План открытого урока по теме: Содержание полевых и камеральных работ по вертикальной планировке участка для студентов специальности 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж»
(ГБПОУ СО «ТПК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
____________ С.А. Гришина
___.___.2016г
Методическая разработка учебного занятия
Открытого урока

Дисциплина «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах»
Специальность21.02.06. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Разработал преподаватель
Власова Наталья Рашитовна,
Тольятти, 2016
1 Тема «Содержание и технология выполнения полевых и камеральных работ при вертикальной планировке»
2 Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
3 Форма проведения урока: Комбинированный урок
4 Межпредметные связи:География,математика,черчение.

5 Цели урока:
5.1 Образовательные:
- формирование у студентов знания технологии при выполнении работ с техническим нивелиром.
5.2 Развивающие:
-развитие познавательного интереса к профессии и изучаемой дисциплине;- развитие памяти, внимательности;- развитие логического и алгоритмического мышления.
5.3 Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к работе;
- развитие познавательного интереса к профессии и изучаемой дисциплине;
- формирование профессиональной речи.
6 Основные знания и умения: в результате изучения темы студент должен
6.1 уметь: выполнять полевые и камеральные работы при вертикальной планировке
6.2 знать: содержание и технологию выполнения работ
7 Изучение данной темы направлено на формирование:
7.1 общих компетенций (ОК):
ОК1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК5Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
7.2 профессиональных компетенций (ПК):
ПК5.1 Выполнять установку геодезических приборов и инструментов, проводить измерения.
ПК5.2 Оформлять материалы измерений с использованием информационных технологий
8 Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, теодолит4т30п, нивелир 3л5н, нивелирная рейка, рулетка, персональный компьютер, чертежная бумага формата А4,карандаши, линейка, ластик. раздаточный материал ((Приложение А, Приложение Б, Приложение В, Приложение Г ).
Приложение А, Приление Б, Приложение В, Приложение Г )9 Литература:
Основные источники:
1. Михелев Д.Ш. Инженерная геодезия [Текс]: учебник/- М: Высшая школа, 200-464с.
Дополнительная литература
Родионов В.Н., Волков Р.Н. Задачник по геодезии. М.: Недра, 1988.
2. Куштин И.Ф. Геодезия. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 448 с.
3. Сборник инструкций по производству поверок геодезических приборов. – М.: Недра, 1988. – 77 с.
15. ГОСТ 10529-96. Теодолиты. Общие технические условия. – М.: Стандартиздат,
1986. – 15 с.
16. ГОСТ 10528-90. Нивелиры. Общие технические условия. – М.: Издательство
Ход урока
Ход урока:
Структурные элементы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студента Продолжительность
Организация ведения урока Приветствие, запись отсутствующих.
Сообщение темы, целей занятия.
Обзор хода урока. Информация об отсутствующих. Подготовка к работе. Запись в тетради даты, темы 3 минуты
Проверка усвоения предыдущего материала 2.1 Фронтальный опрос Устные ответы с обсуждением 20 минут
Новый материал 3.1.Порядок работ при устройстве вертикальной планировке участка.
Конспектируют алгоритм действий
Работа с теодолитом
4т30п 40 минут
3.2.Нивелирование поверхности по квадратам.
Конспектируют алгоритм действий
Работа с нивелиром 3л5н, 3.3 Составление и оформление проектных чертежей (сетка квадратов)
Выполняют чертежи на чертежной бумаге.
Смотрят готовые отчеты. Конспектируют алгоритм действий. Закрепление материала. Самостоятельное выполнение задания Выполнение последовательно действий Выполнение задания по инструкции 22 минуты
Проверка и обсуждение правильности Составление ведомости вычисления объемов земляных работ в RTF формате по изученному материалу, анализ правильности выполнения. Подведение итогов Обобщение изученных вопросов
Обзор дальнейших действий студентов на практических занятиях по изучению и самостоятельному созданию разных отчетов
Выставление оценок студентам, принимавших активное участие в опросе Слушают преподавателя 3 минуты
Домашнее задание 6.1 Прочитать конспект, посмотреть инструкцию в базе данных Слушают преподавателя, записывают задание 2 минуты
Приложение А(обязательное)
Фронтальный опрос
Назначение трассыОтвет: Предварительно намеченная линия, или ось будущего сооружения.
Основные этапы полевых работ.
Ответ: Провести рекогносцировку местности, разбивку пикетажа, нивелирование трассы.
Состав камеральных работ. Ответ: Обработка журналов нивелирования и составления профиля трассы.
Назначение профиля.
Ответ: Служит для проектирования сооружения (дорог).
Как выбирают проектную линию профиля
Ответ: Выполняют построение с учетом минимума земляных работ по выемки и насыпи.
6. Назначение рабочих отметок точек трассы
Ответ: Определяют высоту насыпи (знак+) либо глубину выемку (знак-).
7.Как рассчитать уклон трассы.
Ответ: Отметка конца трассы минус отметка начала, деленная на расстояние. Выражают в процентах или в промилле.
Приложение Б(обязательное)
Материал по изучению теоретической части
Материал для изучения
Построение сетки квадратов.
Сетку квадратов разбивают мерной лентой и теодолитом. На границе строительной площадки намечают линию, на которой лентой откладывают необходимое количество отрезков по 5-10-20 или 40метров.
Измерение лентой выполняется в одном направлении. Отложенные отрезки закрепляются колышками, забиваемыми вровень с поверхностью земли.
На одном из концов линии теодолитом при одном положении вертикального круга строят прямой угол и полученное направление закрепляют вешкой. По этому направлению откладывают отрезки принятой длины. Подобным же образом откладывают отрезки по периметру всей площадки.
После этого измеряют расстояние лентой между противоположными сторонами площадки, и закрепляют колышками вершины квадратов.
Составляется схема площадки в произвольном масштабе. На схеме горизонтальные линии обозначаются цифрами, а вертикальные - буквами (смотреть рисунок 1).

