Конспект урока русского языка в 6 классе в условиях реализации ФГОС. Тема урока «Порядковые числительные»


Конспект урока русского языка в 6 классе в условиях реализации ФГОС. Тема урока «Порядковые числительные»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированныйМетод: частично-поисковый. проблемный.
Учитель: Бутырская Надежда Владимировна
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями порядковых числительных
Задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно - деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
информационный лист, рабочий лист.
Лист самооценки
Сигнальные карточки
Структура урока:
Организационный этап. (2 мин.)
Актуализация знаний. (3 мин.)
Постановка учебной задачи. (2 мин.)
Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (10 мин.)
Физкультминутка. (2 мин.)
Закрепление изученного материала. (23 мин.)
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). (2 мин.)
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок (1 мин.)
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд №1 Приветствие учащихся. Психологическая комфортность.
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2. Актуализация
знаний
3. Постановка учебной цели. Запишите число, классная работа Слайд №2
Фронтальный опрос.
- Ребята, за каким по порядку столом сидит каждый из вас? В каком ряду стоит ваш стол? Произведите пересчёт. На что указывают эти числительные? Делаем вывод, какие это числительные?
- Значит тема сегодняшнего урока? Запишем её в тетрадях.


- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока
Запись числа, «Классная работа»
Отвечают на поставленные вопросы:
- Указывают на порядок.
- Это порядковые числительные.
Записывают тему урока в тетради
Формулируют цель урока Проблемная подача учебного материала.
Самостоятельное формулирование цели, планирование.
Создание проблемной ситуации, прогноз предстоящей деятельности.
4. Усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление знаний.

6. Физ. минутка (пауза релаксации). Создание проблемной ситуации
А какие праздники у нас впереди? (23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая).
- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне). Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годы Великой Отечественной войне.
А какой год был самым тяжелым?
Запись в тетради предложения: произвести синтаксический разбор предложения.
Первый год войны был самым тяжелым для русского народа. Слайд №3
(Возникновение проблемной ситуации)
Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? Чем является слово «первый» и чем выражено? Попробуем разобраться.
(побуждение к формулированию проблемы и выдвижению гипотезы).
Задание№1: Из предложения выпишите словосочетания
Первый год Тяжелый год Слайд №4.
При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой? и стоят в одном падеже, числе и роде.
Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.
(Задания по решению проблемы)
Задание №2
Склонение прилагательного
И. п. тяжелый год
Р. П. тяжелого года
В.п. тяжелый год
Д. п. тяжелому году
Т.п. тяжелым годом
П.п. о тяжелом годе Слайд №5
Самостоятельно просклонять числительное
И. п. первый год
Р. п. первого года
В.п. первый год
Д. п. первому году
Т.п. первым годом
П.п. о первом годе
Правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные. Слайд №6
Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли числительные по родам и числам?
Задание № 3 придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.
Первая битва (ед.ч., ж.р.) Слайд №7
Первое сражение (ед.ч.,с.р.)
Первые победы (мн.ч.)
Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.
Гипотеза подтвердилась. Коллективная работа
1 ученик - у доски; остальные на местах
- Слово «первый» является определением, так как отвечает на вопрос «какой»
У доски и на местах
Формулируют правило
Самостоятельно с проверкой
Совместная работа
Физкультминутка Развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.
Развитие умений применения новых знаний.
Работа с предложениями.
7. Закрепление изученного материала.
Задание №1. Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году. Слайд №8
Самостоятельная работа.
Просклонять числительное тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 1 ученик у доски. Выделить окончания.
Тысяча девятьсот сорок первый
Тысяча девятьсот сорок первого
Тысяча девятьсот сорок первому
Тысяча девятьсот сорок первый
Тысяча девятьсот сорок первым
О тысяча девятьсот сорок первом
Учитель: Что можно сказать об этом числительном? Какой еще вывод можно сделать?
Задание №2. Из предложения: Слайд №9
Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.
выпишите числительное. Какое это числительное?
Двухмиллионный
Порядковое числительное
Количественное числительное в Р. п.

Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Списать в тетрадь кластер. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.
железная дорога – железнодорожный Слайд №10 сельское хозяйство - сельскохозяйственный
двух миллионов – двухмиллионныйпять десятков – пятидесятый
шесть сотен - шестисотый

Задание № 3 Словарная работа. Рассмотрите примеры в таблице.
Слайд №11
Сложные порядковые числительные
- десятый -сотый -тысячный -миллионный
пятидесятый шестидесятый семидесятый
двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый
Двухтысячный трёхтысячный четырёхтысячный пятитысячный шеститысячный семитысячный восьмитысячный девятитысячный запомнить: девяностотысячный стотысячный Двухмиллионный трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный шестимиллионный семимиллионный восьмимиллионный девятимиллионный
Учитель диктует слова Семидесятый, четырёхсотый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный. Затем осуществляется проверка.
Задание № 4 Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. Давайте им подпишем поздравительные открытки. А как правильно подписывать открытки? Используя порядковые числительные? Существует правило.
Слайд №12
1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.
Д.п. Р.п. Т.п. Р.п.
К восьмому марта перед первым апреля
2) Если перед числом будут стоять слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.
И.п. Р.п.
С праздником Восьмое марта
Учитель: Итак, ребята, мы изучили теорию.
Работа с учебником: упр. 406
- Выпишите из упражнения словосочетания «порядковое числительное + существительное» Самостоятельно в тетрадях. 1 ученик - у доски.
Ответ учащихся
- Оно состоит из нескольких слов, значит оно составное.
- В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.
1 ученик - у доски, остальные – на местах
Составляют кластер
(у доски и на местах)
- Состоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п. и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное.
Записывают в тетради.
Работа в парах

Записывают в тетради.
Работа осуществляется в группах
Работают самостоятельно с последующей
проверкой
Деятельность учащихся, непрерывность, вариативность, творчество(с опорой на уже известное); Коммуникативность (учит детей способам взаимодействия, сотрудничества).
8. Рефлексия деятельности.
Итог урока. Слайд № 13
- какие числительные сегодня на уроке мы изучали?
- как изменяются порядковые числительные?
- от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? Коллективная работа:
- порядковые
- как и прилагательные: по родам, числам и падежам; -от существительного, к которому оно относится.
Обобщение, выводы, самооценка
9. Домашнее задание.
Домашнее задание: разноуровневое (1 мин) Слайд №14
Упражнение 404 (по заданию)
Упражнение 405 (по заданию)
Упражнение 407 (по заданию)
Составить синквейн о прилагательном Слайд №15 Запись учащимися задания в дневники. Количественное числительное в Р.п.
Порядковое числительное
Двухмиллионный