Программа по истории 5 класс.Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание — М. Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание - М. Просвещение, 2010 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.Общие цели ООО.
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования – обеспечение выполнения требований стандартов.
Учет специфики предмета.
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.Рабочая программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам «История. 5-9 классы: проект.- 2 издание - М. Просвещение, 2010
Используемый УМК.
5 класс
А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая История Древнего мира М. «Просвещение», 2013 г.О.В. Арасланова К.А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс М. «ВАКО» 2012 г.И.С. Хромова Тесты по истории Древнего мира. М. «Дрофа» 2007г
Тематическое планирование
Название раздела по программе По примерной программе По рабочей программе Формируемые УУД
Введение в предмет 2 3 Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса к предмету
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
– оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Первобытность 5 6 Познавательные УУД:
– утанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения с помощью учителя и самостоятельно.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
– оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Древний Восток 20 21 Познавательные УУД:
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован ные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
– устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;
– представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нрав ственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
– работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
– оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Древняя Греция. Эллинизм
20 19 Познавательные УУД:
– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
– устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Личностные УУД:
– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Коммуникативные УУД:
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
– работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ;
– оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
Древний Рим 19 17 Познавательные УУД:
– устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– пользоваться смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную подтекстовую, концептуальную информацию;
– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные УУД:
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
– организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
– работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
– оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Историческое и культурное наследие Древнего мира 2 2 Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира
защищать проекты, выступать перед классом
История Древнего мира 5 класс
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС
№ ур. Содержание деятельности Основные виды учебной деятельности учащихся Вид контроля Д/З Дата
план факт
Введение в предмет (3ч.) Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.
1 Что изучает наука история.
Источники исторических знаний. Историческая карта. Вспомогательные исторические науки. Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником С.8
Зап. В тетр. 2 Историческая хронология(счет лет «до н.э.» и «н.э.» Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником С. 29-32
Зап. В тетр. 3 Народы и государства нашей страны в древности Общеклассные дискуссии
Слушание объяснений учителя. Самос.
Раб. Зап. В тетр. Первобытность (6ч.) Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником
Анализ иллюстраций. Работа с раздаточным материалом
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
4 Расселение древнейшего человека. Человек разумный П.1 вопр. и зад 5 Условия жизни и занятия первобытных людей П.2 вопр. и зад 6 Представления об окружающем мире, верования первобытных людей П.3 вопр. и зад 7 Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. П.4 вопр. и зад 8 От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций П.5 вопр. и зад 9 Обобщающее повторение по разделу»Жизнь первобытных людей» Проверочная работа Проверочная работа Древний Восток (21ч.) Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.
Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.
Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.
Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.
Характеризовать 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Объяснять в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.
Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме)
Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративный материал)
Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.
Показывать на карте территорию Древней Индии.
Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).
Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.
Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру.
Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.
Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.
Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.
Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
Древний Египет (7) 10 Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Древний Египет П.6 вопр. и зад 11 Условия жизни и занятия населения П.7 вопр. и зад 12 Управление государством (фараон, чиновники).Фараон-реформатор Эхнатон. Рабы П.8 вопр. и зад 13 Военные походы П.9 вопр. и зад 14 Религиозные верования египтян. Жрецы П.10 вопр. и зад 15 Храмы и пирамиды П.11 вопр. и зад 16 Познания древних египтян. Письменность Самостоятельная работа П.12 вопр. и зад Восточное Средиземноморье в древности (7ч.) 17 Древнее Двуречье. Города-государства. Письменность П.13 вопр. и зад 18 Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство6 завоевания, легендарные памятники города Вавилона П.14 вопр. и зад 19 Финики: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит П.15 вопр. и зад 20 Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. П.16 вопр. и зад 21 Палестина: расселение евреев П.17 вопр. и зад 22 Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. П.18 вопр. и зад 23 Персидская держава: военные походы, управление империей.
Самостоятельная работа П.19 вопр. и зад Индия и Китай в древности (7) 24 Древняя Индия, занятия населения, природные условия П.20 вопр. и зад 25 Древние города-государства П.20 вопр. и зад 26 Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания П.21 вопр. и зад 27 Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии П.21 вопр. и зад 28 Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства П.22 вопр. и зад 29 Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения П.23 вопр. и зад 30 Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения(конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена П.23 вопр. и зад Античный мир
Древняя Греция. Эллинизм (19ч.) Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.
Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.
Характеризовать политический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта)
Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.
Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.
Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.
Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.
Объяснять причины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства.
Характеризовать афинскую демократию при Перикле.
Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.
Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.
Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.
Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.
Рассказывать значение понятия эллинизм.
Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма
31 Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите П. 24
Вопр. и зад. 32 Государства ахейской Греции(Микены, Таринф и др.) П. 25
Вопр. и зад 33 Троянская война. «Илиада» и «Одиссея» П.26-27
Вопр. и зад 34 Верования древних греков. Сказания о богах и героях П. 28
Вопр. и зад 35 Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. П. 29
Вопр. и зад 36 Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена П. 30
Вопр. и зад 37 Спарта6 основные группы населения, политическое устройство. Спартанское население. Организация военного дела. П.31
Вопр. и зад 38 Классическая Греция.
Период эллинизма. Эллинистические государства Востока П. 22
Вопр. и зад 39 Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Пелопонесская война. Возвышение Македонии П. 34, 35
Вопр. и зад 40 Олимпийские игры. Спортивные состязания П. 33
Вопр. и зад 41 Афинская демократия при Перикле. П.40
Вопр. и зад 42 Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство П. 36
Вопр. и зад 43 Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура П.37
Вопр. и зад 44 Школа и образование. Литература П. 38
Вопр. и зад 45 Быт и досуг древних греков. Театр П.39
Вопр. и зад 46 Македонские завоевания П. 41
Вопр. и зад 47 Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока П.42
Вопр. и зад 48 Культура эллинистического мира П. 43
Вопр. и зад 49 Контрольно-обобщающий урок по теме:»Древняя Греция» Контрольная работа Древний Рим (17ч.) Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика.
Объяснять, кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.
Характеризовать верования жителей Древней Италии.
Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион.
Использовать карту при характеристике военных походов Рима.
Характеризовать причины и итоги войн Рима.
Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.
Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения.
Раскрывать значение понятий император, провинция.
Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события.
Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.
Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.
Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.
Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.
Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
Выявлять примеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др.
Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
50 Население Древней Италии: условия жизни и занятия.Этруски. Легенды об основании Рима. Патриции и плебеи. Верования древних римлян П.44
Вопр. и зад 51 Завоевание Римом Италии П.45
Вопр. и зад 52 Рим эпохи царей. Устройство римской республики. Римская армия П.46
Вопр. и зад 53 Войны с Карфагеном; Ганнибал П.47
Вопр. и зад 54 Установление господства во всем Седиземноморье П.48
Вопр. и зад 55 Рабство в Древнем Риме П.49, Вопр. и зад 56 Реформы Гракхов П. 50
Вопр. и зад 57 От республики к империи. Гражданские войны в Риме П.51
Вопр. и зад 58 Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти П.52
Вопр. и зад 59 Октавиан Август. Установление империи П.53
Вопр. и зад 60 Римская империя: территория, управление П.54-55
Вопр. и зад 61 Возникновение и распространение христианства П.56
Вопр. и зад 62 Культура Древнего Рима. Архитектура и скульптура П.57
Вопр. и зад 63 Пантеон. Быт и досуг римлян П.58
Вопр. и зад 64 Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук Записи в тетр. 65 Рим и варвары П.59
Вопр. и зад 66 Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи П.60
Вопр. и зад Историческое и культурное наследие Древнего мира (2ч.) Высказывать и обосновывать суждения о назначении наследия древних цивилизаций для современного мира
67 Историческое и культурное наследие древних цивилизаций Проекты 68 Историческое и культурное наследие древних цивилизаций Проекты