РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Школа здоровья» «Разговор о правильном питании» 3 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
классных руководителей
__________/Н.П.Рогачевская/
Протокол № 1 от
«26» августа 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по ВР
МОУ «СОШ № 46»
__________/Н.В. Панина/
«27» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ
«СОШ № 46»
_____________/А.И. Самохина/
Приказ № 269 от
«01» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Тукалло Анны Евгеньевны
по внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
«Школа здоровья»
«Разговор о правильном питании»
3 «В» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «28»августа 2015 г.
г. Саратов
57283353340102014– 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья. Разговор о правильном питании» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.  
Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми  практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.  
Сроки реализации программы: 01.09.2015 – 31.05.2016гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Общая характеристика программы.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления, правильное питание.
Задача курса «Школа здоровья» - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Работа по программе начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Общее количество часов в 3 классе 34 часа в год (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания программы.
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни через проектную деятельность. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Содержание программы:
№ п⁄п Раздел Количество часов
1. Разнообразие питания
5 ч.
2. Гигиена питания и приготовление пищи
12 ч.
3. Этикет
8 ч.
4. Рацион питания
5 ч.
5. Из истории русской кухни. 4 ч.
ИТОГО 34 ч.
Разнообразие питания (5 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (12 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (8 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (5 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (4ч)
Блюда национальной русской кухни. Готовим дома.
Календарно-тематическое планирование курса
№ Тема занятия Требования к уровню подготовки Дата
план факт
1 Важность правильного питания. Продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
Свойства некоторых продуктов. 4.09
2. Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов. 11.09 3 Разнообразие вкусовых свойств продуктов Вкусовые свойства различных продуктов и блюд.
Как происходит распознавание вкуса.
Описывать вкусовые свойства продуктов и блюд. 18.09
4 Как происходит распознавание вкуса.
Вкусовые свойства продуктов и блюд. 25.09 5/6 Представление о ценности здоровья, значение правильного питания. Ценности здоровья, значении правильного питания 2.10
9.10 7 Представление о вредных пищевых добавках. Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса. Опасные добавки Е-356, 541, 329… 16.10 8 Исследование – в каких продуктах есть вредные добавки. Практическая работа. Представление об экспертизе продуктов. 23.10 9 Овощи и их польза.
Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах.
О пользе дикоросов Саратовской области. 30.10 10 Что нам осень принесла.
13.11 11 Урок-игра «Лесное лукошко» 20.11 12 Как правильно есть. Питание, здоровье, правила гигиены. 27.11 13/14 Как сервировать стол. Правила сервировки.
Культура питания. 4.12
11.12 15/16 Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной? Завтрак, режим, меню, каша, крупы. 18.12
25.12 17 Проектная работа «Каша – еда наша» Виды круп и их польза. 15.01 18 Плох обед, если хлеба нет. Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню.
Обед, как обязательный компонент ежедневного рациона. 20.01 19 Полдник. Время есть булочки. Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты. Полдник, как обязатель ной части ежедневного меню. 29.01 20 Пора ужинать. Ужин, как обязательная часть ежедневного меню.
Блюда, которые могут быть включены в меню ужина. 5.02 21 Практическая работа «Как составить меню недели» Составление меню на неделю. 12.02 22 Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.
Витамины от простуды. Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения простудных заболеваний. 19.02 23 Весенний авитаминоз. Где найти витамины весной?
Фрукты и овощи, как источники витаминов.
Представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи. Овощи, фрукты, витамины. 26.02 24 Фармацевтика – аптечные витамины. Детские профилактические витамины. 5.03 25 Что такое жажда.
Как утолить жажду.
Значение жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
Роль воды для организма человека
Польза различных видов напитков 12.03 26 Практическая работа.
Рецептура полезных фруктовых напитков. Из чего делают витаминные напитки.
Как сделать полезные напитки. 19.03 27 Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья. Групповая творческая работа. 2.04 28 Спорт и правильное питание.
Зависимости рациона питания от физической активности.
Важность занятий спортом для здоровья.
Здоровье, питание, спорт, рацион. 9.04 29 Где и как готовят пищу.
Представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; 16.04 30 Безопасность на кухне. Представление об основных правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи.
Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника. 23.04 31 Хлеб – всему голова. Важность употребления хлебобулочных изделий. 30.04 32 Кто работает на ферме?
Представление о фермерских профессиях. 7. 05 33 Молоко и молочные продукты. Представление о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона. 14. 05 34 Заключительный урок. Подвести итог своим знаниям о правильном питании. 21.05 35 Резерв 26.05 Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные метапредметные и предметные результаты.
В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.
Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического здоровья;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 3 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, структуре ежедневного рациона питания , о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни, навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение определять полезные продукты питания, самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Список литературы.
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.
3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.
4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.
6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.