План-конспект внеурочного занятия клуба «Час общения» на тему «Умение вести беседу».


План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
Педагога-психолога Галат О.А.
Дата 10.04.2013год
Клуб « Час общения»
Класс - 5
Тема занятия: « Умение вести беседу»
Тип занятия: проблемно-ценностное общение.
Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы.
Задачи: формирование способности обучающихся к новому способу действия;
выявление понятий «беседа», « общение», умение объяснять эти понятия;
развитие навыков общения в различных ситуациях;
формирование умения противостоять отрицательным воздействиям среды;
развитие творческих способностей и воображения в процессе общения;
воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных умений.
Методы:
Беседы.
Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.
Моделирование ситуаций.
Видеоряд.
Инсценирование.
Метод проекта.

Формирование УУД:
Личностные действия: выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Регулятивные действия: определение цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «беседа», «общение»
Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал, ватман, карандаши, музыка.

Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивационный этап
(1-2 минуты) - Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Введение в проблему занятия.
(5 – 7 мин) Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента «Ералаша». Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « В чем ошибка героя? Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?»
( показ слайдов)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
- Что вы понимаете под словом «беседа»?
- Какие правила ведения беседы вы знаете?
- С кем вы чаще всего беседуете?
- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу? Учащиеся смотрят фрагмент «Ералаша», презентацию.
Ответы детей: о беседе, об общении.
Ответы детей. Личностные УУД: ценить и принимать правила ведения беседы. Проявлять уважение к собеседнику.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
3. Игра-разминка «Поговорим»
(5 мин)
4. Игра «Контакты »
5.Проигрование ситуаций.
5. Телефонный разговор.
Дополнительное задание.
6.Проблемная ситуация.
5. Проектная деятельность
4.Рефлексия
( 5 мин) Тогда я предлагаю вам это проверить.
Объединитесь в пары, (пауза) придумайте тему и побеседуйте. На беседу отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу – присаживаетесь.
Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа»
Рефлексия.
-встаньте, те, кто смог услышать друг друга в беседе?
- хлопните те, кто перебивал своего собеседника. - кивните головой, кто во время беседы реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?
-Как смотрели собеседники друг на друга?
- Легко ли было так вести беседу?
-Интересна ли была беседа партнерам или нет?
-Использовались ли намеки?
- Кто из собеседников говорил больше?
Образуем два круга с одинаковым количеством участников – внутренний и внешний, где внутренний – неподвижный.
Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. При встрече вам нужно начать разговор, сказать что–то приятное собеседнику, понять, о чем вести речь, и также на приятной ноте расстаться с ним. Задача участников внутреннего круга слушать внимательно описание задачи и войти в роль того человека, о котором идет речь, а также поддерживать разговор.
Перед вами человек, которого вы очень хорошо знаете, но очень долго не виделись, с первого класса. За две – три минуты вы должны поприветствовать его, сказать ему комплимент, спросить, чем он сейчас занимается, и закончить беседу.
Перед вами человек, который чем–то расстроен и никак не может успокоиться. Начните разговор, попробуйте тактично узнать, в чем дело, успокойте его.
Вы стоите на крылечке и ждете, когда откроют школу. Перед вами незнакомый человек – новенький. Познакомьтесь с ним, заведите разговор, узнайте, как его зовут, сколько ему лет, в каком классе будет учиться, чем любит заниматься. Попрощайтесь. Пожелайте ему удачи в его делах.
Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Ваши действия и слова.
Вас сильно толкнули в толпе. Оглянувшись, вы увидели вашу первую учительницу с тяжелой ношей. Ваша реакция.
Перед вами одноклассник, который сегодня ответил на ваш вопрос умышленно грубо. Попробуйте узнать, что случилось, и завершите разговор так, чтобы конфликт исчез.
Рефлексия:
- Что для вас было сложнее, отвечать на вопросы или начать разговор?
-Что мешало играть роль?
-Скажите, какие качества могут мешать человеку вести беседу, и как с ними бороться? (Злость, неуверенность, страх, стеснительность. Нужно улыбнуться, сказать человеку приятные для него слова, поддержать его, начатый им разговор.)А вот какие еще качества могут мешать общению, мы сейчас и выясним.
Приглашаю двух желающих.
Вы садитесь в автобус. Автобус переполнен. Мест нет, кроме единственного места, которое заняла своей сумкой дама. Задача входящего пассажира – попробовать, пообщавшись с женщиной, занять это место. Задача дамы - защищать место, где лежит сумка, приводив разные доводы, и стараться не пускать пассажиров на это место.
Рефлексия:
-Как мы общались в этой ситуации?
-Что мешало вежливому общению?
-Верно ли поступала женщина с сумкой, можно ли так себя вести при общении с окружающими?

Теперь покажите верное решение этой проблемы. Аплодисменты.
Одной из разновидностей беседы является телефонный разговор. Значит беседа- это и телефонный разговор с другом, подругой, мамой.
Мы хотим предложить вашему вниманию два телефонных разговора.
Вова-Алла
Вова: Алло, позовите Аллу.
-Алла, что нам задали по литературе?
Алла: Алло, а кто это?
Вова: Это Вова.
Алла: Нам нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.
Вова: А у тебя есть такая книга?
Алла: Да, есть.
Вова: Дашь мне ее почитать?
Алла: Нет, Алина, я сама ее не прочитала.
Вова: А, жаль, пока.
2.Миша - Катя.
Миша: Алло, здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.
Катя: Я слушаю.
Миша: Здравствуй, Катя, это Миша. Извини за беспокойство, я не был на уроке и не знаю, что задано?
Катя: Нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.
Миша: Катя, у меня нет этой книги, не могла бы ты мне помочь?
Катя: Хорошо, помогу, заходи сейчас за книгой.
Миша: Спасибо, Женя, до свидания.
-Скажите, с кем из участников телефонного разговора вам было бы неприятно общаться? (Ребята говорят, с кем)
-А с кем приятно общаться?
Сегодня мы поговорили о тех правилах, которые помогают общению с людьми в различных жизненных ситуациях.
Говорил ли кто–нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой разговаривать!»
Приведите примеры трудностей человека, связанных с отсутствием общения. Что вы будете чувствовать, если с вами не захотят общаться? Как отсутствие общения может повлиять на человека, на его психическое состояние?
Как правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы с вами было приятно общаться:
Исходя из рассмотренных ситуаций, попробуйте составить «Кодекс правил» «как правильно вести беседу»
Для этого объединитесь в группы. Вспомните правила работы в группах. Выберите лидера.
Давайте еще раз скажем, какие существуют правила ведения беседы?
- Чтобы не забывать эти правила, мы повесим один «Кодекс правил» на классный уголок, и постараемся почаще заглядывать в него. А в торой «Кодекс правил» мы повесим на дверях нашего класса, чтобы не только мы знали и пользовались этими правилами, но и остальные учащиеся нашей школы.
- Можете ли вы сказать о себе, что умеете вести беседу?
- Нужно ли этому учиться?
- Что для этого нужно? (Только ли книжка об этикете?)
Я желаю вам в вашем общении с окружающими людьми как можно чаще встречать культурных собеседников. С которыми приятно общаться. А если на вашем пути встретиться бескультурный собеседник, то не упасть в грязь лицом и достойно суметь выйти из сложившийся ситуации. Работа детей в парах.
Ответы детей с приведением примеров.
Ролевая игра.
Ответы уч-ся.
Инсценировка проблемной ситуаций.
Ответы учащихся.
Инсценировка ситуации.
Сценка «Телефонный разговор»
Работа в группах, создание и защита проекта «Как правильно вести беседу»
Дети выполняют задания.
Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
Личностные УУД:
Уважение к личности собеседника, уважение и принятие чужой точки зрения.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.