Рисунок 1.
Нивелирование площадки.
На площадке прокладывают замкнутый нивелирный ход, состоящий, как минимум, из трех станций (смотреть рисунок 1).
Связующими точками являются вершины квадратов. На каждой станции измеряют превышения между связующими точками хода по черным и красным сторонам реек. После этого, не меняя высоты нивелира, делают отсчеты на ближайшие промежуточные вершины квадратов, не являющиеся связующими точками. Отсчеты делаются только по черной стороне рейки (необходимо контролировать перед каждым отсчетом положение пузырька уровня нивелира!). На эти промежуточные точки рейку устанавливает задний реечник, который после обхода всех точек, намеченных для измерений с данной станции, переходит на следующую связующую точку. Нивелир переставляется и измерения продолжаются.
Запись результатов измерений производится в журнале нивелирования(таблица1). Точки сетки, на которых взяты отсчеты, отмечаются на схеме. Для вычисления отметок необходимо выполнить привязку одной из связующих точек хода к ближайшему реперу. Привязка выполняется по методике нивелирования связующих точек в техническом нивелировании.

Таблица 1. Журнал технического нивелирования
№№ст. №№т Отсчеты по рейке Превышения Ср.превыш. Г.И. Отметки
точек
Задн. Перед. Пром. + -- + -- Испр.
1 4а




2930
7717
1927
6712
0913
1664 1213
+1003
+1005 +1004 0004
+1000 137,
181
134,251
136,286
135,517
135,968
Отметки связующих точек вычисляют, начиная с отметки точки, полученной из привязки. Отметки последующих точек вычисляют по формуле: Hi+1 = Hi + h испр. где, h испр. - исправленное превышение между предыдущей i-ой точкой и последующей точкой i+1.Контроль вычисления отметок - получение отметки исходной точки. Отметки вершин квадратов, не являющихся связующими точками хода, вычисляют через горизонт прибора, определяемый для каждой станции по формуле: ГП = Ha + a, из которого последовательно вычитают отсчеты по рейкам, взятым с этой станции. (смотреть рисунок2)

Рисунок 2.
Проектирование и разбивка горизонтальной площадки.
Проектирование горизонтальной площадки проводится по результатам нивелирования участка поверхности (смотреть рисунок1.) при условии нулевого баланса земляных работ, т.е. при условии равенства объемов выемок и насыпей.
Проектная отметка площадки вычисляется по формуле:
Н0 =ΣН1 + 2ΣН2 + 4ΣН4/4n
где n - число квадратов;
ΣH1 - сумма отметок вершин, входящих в один квадрат;
ΣH2 - сумма отметок вершин, общих для двух квадратов;
ΣH4 - сумма отметок вершин, общих для четырех квадратов.
Графическим документом по вертикальной планировке является картограмма земляных работ (смотреть рисунок3). На картограмме указываются фактические, проектные и рабочие отметки, положение линии нулевых работ.
Точки нулевых работ соединяют между собой.
Объем земляных работ вычисляют методом четырехгранных или методом трехгранных призм соответственно по формулам:
V4 = Σ Δh/4 *S ; V3 = Σ Δh/3 *S
где ,Δh Δ и Σ h4, 3- высоты призм;
S - площадь основания призмы.

