Представление опыта работы по проекту Развитие связной речи у детей дошкольного возраста


Проект по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
 
Марковой Светланы Павловны
 
    Я, Маркова Светлана Павловна – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга», города Тулуна. Работаю в данном учреждении с октября 1994 года. Общий стаж педагогической деятельности 26 лет, в данном учреждении 24 года.
Сегодня я решила поделиться с вами своим опытом работы.
Тема моего проекта «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Она довольно обширна, включает в себя много различных разделов.
В настоящее время проблема  развития речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.
Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки  к школьному  обучению.
У детей дошкольного возраста 4 – 7лет выделяются определенные характерные недостатки.
1 Неуверенное знание и  неточное  употребление обиходных слов. В активной лексике преобладают существительные и глаголы.
2  Неверное употребление падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, способов словообразований дети почти не знают.
3 В речи преобладают простые предложения, дети  не умеют  строить сложные предложение, использовать сочиненные и сложноподчиненные предложения.
4 Еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова - это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом.
5 Обнаруживается незнание отдельных слов и выражений , смешение значений слов, близких по значению.
Поэтому в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста, необходимо уделять особое внимание использованию  разнообразых форм, игровых элементов, эмоциональной насыщенности занятий, активизации  мыслительной  деятельности.
  Считаю, что подбор материала  для деятельности с детьми должен соответствовать  следующим требованиям :1 Возрастным и психологическим особенностям детей.
2 Уровню подготовки к его восприятию.
3 Поставленной  цели деятельности.
Выпустив подготовительную группу детей, взяв среднею группу , провела диагностику у детей по развитию связной  речи,  и убедилась , что у детей моей группы низкий уровень развития речи.
65%-100 средний
35%-100 низкий
 Поэтому я решила взять тему моей самообразовательной работы « Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» и разработала проект  на данную тему.  Составила план работы.
Работа с детьми по развитию связной  речи через:
1. Организационные формы работы с детьми: в ходе непосредственно образовательной деятельности:
А) Обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Б) Рассказыванию по картине.
В) Пересказ.
Г) Рассказывание на тему из личного опыта.
Д) Творческое рассказывание( в подготовительной группе).
2. Работа с детьми в  совместной деятельности педагога с детьми:
А) Игры.
Б) Малый фольклор.
В) Игры драматизации.
3 . Организация самостоятельной  деятельности:
А) Театрализация.
Б) Досуг.
В) Вечера.
3. Обучение грамоте (подготовительная группа):
А) слог.
Б) слово.
В) предложение.
Г) Знакомство со звуками.
Определена цель проекта:
Цель: Способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы формирования монологической речи ребенка.
Проект рассчитан на три года , были поставлены задачи:
1. Формировать грамматический строй речи.
2.  Развивать словарный запас у детей.
3. Развивать связную речь  и творческое мышление.
4. Информировать родителей о проведенной работе  через рубрику родительских уголков ,на собраниях, через индивидуальную работу.
Обогащение  словаря должно постоянно формироваться живого содержания к абстрактному мышлению, от него к практическому : вижу- думаю- говорю.  Для обогащения  словаря  следующие условия:
Постоянное общение с ребенком.
Интересная разнообразная жизнь: экскурсии, встречи, походы, наблюдения.
Чтение художественной литературы- это  источник обогащения словаря детей.
Свою работу  я начала  с использования разнообразных форм обучения детей рассказыванию.  Обучению рассказыванию с  использованием предметов и игрушек, для описания детьми полными распространенными предложениями. Они пересказывали небольшие рассказы, сказки. Работали с картинами, составляли предложения от простых к сложным. В течение года учили стихотворения. Участвовали в конкурсе чтецов на тему «Россия родина моя».Дети получили призовые места. Читали по программе сказки, а потом ставили сценки.  Родители с удовольствием  в обыгрывании сюжетов принимали  участия,  изготовляли костюмы для детей. Были поставлены сказки:»Репка», «Лиса и козел» ,  «Заюшкина  избушка».Проводили  родительские собрания с участием детей. Дети показали родителям  фрагменты занятий по развитию связной речи, знакомили  с методами и формами работы.  Дети показывали родителям, чему они научились  в детском саду.
На протяжении свей моей работы , я заметила что дети моей группы проявили особый интерес к этой теме. Они стали проявлять интерес к незнакомым словам, высказываниям. Дети рассматривали  с удовольствием иллюстрации, картины, книжки, учились строить правильные предложения, связно и последовательно излагать свои мысли. С удовольствием играли в  шутливые словесные игры: - «Кто больше», «Невпопад», «Снежный ком».
Таким образом, используя  разнообразные методы формы работы, лексический материал,  проблемные ситуации, игры и другие средства обучения можно добиться ощутимых  результатов в развитии связной речи и обогащения словаря.
Результат проведенный работы в   2014-2015 учебном году  показал, что уровень развития детей имеет четко выраженную тенденцию роста высокого уровня.
68%- высокий уровень
32%- средний уровень
0 %- низкий уровень.
Опыт по данной теме я использую  в воспитании и развитии своих детей. Моя дочь Юля в настоящее время студентка Вуза  результативно с большим желанием принимает участие в вузовских литературных мероприятиях, имеет призовые места. Я считаю, что основа этого успеха была заложена в дошкольном возрасте. Я хочу закончить свое выступление такими словами:
«Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но и благородная.»Спасибо  за внимание!