Урок русского языка в 4 классе. Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных

МБ НОУ «Гимназия №70» г. Новокузнецка






Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Именительный и винительный падежи
имён существительных»
УМК «Школа 2100»













Подготовила:
Супруненко Елена Петровна,
учитель начальных классов
МБ НОУ «Гимназия №70»


Новокузнецк 2014

Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных

Цель: формирование умения различать именительный и винительный падежи;
Задачи:
- показать отличие винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения,
- развивать наблюдательность, внимание, самоконтроль; - воспитывать аккуратность, взаимовежливость.

Оргмомент.
- Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.

Мотивация на учебную деятельность.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Что значит просклонять имена существительные?
- Что значит изменить по падежам?
- Для чего нужно уметь склонять имена существительные?
- На этом уроке мы продолжим работу над изменением имён существительных по падежам.

Минутка чистописания.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
бор т рубка
зал п овод
зуб р оса
- Какие буквы нужно поставить между этими словами, чтобы образовались новые?
- Эти три буквы вы запишите в тетрадь. Как вы думаете, почему именно эти три буквы вместе? ( у них одинаковые элементы)
- Припишите на строке соединение букв тпр.
- Разгадайте анаграммы: потеха – пехота лапоть – пальто
- К какой части речи относятся эти слова?
- Запишите эти имена существительные на следующей строке.
( Один ученик комментирует с места орфограммы в этих словах)
Словарная работа.
- Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую безударную гласную обозначаем ( синим – а, красным – о, зелёным – е)
- Слушаем и рисуем:
Газета, корабль, металл, рояль, тревога, камыш, костёр, ремонт, машина.


Открытие новых знаний.
1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.
- Вспомните, какие слова я называла?
- Составьте с любым из них предложение. Записать, прокомментировать.
- Определите падеж имён существительных в предложении. Подчеркните главные члены в этом предложении.

Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п.

Схема на доске

И. п. В. п.


- Как в предложении отличить И. п. имени существительного от В. п.? (Надо определить каким членом предложения оно является.)
- Какая же цель сегодняшнего урока? (Научиться отличать И. п. от В. п. в предложении)
- Как сформулировать тему урока? (Отличие И. и В. падежей имён существительных)
Тема записана на доске, но закрыта до этого момента.

Физминутка

Формирование умений
2. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 119 и выполните упр. №133.
- Прочитайте задание.
- Первые два предложения прокомментирует (один из учеников)
Вторую пару предложений самостоятельно запишет и разберёт 1 ряд, третью пару – 2 ряд.
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
- Какой вывод можно сделать? (см. схему на доске)
- Следующее упражнение №132 выполните устно.
2 четверостишие – 1 ряд
3 четверостишие – 2 ряд
Комментирование
- Как различили падежи И. и В. имён существительных?
- Прочитайте, как об этом говорится в правиле .
- Что ещё вы узнали из правила?

Физминутка.
3. Творческое задание.
- Теперь поработайте в парах. Составьте предложения, в которых имена существительные употребляются в И. п. и В. п.
Взаимопроверка.
- Проверьте друг у друга предложения.
Чтение и комментирование предложений.
-Утром выпал снег. Я взял в руки снег.

Итог урока.

- Продолжите предложения:
1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить (каким членом предложения оно является)
2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда (являются главным членом предложения)
3. Имена существительные в В.п. в предложении всегда (является второстепенным членом предложения)
4. На уроке я понял
5. Мне надо
Домашнее задание.
Стр.121-122 упр .136
- Спишите предложения и определите падеж имён существительных.




15