Рисунок 3.
Объем пятигранных призм в смешанных квадратах целесообразно вычислять как разность
объемов четырехгранных и трехгранных призм
V5 = V4 - V3.
Величина расхождения насыпи и выемки в процентах подсчитывается по формуле: |ΔV|/|V B| +|V H|*100%
Разница в объемах насыпи и выемки допустима до 3 %.
Для проведения земляных работ по вертикальной планировке площадки рабочие отметки выписывают со знаком плюс или минус на сторожках, забитых в землю в каждой вершине квадрата. Положительная рабочая отметка выражает высоту насыпи, а отрицательная - глубину выемки.
Приложение В
(обязательное)
Раздаточный материал по практической части
Практическое задание:
1.Составить с помощью компьютерной программы « Вертикальная планировка территории» картограмму земляных работ для одного квадрата, взять сторону квадрата размером 10 метров, реечные отсчеты из примера.
2.Работу выполнять по инструкции.
Ход работы
1.Нажать кнопку нарисовать;
2.В появившемся окне ввести размеры площадки в квадратах и длину стороны квадрата;
3.Заполнить таблицу «Журнал Нивелирования»;
4.Если горизонт прибора для всех отсчетов один то воспользуйтесь кнопкой «Один ГП для всех отсчетов»;
5.Нажмите кнопку «Вычислить»;
6.Полученные результаты смотрите на вкладках «Топографический план», «Картограмма земляных работ», «Ведомость Вычисления объемов земляных работ»; «Картограмму земляных работ», возможно, сохранить в BMP файл.
7.Для перемещения изображения по экрану используйте джойстик в нижнем правом углу окна.
В – вверх
Н – Вниз
П – Вправо
Л – Влево
8 . Сохранять ведомость вычисления объемов земляных работ в RTF формате для последующего редактирования и вывода на печать по средства Microsoft Word
Возможные ошибки.
Ошибка ввода. Данные введены неверно(все данные необходимо вводить корректно и правильно)
Контрольные вопросы:
Состав топографического плана.
Объяснение ведомости вычисления объемов земляных работ.
Создание картограммы земляных работ.
Приложение Г
(обязательное)
Задание – кластер
«Схема по отсчетам»
Задание для студентов
Пример:
Сетка 5х3 квадратов
ГП = 106,429м
Г109310961025100510001017
В109410871100118811251127
Б125312281402148012781273
А136810591375143414991331
123456
Фамилия студента: ___________________________ Количество ошибок _______

Ответы для проверки
Картограмма земляных работ

ВЕДОМОСТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
------------------------------------------------------------------------------------------
| № квадрата | Cрезка "+" | Насыпь "-" |
| |---------------------------------------------------------------------------|
| |Площадь (м2)|Ср высота (м)|Объем (м3)|Площадь (м2)|Ср высота (м)|Объем (м3)|
|------------|------------|-------------|----------|------------|-------------|----------|
| А1Б1Б2А2 |0 |0 |0 |100 |-0,012 |-1,2 |
|------------|------------|-------------|----------|------------|-------------|----------|
| А2Б2Б3А3 |100 |0,05 |5 |0 |0 |0 |
|------------|------------|-------------|----------|------------|-------------|----------|
| Б1В1В2Б2 |0 |0 |0 |100 |-0,032 |-3,2 |
|------------|------------|-------------|----------|------------|-------------|----------|
| Б2В2В3Б3 |0 |0,033 |0 |100 |-0,024 |-2,4 |
------------------------------------------------------------------------------------------
Общий объем земляных работ 11,8 м3
Разница между выемкой и насыпью -1,8 м3
Процентное соотношение 15,25%
Дата и время 18.03.2009 13:09:59
Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий
Классификатор «5» - 0-1 ошибка,«4» - 2-3 ошибок,«3» - 4-7 ошибок
Приложение Д(рекомендуемое)
Листок рефлексии
На уроке я работал(а) активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / усталМоё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным