Конспект урока «Именительный и винительный падеж имён существительных множественного числа»


Тема урока: «Именительный и винительный падеж имён существительных множественного числа»
Цель: -дать понятие «склонение», - формировать умение определять склонение имён существительных множественного числа в И и В падежах;
-проводить коррекцию аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: таблички со схемами (состав слова), карточки с деформированными предложениями.
ХОД УРОКА
Орг. момент. Психологический настрой:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Подведение к теме урока.
Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности


На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать:
Е
И
Е
Л
К
Н
О
С
Н


- Какое же слово получилось?
- С какой частью речи связываем понятие «склонение»?
- Вспомните, над какой темой работали на прошлом уроке?
(«Склонение имён существительных множественного числа»)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Откройте тетради, запишите число. Сегодня мы продолжим работу со склонением существительных множественного числа. Проследим за существительными Именительного и Винительного падежа.
3. