Рабочая программа интегрированного спецкурса «Разговор о правильном питании»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
356817, Ставропольский край, Буденновский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ruОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
интегрированного спецкурса «Разговор о правильном питании»
по модулю «Две недели в лагере здоровья»
(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) начальное общее , 3-4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов - 34 ч
Сроки реализации программы - 2 года
Программу разработали: учителя начальных классов
МОУ СОШ №3 с. Прасковея Листопад Н.В.
на основе учебно-методического пособия «Разговор о правильном питании, Программы о правильном питании», М., «ОЛМА Медиа Групп» 2009 год, допущенного Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, учебным планом школы на 2013-2014 учебный год, Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 3 с. Прасковея на 2011-2015 гг..
2014 год
Программа "Разговор о правильном питании"
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
Пояснительная записка.
В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» (М.: «Просвещение», 2010).
Программа решает учебно-воспитательные задачи. В ней заложен развивающий эффект, воспитывающие начала. Программа определяет набор навыков и реализует их в практическом применении в реальной жизненной ситуации, выполняет задачу сотрудничества в семье, семьи и школы, школы и общественности. Она решает комплексные задачи по сохранению и укреплению здоровья детей.
Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, способствует реализации универсальных (метапредметных) учебных действий.
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

II. Общая характеристика программы
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-6 классов.
Программа «Разговор о правильном питании» состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 12-13 лет.
УМК программы «Разговор о правильном питании» включает:
1. Рабочие тетради для учащихся:
«Разговор о правильном питании»;
«Две недели в лагере здоровья»;
«Формула правильного питания».
Методические пособия для педагогов.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» предназначен для детей 3-4 классов.
Целью данного курса является воспитание у детей культуры питания, осознание ими здоровья, как главной человеческой ценности, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
3 модуль: «Формула правильного питания» для детей 5-6-х классов.
В данной части расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формируется готовность соблюдать эти правила, развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни, представления о правилах этикета, связанных с питанием: пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Цель программы «Разговор о правильном питании» (2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»)воспитание у детей культуры питания, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Задачи:
формирование познавательных действий: расширение кругозора учащихся в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы об основах рационального правильного питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья,; развитие познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании; расширение знаний об истории и традициях своего народаформирование коммуникативных умений, культуры общения и поведения в обществе, формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием;
формирование регулятивных универсальных действий: понимание и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии, пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем; формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов; формирование представлений о том, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
научная обоснованность;
практическая целесообразность;
системность;
необходимость и достаточность предоставляемой информации;
модульность структуры;
вовлечённость в реализацию программы родителей;
культурологическая сообразность;
социально-экономическая адекватность.
Реализация программы предполагает вариативность при выборе площадок для реализации: в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, коррекционных школах, а также на базе учреждений дополнительного образования и в рамках факультативной работы. Часть материала «Двух недель здоровья» может использоваться дополнительно на уроках по предметам: «Окружающий мир», «Технология», «Чтение», «Математика».
Один из вариантов реализации – в рамках внеклассной работы, а также за счёт регионального компонента учебного плана. Выбор конкретного варианта остаётся за педагогом. Сроки реализации определяется педагогом с учётом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей и т.д.
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении детьми навыков поведения в различных ситуациях.
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат.
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи.
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.
III. Место программы в учебном плане
Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 6 класс: 1 класс -16ч, 2-6 класс – по 17 ч. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
IV. Ожидаемые результаты изучения программы
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Регулятивные УУД:
понимание и сохранение учебной задачи;
понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве учителей;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату ( в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других лиц;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
построение сообщения в устной и письменной форме;
смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов);
осуществление анализов объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
владение диалогической формой коммуникации, используя в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
формулирование собственного мнения;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
V. Формы и виды контроля
1. Презентации, выставки работ.
2. Участие в конкурсах.
3. Мини-проекты.
VI. Тематическое планирование (Приложение 1)
VII. Конспекты уроков (Приложение 2)
VII. Литература:
Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Окружающий мир». А.А.Плешаков. М.: Просвещение, 2010г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. Возрастная физиология-М.:2002г.
М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей, М.:2006г.
И.С. Яхонтова. Будь здоров! М.:2000г.