Конспект урока по математике на тему Выше. Ниже (1 класс)


Конспект урока
по математике
в 1 классе
Подшиваловой Марии Николаевны
Предмет: математика
Используемые учебники и учебные пособия: учебник математики А.Л. Чекин, 1 класс
Тема урока: «Выше и ниже»
Цель урока: введение понятия «выше» и «ниже»
Задачи урока:
1.Образовательные: обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний о сравнении предметов по высоте;
2.Развивающие: содействовать развитию памяти, логического мышления, воображения, умения анализировать, делать выводы;
3.Воспитательные: способствовать воспитанию культуры поведения на уроке, расширению и углублению математических знаний.
Формировать УУД:(для ФГОС НОО)
Личностные:
- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Регулятивные:
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Коммуникативные:
- развивать умение работать в паре;
- участвовать в обсуждении;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации.
Познавательные:
- научить понимать, что такое «выше» и что такое «ниже»
- работать с учебной книгой;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование урока: учебник математики, интерактивная доска, кружки и треугольники из картона красного и зелёного цвета.
Литература, Интернет-ресурсы: ФГОС, ООП, учебник математики А.Л. Чекин, методическое пособие для учителя начальных классов.
План оформления доски
Дата
Классная работа
Презентация

План урока
№ Этап Время
I Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2 минуты
II Актуализация знаний
5-7 минут
III Постановка учебной проблемы
10-12 минут
IV Открытие нового знания
8-10 минут
V Первичное закрепление
5-7 минут
VI Итог урока
2 минуты
VII Рефлексия
2 минуты

Ход урока
I. Самоопределение (мотивирование) к деятельности
Задача: включить учеников в учебную деятельность
Метод: словесный
Приемы: слово учителя
Отводимое время: 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Утренняя гимнастика
В школу мы пришли учиться
В жизни это пригодиться
Тот, кто хочет много знать
Должен сам все постигать.
- Выделите главное слово в последней строке и объясните свой выбор. Выполняют гимнастику
Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой. Слайд № 1

II. Актуализация знаний
Задача: повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания
Метод: словесный, практический
Приемы: диалог
Отводимое время: 5-7 минут
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1. Работа с натуральным рядом чисел
(5, 2, 4, 3, 1,9, 6, 8, 7 10)
- Отступите от предыдущих записей 4 клетки, а в пятой расставьте данные числа по порядку.(сверка со слайдом)
- Назови соседей числа 2, 4.
- Какое число стоит между числами 2 и 4, 3 и 5.
- Назови предыдущее число числа 3, последующее число числа 4,
- Молодцы!
2. Работа в группах.
Удивительный рассказ
вам поведаю сейчас.
Утром чудо приключилось –
вам такое и не снилось.
Из кувшина вдруг возник
Удивительный старик.
На урок Джин поспешал
Все фигуры нам смешал
- А сейчас мы с вами поработаем в парах.
- У вас на партах лежат геометрические фигуры. Ваша задача посоветоваться с соседом по парте, на какие 3 группы можно разделить эти геометрические фигуры, а затем озвучить мне. Кто будет готов с ответом, поднимает руку.
-Посмотрите, как я разделила эти фигуры
(По цвету, по размеру, по форме)
Физминутка для глаз Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.
Включились в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы.







Работа с геометрическим материалом
По цвету, по размеру, по форме. Слайд № 2
Слайд № 3
Слайды № 4,5,6
Слайд № 7
III.Постановка учебной проблемы
Задача: организовать активную деятельность учащихся по разрешению проблемной ситуации
Метод: изложение с проблемным началом, практический
Приемы: диалог
Отводимое время: 12 минут
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
1. Работа на доске
- Что вы можете сказать про эти домики?
- А как сделать так, что бы они стали различаться?
- Кто желает побыть архитектором?
- А кто такой архитектор?
- Так, кто же сможет перестроить один дом
- Что теперь вы можете сказать про эти домики?
- Когда мы употребляем слова ВЫШЕ ЧЕМ, НИЖЕ ЧЕМ
- Что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ ИЛИ ВЫШЕ?
- Работали ли вы с этими понятиями выше и ниже раньше?
- Так как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Вы правы, ребята, предметы бывают разные по высоте
- Чему будем учиться?
Физкультминутка
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Выше-Ниже»
- Встаньте из – за парт.
- Мальчики, присядьте так, чтобы девочки были выше вас.
- А теперь девочки присядьте так, чтобы мальчики были выше вас.
- Молодцы, а теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую карандаш.
- Поднимите учебник так, чтобы он был выше карандаша.
- А теперь поднимите карандаш, чтобы он был выше учебника.
- Молодцы, вы справились с заданием, присаживайтесь.
По велению мы джина отправляемся туда,
Где жирафы ходят чинно,
Бегемот и черепаха отдыхают на песке,
И красивые павлины,
Распустив свой пышный хвост,
Ходят важно круглый год.
- Куда мы идем? (Зоопарк.)
- А у нас в городе есть зоопарк?
-С какой целью создают зоопарки?
- Открываем страницу учебника 64, задание 1
- Кто изображён на первой картинке?
- Чем различаются все животные, которые изображены на картинке?
- Какое животное выше всех?
- Как вы думаете кто ниже всех?
- А кто ниже жирафа?
- А что можете сказать про бегемота?
- Так же рассматриваем вторую картинку.
- Какие растения изображены на картинке?
- В чём отличия этих растений? Одинаковые по форме, по размеру высоте, и ширине состоят из ….
Это человек, который проектирует дома
Ученик перестраивает один дом так, что он становится выше другого
Один выше, другой ниже
При сравнении предметов
Нет
Выше и ниже
Сравнивать предметы по высоте
В зоопарк
Жираф, бегемот, павлин, черепаха
Размером
Жираф
Черепаха
Бегемот, павлин, черепаха
Он ниже жирафа, но выше черепахи
Деревья, цветы
На доске 2 одинаковых домика на магнитахСлайд № 8

IV.Открытие нового знания
Задача: познакомить детей с данной темой и применить её на практике
Метод: словесный, практический
Приемы: диалог, работа с учебником
Отводимое время: 5-7 минут
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Работа в парах.
- Работаем по второму номеру в учебнике.
- Посоветуйтесь в паре и найдите ответ.
- Найдите предмет, который выше забора и ниже дома.
- Найдите предмет, который выше дерева и ниже столба.
- Найдите предмет, который выше забора и ниже столба.
- Какой вывод можем сделать?
Погружение ребенка в собственный опыт.
- Ребята, а как вы думаете, в каком доме больше окон – в высоком или низком? Как рассуждали?
- Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.
- Посмотрите на доску, что мы видим?
- Какой дом выше?
- Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?
- Верное ли было наше предположение?
- Вот так, ребята – это урок! Никогда нельзя говорить, не подумав и, не видя реальной картины, делать поспешные выводы. Работа в парах
Вывод: предметы могут быть выше и ниже относительно другого предмета
Рассуждают (в высоком)
Что это не так
Одинаково
Ошибочное Слайд № 9

V. Первичное закрепление
Задача: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного
Метод: практический
Приемы: работа с учебником
Отводимое время: 5-7 минут
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Посмотрите на картинку:
- Сколько этажей в доме?
- Детей живёт в доме меньше или больше, чем этажей в нём?
- Подумайте и скажите на каком этаже живёт Лена, если сказано, что она живёт не на 4 и не на 5 этаже
- Юра ниже 3, но этажом выше, чем Антон? (2)
- Как вы думаете на каких этажах живут ребята?
- Кто живёт ниже всех?
- Кто живёт выше всех?
-Молодцы!
- А теперь мне нужны 4 помощника.
(трое ребят встают, а четвёртый отвечает на вопросы: как ты думаешь, кто из детей выше всех?; Кто ниже всех? Кто выше ….? Кто ниже и … и …?
-Спасибо, молодцы, присаживайтесь на свои места.
Пять
Больше
На третьем
На втором
Антон
Лена Слайд № 10

VI. Итог урока
Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Метод: опрос
Отводимое время: 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Итак, когда мы используем слова «выше, чем» «ниже, чем»?
- При помощи, каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
- Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно уметь определять, когда предмет выше, а когда ниже?
- Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже? Слова выше, чем и ниже, чем используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте
При помощи слов выше, ниже.
Строители, В армии
VII. Рефлексия
Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности
Метод: опрос
Отводимое время: 2 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Что нового узнали на уроке?
- Чему вы учились?
- Вспомните свою семью и назовите, кто выше, а кто ниже.
- Подними руку, если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно.
- Подними руку, если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен.
- Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?
- Какое у вас настроение?
- Мы сегодня молодцы.
- Спасибо всем за урок. Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.
Объясняют свой выбор. Слайд № 11