифракционной решетки k=dsin
Оборудование: дифракционная решетка с d = 0.01 мм, рельс, экран с щелью, источник 
1.Отодвиньте шкалу с прицельной щелью на максимально возможное расстояние от дифракционной решетки.
φ

hЭкран
Решетка
Максимум
света
0
2.Направьте ось прибора на лампу с прямой нитью накала. (При этом нить накала лампы должна быть видна сквозь узкую прицельную нить щитка. Внимательно посмотрите сначала налево, а затем направо от щели. В этом случае справа и слева от щели, на черном фоне над шкалой, будут видны дифракционные картины (спектры)).Не двигая прибора, по шкале определите положение середин цветных полос с спектрах первого порядка. Результаты запишите в таблицу.
По данным измерений вычислите длину волны.
d sin φ =k λ
λ = d sin φ/ k, т.к. углы малы, то sin φ = tg φ
tg φ =  , тогда λ = 
Таблица результатов:
Цвет полос h, слева h, справа h, середина ℓ dλ
             
Сравните её со значением длины волны для этого цвета света, данной в справочнике. Сделайте вывод.
3.Задача на расчет сопротивления проводника.
Удлинитель длиной 30 м сделан из медного провода сечением 1,3 мм². Каково сопротивление удлинителя?
Дано:СИРешение:
l=30 м R=ρlsS=1.3мм² = 1,3∙10-6м2 R=0.0175∙10-6Ом∙м30м1,3∙10-6м2=0,4 Омρ=0,0175∙10-6Ом м

R-?
Билет № 20
1. Геометрическая оптика. Линзы. Оптические приборы.
2. Практическая работа «Оценка массы воздуха в помещении при помощи необходимых измерений».
Оборудование: барометр, термометр, измерительная линейка.
1. Для определения массы воздуха в классной комнате следует воспользоваться уравнением
Менделеева – Клапейрона:
2.Из уравнения видно, что необходимо узнать давление, объем и температуру, затем рассчитать массу воздуха: m = pVM/ RT
R- молярная газовая постоянная, R= 8,314 Дж/К моль, M - молярная масса воздуха:
М= 0,029 кг/моль.
3. С помощью барометра определите давление.
4. Измерьте линейкой ширину, длину и высоту комнаты и рассчитайте объем классной комнаты: V = hab; а- ширина комнаты[ м], h – высота[ м], b – длина комнаты [м ].
5. Рассчитайте массу воздуха.
6. Сделать вывод.
3. Задача на применение второго закона Ньютона при прямолинейном движении.
Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т движется с ускорением 0,7 м/с². Найдите силу тяги, если коэффициент трения равен 0,03.
4015740-72390Дано:Решение:
m=15т=15∙103кг F+ Fтр+N+mg=ma
а=0,7м/с²ОХ: F-Fтр=maμ=0,03OY: N-mg=0
F= Fтр+maF-?Fтр=μN=μmgF= μmg+ma=m(μg+a)F=15∙103кг0.03∙9.8мс2+0,7мс2=14,91∙103Н x
Билет № 21
1.Эффект Доплера. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2. Практическая работа «Построение изображений в линзе».
12001543815Постройте изображение предмета, даваемое линзой с фокусным расстоянием F. Охарактеризуйте каждое изображение.


1)изображение: действительное, уменьшенное, перевернутое.
2) изображение: действительное, в натуральную величину и перевернутое.
3.Задача на определение основных характеристик гармонического колебательного движения по его графику.
-99060120015Математический маятник совершает колебания, график которых приведен на рисунке. Составьте уравнение колебательного движения.
Решение:
хо=0,2м, Т=4с, ν=1т=14с=0,25 Гцω0=2πТ=2π4=π2х=х0sinωtх=0.2sinπ2tБилет № 22
1.Тепловые двигатели, коэффициент полезного действия. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду и способы уменьшения их вредного воздействия.
Постоянный электрический ток, условия его существования. Сила тока и напряжение. Сопротивление. Практическая работа «Определение удельного сопротивления материала, из которого сделан проводник».
Оборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, штангенциркуль, проволока, ключ замыкания, провода соединительные.Удельное сопротивление материала можно вычислить, используя формулы:
d -диаметр проводника.
Сопротивление проводника можно измерить, используя закон Ома R=U/I .
Указания к работе:
Подготовьте таблицу отчета для записи результатов измерений и вычислений.
l, м d, м S,м² I,А U,В R,Ом ρ,Ом*м
4196715248285Измерьте длину проводника, его диаметр, вычислите площадь поперечного сечения проводника.
Соберите необходимую цепь, проверьте надежность контактов и правильность подключения измерительных приборов.
Измерьте силу тока, напряжение на концах проводника.
Вычислите удельное сопротивление проводника.
3. Задача на применение закона всемирного тяготения.
Космический корабль массой 8т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 100 м. Найти силу их взаимного притяжения.
Дано:Решение:
m1=8т=8∙103кг F=Gm1∙m2R2m2=20т=20∙103кг F=6.67∙10-11Нм2кг28∙103кг∙20∙103к(100м)2=1,067∙10-6Н
R=100м

F-?Билет № 23
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Экспериментальное задание «Расчет и измерение сопротивления двух последовательно соединенных резисторов»
Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, два резистора заданного сопротивления, проводники.
488251578105Указания к работе:
Соберите электрическую цепь. Снимите показания амперметра и вольтметра.
Заполните таблицу прямых измерений:
I,А U, В
Определите общее сопротивление R двух последовательно соединенных резисторов, пользуясь законом Ома:
R=UIРассчитайте общее сопротивление двух резисторов: R=R1+R2Сделайте вывод.
Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.
Чему равен период собственных колебаний в контуре, если его индуктивность 2,5 Гн, а емкость 1,5 мкФ? Решение:
Дано:
L = 2.5 Гн
С = 1,5 мкФ = =1,5*10-6 Ф
Т – ?
Билет № 24
1.Электромагнитные волны и их свойства. Радиосвязь. Радиолокация.
43205401885952.Экспериментальное задание «Расчет и измерение двух параллельно соединенных проводников».
Оборудование: амперметр, вольтметр, два резистора, провода, источник тока, ключ.
Указания к работе:
Соберите электрическую цепь.
К зажимам вольтметра присоединяют два проводника, оставив их вторые концы свободными.
При помощи реостата устанавливают в цепи определенную силу тока I, измеряют ее.
Переключают амперметр в ветвь 1, а затем в ветвь 2 и измеряют силу тока в каждой ветви. Результаты необходимо записать в таблицу.
I1,A I2,A I,A R1,ОмR2,ОмR,Ом
Опыт R, Ом
Расчет U,В
Проверьте, насколько полученные путем измерения числовые результаты согласуются со следствиями, выведенными из закона Ома.
I=I1+I2
6.Измерьте вольтметром напряжение между точками а и б и по закону Ома вычисляют сопротивление всей группы параллельно соединенных проводников: (опыт)
7. Пользуясь формулами, вычисляют сопротивление этой группы проводников.
R1=U/I1, R2=U/I2
(расчет)
3.Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.
В однородном электрическом поле в равновесии находится пылинка массой 10-9г. Напряженность поля составляет 3∙105Н/Кл. Найти заряд пылинки.
Дано: СИ Решение:
m = 10 -9 г  E = 3×10 5 Н/Клg = 10 м/с 2   10 -12 кг Так как пылинка находится в равновесии, то сила тяжести F т , действующая на нее, равна по модулю силе F э , действующей со стороны электрического поля. По направлению эти силы противоположны.F т = F э ; F т = m × g ;  F э = q × E   Таким образом:   gm=qE
q – ?Билет № 25
1.Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.
2.Экспериментальное задание «Измерение массы тела с помощью рычажных весов».
Оборудование: весы с гирями, брусок деревянный, груз 100 г, пластмассовое тело (1 шт.).
Указания к работе:
1.Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твёрдых тел с точностью до 0,1 г.
2. Результаты измерений запишите в таблицу:
№ опыта Наименование тела масса тела  –  т, кг
1 металлический цилиндр  
2 деревянный брусок  
3 пластмассовый кубик  
3.Сделайте вывод.
3.Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.
Стальная проволока, площадь сечения которой 1 мм2, длина 1 м, при нагрузке в 200 Н удлинилась на 1 мм. Определите модуль упругости стали.
 
Дано СИ Решение
s = 1 мм2
l0 = 1 м
Δl = 1 мм
F = 200 Н
  10-6 м2 
0,001 м
   
Воспользуемся формулой для модуля упругости:
 
Е= F.l0 = 200Н.1м =
s.Δl10-6 м2.0,001 м  
= 2.1011 Па
 
E - ? Билет № 26
1.Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца.
2.Экспериментальное задание «Сборка предложенной электрической цепи».
Оборудование: источник тока, ключ электрический (2 шт.), лампочка на подставке, проволочное сопротивление (спираль), набор соединительных проводов.
Указания к работе: Соберите предложенную схему. Снимите показания приборов.

3.Задача на расчет КПД тепловой машины.
Тепловой двигатель получает от нагревателя за одну секунду 7200кДж теплоты и отдает холодильнику 5600 кДж. Каков КПД теплового двигателя?
Дано: CИ Решение:
Q1=7200 кДж
Q2=5600 кДж

