Применение педагогических технологий на занятиях МДК03.01 Управление персоналом подразделения переработки полимерных материалов и эластомеров.


Применение педагогических технологий на занятиях МДК03.01 Управление персоналом подразделения переработки полимерных материалов и эластомеров.
В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности. Прогресс образования идет в направлении поиска и научного освоения новых идей и технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать образовательные цели.
На сегодняшний день разработано множество различных педагогических технологий, однако, современное образование невозможно представить без использования элементов классической традиционной классно-урочной технологии обучения.
Ее организационными признаками являются:
- одновозрастная группа
- предметный принцип
-единое содержание обучения
- временной алгоритм деятельности
- единое содержание урока
- учитель руководит работой на уроке
- наличие учебника и программы.
На вышеперечисленных организационных признаках основана работа не только на моих занятиях, но и на любых занятиях в нашем техникуме, да и в стране в целом. По этому подробно останавливаться на этой технологии я не буду.
Однако, современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов являются технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса. Ключевые слова личностно-ориентированных технологий образования – развитие, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Признаками гуманно-личностной ориентации технологии являются:
- доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельного и профессионального развития студента;
- акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;
- акцент на самопроектирование и самоуправление;
- партнерское взаимоотношение участников образовательного процесса;
- диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
- предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса.
Ориентация на гуманно-личностностный в процессе преподавания МДК 03.01 мною достигается с помощью:
- На занятиях в процессе изучения нового материала я часто обращаюсь к субъективному опыту студента, соединения его с обучением. Информирование выстраиваю в форме диалога с предложением ее личностной оценки.
- Учитываю психологические особенности каждого студента. Например, если обучающийся стремится к активной демонстрации собственного опыта и знаний, не препятствую этому. Такой студент чаще выступает у доски. Того же, кто предпочитает «не высовываться», ожидает письменное задание.
- Применяю гибкую систему активного стимулирования обучающихся к образовательной деятельности (высокая оценка в журнал, устная похвала, выдача индивидуального задания по желанию)
- Организовываю учебный материал так, чтобы каждый студент имел возможность выбора при выполнении заданий (дифференцированный подход). Использую различные формы индивидуальной работы на уроке;
- стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности.
Принцип активности студента в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. На этом принципе работают технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
К таким технологиям относятся: игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии и др.
Игровые технологии чаще всего используются в младшем дошкольном с школьном возрасте. Однако, я считаю, что это отличный способ отличный способ формирования умений и закрепления знаний и в старшем подростковом возрасте.
На практических занятиях МДК 03.01 я активно использую эту технологию.
Например, в теме Управление коллективом исполнителей на практическом занятии Решение заданных конфликтных ситуаций я предлагаю студентам игру «Деловой театр». На занятии студенты получают роли и разыгрывают конфликтную ситуацию. Обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания и навыки, суметь вжиться в заданный образ, понять его действия оценить обстановку и найти правильную линию поведения для разрешения конфликта. Остальные студенты оценивают действие своего коллеги и предлагают свои способы решения задачи.
Проблемное обучение тоже является технологией на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Примером может послужить, практическое занятие Методы принятия управленческих решений в теме Основы теории управленческих решений. Здесь я предлагаю решить поставленные задачи методом «Мозгового штурма»
Штурм проводится в группах численность 5-7 учащихся.
До штурма:
Группу перед штурмом инструктирую. Основное правило на первом этапе – Никакой критики!
Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи. Задача – придумать предприятие по специальности технология переработки эластомеров (студенты отвечают на вопросы: что производит предприятие, когда его можно организовать, кто будет организовывать, какая применяться технология и почему, где взять на это средства и сколько)
Учитель определяет время (до 20 минут)
Первый этап. Создание банка идей.
Цель – наработать как можно больше возможных решений. Каждый студент отвечает на заданные вопросы
Второй этап. Анализ идей.
Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать.
Третий этап. Обработка результатов.
Цель – отобрать самые интересные ответы и сформулировать общее решение (одно на группу), назначить спикера, который расскажет о них преподавателю и другим студентам.
В процессе практической работы студенты на практике осваивают метод принятия управленческого решения – мозговой штурм, повторяют ранее полученные знания о формах предприятия, методах финансирования.
В своей работе использую также педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Примером такой технологии является технология уровней дифференциации.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Эту технологию я использую в процессе контроля знаний у студентов. Карточки с заданиями имеют задачи разного уровня сложности. Каждый студент определяет для себя уровень задания, и выполняя его, получает оценку, соответствующую уровню выполненного задания.
В процессе преподавания МДК 03.01 использую технологию интеграции в образовании модель «Технология воспитания экологической культуры». В данном случае используется междисциплинарный подход в осуществлении экологического образования и воспитания учащихся. На базе Волжского политехнического техникума осуществляется региональная инновационная площадка «Формирование экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона». В связи с этим на занятиях МДК 03.01 поднимаю для обсуждения такие темы, как «Экологический аспект на этапе технической подготовки производства», «Экологический аспект как неотъемлемый элемент профессиональной этики химика», «Система экологического менеджмента. Цели и задачи экологического менеджмента на предприятии».
Информационные образовательные технологии
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
Студенты с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Литература:
Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. //М.:НИИ школьных технологий, 2006
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.// М.:Танио, 1989
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.//М.:Народное образование, 1998