Бессоюзные сложные предложения.Смысловые отношения между частями сложного предложения.

Учитель руського язика и литеоратуры: Машковская Вера Александровна

Русский язык
9 класс
Тема. Бессоюзные сложные предложения.Смысловые отношения между частями сложного предложения.
Цель:Углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями сложного предложения; развивать навыки синтаксического раз бора и составления схем; воспитывать чувство уважительного отношения к дружбе; культуру речи, любов к чтению и художественной литературе.
Тип урока. Усвоение нових знаний
Оборудование.Учебник, раздаточный материал, выставка «забытых» книг, портреты русских писателей.
Ход урока
Плохой друг, как тень:
в солнечный день беги – не убежишь,
В пасмурный день ищи – не сыщешь.
Народная мудрость
І. Объявление темы и цели урока
ІІ.Мотивация учебной деятельности учащихся
Чтение эпиграфа, работа с ним.
ІІІ.Актуализация знаний учащихся
1.Работа на компьютере.Тесты.
1.Назвать главное предложение в сложноподчинённом предложении.
Когда в руках у меня книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудное.
а) я чувствую;
б) что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудное;
в) когда в руках у меня книга.
2.Укажите вид подчинения в данном предложении.
Когда в руках уменя книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое,говорящее,чудное.
а) параллельное;
б) однородное;
в) последовательное.
3. Укажите вид ридаточного предложения.
Книга – своего рода письма, которые написали люди прошлого грядущим поколениям.
а) определительное
б)изъяснительное;
в) обстоятельственное.
4.Укажите вид сложного предложения.
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, который не искушает тебя, который никогда не наскучит.
а) сложносочинённое;
б) сложноподчинённое.

5.Сколько придаточных предложений в данном предложении.
Нет такого корабля, нет такого самолёта,которые могли бы унести человека туда, куда уносит его книга.(М.Ильин)
а) 1;
б) 2;
в) 3.
6. Укажите вид придаточного предложения.
Дом, в котором нет книги, подобен телу,лишённому души.
а) изъяснительное;
б) определительное;
в) обстоятельственное.
2. Работа удоски.
Задание: сделать синтаксический разбор предложения.Расставить знаки препинания.
это собеседник, который не льстит тебе и друг, который не искушает тебя и товарищ, который не наскучит.
3. Работа на месте с карточками.
Реклама «Забытая книга»
Учитель рассказывает наиболее впечатляющие эпизоды из книг, которые стоят на полках школьной библиотеки.(В.Титов «Всем смертям назло», В.Быков «Альпийская баллада».
ІV.Изучение нового материала
1.Лингвистический анализ предложений. (Предложения объединены темой природы.)
Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий(интонация перечисления)
Зимы ждала, ждала природа – снег выпал только в декабре.(интонация пояснения)
-Сколько частей входит в предложение?
-В каком из предложений события перечисляются?
-В каком предложении одна часть поясняет другую?
Заполнение карточек «Смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении»
Счастливые сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.(Н.Некрасов) (отношения причины и одновременности)
Выглянуло солнце – заискрились снежинки, их причудливые узоры садились на щёки и тут же таяли.(отношения времени и последовательности)
Заполнение таблицы «Основные признаки Бессоюзных сложных предложений», отвечая на вопросы учителя:
Чем соединяются простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения?
К каким предложениям близки бессоюзные сложные предложения?
Какую интонацию имеют бессоюзные сложные предложения?
2.Работа сучебником.
Упр.293.Составить схемы Бессоюзных предложений.
Какова основная мысль текста?

3.Работа с текстом. «Зимняя дорога». Упр.291.
Какова основная мысль текста? В каком предложении она сформулирована?
Удачно ли, на ваш взгляд, выбран стиль речи для раскрытия основной мысли? Назовите его.
К какому типу речи вы отнесли бы этот текст? Почему? Удалось ли вам по описанию «увидеть» картину зимнего леса, нарисованную автором.
4.Работа в парах.
Задание: записать данные предложения в таком порядке:
сложное с разными видами связи;
бессоюзное;
простое;
сложноподчинённое – и вы восстановите стихотворение В.Лившина «Весна».
Весна
Из под ворот бегут ручьи;галдят весёлые грачи.
И понимает белый свет, что уж лежать ему не век, что он растает вскоре!
С деревьев каплет, с крыш течёт, и кто же не заметит, что жарче солнышко печёт и ярче в окна светит?
Уже успела проглянуть земля на косогоре.
V. Рефлексия.Портфолио знаний.
- Пополните в портфолио знаний. Напишите вид работы, который вы смогли выполнить самостоятельно, который дал вам новые знания.
VІ. Домашнее задание.»На вкус и цвет»
1.Выучить теоретический материал.П.13
2.Выписать из художественной литературы 5 бессоюзных предложений.
2.Выполнить упражнение 88.