ᵑ-? 7200 000 Дж
5600 000 Дж ᵑ=1-Q2Q1=1-5600 000 Дж7200 000 Дж=0,23=23%
6. Критерии оценки уровня подготовки обучающихся
На подготовку задания по билету обучающемуся отводится 20 минут. За данное время студент должен составить план ответа, который поможет выстроить связный, логичный и полный ответ. Для решения задачи и выполнения лабораторной работы может быть выделено дополнительное время. Общее время подготовки не более 30 минут.
Задача и лабораторная работа выполняются на отдельном листе, преподаватель может проверить правильность решения по этим записям.
В критерии уровня подготовки обучающегося входят:
- уровень освоения материала, предусмотренного рабочей программой по учебной дисциплине;
-умение обучающихся использовать знания при выполнении практических заданий;
-обоснованность, четкость, краткость изложения устного ответа и качественное выполнение практического задания.
При оценке ответов обучающихся учитываются знания обучающихся:
- физических явлениях: признаки явления, условия, при которых данное явление протекает, связь данного явления с другими, объяснение явления на основе соответствующей физической теории;
- физических опытах: цель, схема, условия при которых проводится опыт, ход и результаты опыта;
- физических понятиях (физических величинах): явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной), определение понятия (величины), формула-определение, единицы измерения физической величины, способ измерения величины;-законах: формулировка и математическая запись закона, опыты, подтверждающие его справедливость, примеры учета и применения на практике, границы применимости;
- приборах, механизмах, машинах: назначение, принцип действия и схема устройства, применение и правила пользования прибором.
При решении задач учитываются умения:
-применять понятия и законы для описания явления, о котором идет речь в задаче;
- правильно записать условие задачи;
- выбирать и правильно записывать формулу для решения задачи;
- пользоваться справочными таблицами физических величин;
-проверять наименование полученного результата и проводить необходимые вычисления.
При оценке лабораторных, практических работ или выполнении экспериментальных заданий учитываются умения:
-планировать проведение опытов;
-собирать установку по схеме;
-самостоятельно вести наблюдения, пользоваться различными приемами измерений;
-оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков;
-оценивать абсолютную и относительную погрешности прямого измерения величины.
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически его излагающему, в свете которого тесно увязывается теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами контроля знаний, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами решения задач.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающего его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми приемами их решения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большим затруднением решает практические задачи.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
-незнание наименований единиц измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
-неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ------необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
-неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике;
-нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента;
-небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
-ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенные весы, не точно определена точка отсчета);
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
-нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи в общем виде.

7. Инструкция для обучающихся по проведению устного экзамена.
1. Устный экзамен сдается двумя подгруппами.
2. На устном экзамене в аудитории находятся не более 5-ти экзаменующихся, остальные обучающиеся заходят в кабинет для сдачи экзамена в порядке очереди.
3.На экзамене обучающиеся должны иметь: письменные принадлежности, калькулятор.
4. На подготовку ответа по взятому билету отводится не более 30 минут.
5. В критерии уровня подготовки обучающегося входят:
- уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного рабочей программой по учебной дисциплине;
-умение обучающихся использовать знания при выполнении практических заданий;
-обоснованность, четкость, краткость изложения устного ответа и качественное выполнение практического задания.
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически его излагающему, в свете которого тесно увязывается теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами контроля знаний, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами решения задач.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающего его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми приемами их решения.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большим затруднением решает практические задачи.
7. Результаты устного экзамена сообщаются в день проведения экзамена через 20 минут после его окончания.
8. В случае неспособности обучающего ответить на вопрос билета ему предоставляется право взять второй билет, при этом оценка снижается на балл.

8. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых на экзамене.
1. Справочные таблицы физических величин.



15240-1270
9. Информационные ресурсы (учебные издания, интернет-ресурсы и т.д.)
Основные источники:
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева.- 4-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2012.-448 с.
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач [Текст] : учеб.пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф.образозования / В.Ф. Дмитриева.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256с.
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы [Текст] : учеб.пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев.- М. : Издательский центр «Академия», 2012.-112 с.
Берков, А.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ : 2011: Физика [Текст] / А.В.Берков, В.А. Грибов.- М. : АСТ: Астрель, 2011.-153 с.
Дик, Ю.И. Примерные билеты и ответы по физике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, О.Э. Попенкова. –М. :Дрофа,2008.- 141 с.
Мякишев, Г. Я. Физика . 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 366 с.
Мякишев, Г. Я. Физика . 11 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 399 с.
Дополнительные источники:
Дмитриева, В. Ф. Физика [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
Касьянов, В. А. Физика . 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / В. А. Касьянов. - 5-е изд., дораб. - М. : Дрофа, 2003. - 416 с.
Касьянов, В. А. Физика . 11 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / В. А. Касьянов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2004. - 416 с.
Кирик, Л.А. Физика-10. Сборник заданий и самостоятельных работ для 10 класса. [Текст] / Л.А. Кирик, Ю.И. Дик.- М.: Илекса, 2004.- 192 с.
Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл. [Текст] : учеб. Пособие для общеобразоват. учеб.заведений / А.П. Рымкевич. - М. : Дрофа, 1998. – 208 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. [Электронный ресурc]. -Режим доступа : http://www.sfiz.ru
Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fisika.ru.
Электронный учебник физики [Электронный ресурc].- Режим доступа : http://www.physbook.ru