Открытый урок по русскому языку на тему Бессоюзные сложные предложения(9 класс)


В.М.Скачков атындағы
Қызыләскер орта мектебі
Кызыласкерская СШ им.В.М.Скачкова
Открытый урок в 9 классе на тему:
«Бессоюзные сложные предложения»
Провела:
учитель русского языка и литературы
Фельбуш О.С.

ЦЕЛЬ УРОКА:
Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
•формировать их личностную позицию;
•воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
1.Запись на доске:
- тема урока;
- стихотворный текст для анализа;
- дополнительное задание.
-таблица
-тренировочные упражнения
2. Мультимедийный проектор
3. Презентация к уроку
4.Работа во флипчарте5. На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
1.Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания
3.Сообщение темы урока и постановка целей.
4.Работа с эпиграфом к уроку.
5.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков
Знаю Хочу узнать Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
2.Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большойВсё, на что сердце твоё откликается.Живи беспокойно, живи с маетой:С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»– как вы понимаете его значение?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).
Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность.
Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть.
3. Находим родственников и друзей:
Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.
- Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:
Существительные Прилагательные Глаголы
добряк добродушный добреть
доброжелательность доброкачественный одобрить
добрососедство добросовестный  
одобрение добрый  
- Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
4. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное.
Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.
3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
2. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4.Работа с учебником
Упр.391, стр.176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения – бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.
5 .Собери пословицу.
Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом
6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
1.С детских лет постигаем мы истину…
2.Держится мир на доброте…
3.Хочешь изменить мир к лучшему…
7. После данных предложений предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу узнать”.
Знаю Хочу узнать Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
. , ; :-
8.Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.
IV.Подведение итогов урока.V.Домашнее задание.Пр.17 выучить правило, упр.394
VI. Просмотр ролика о доброте, хорошем настроении.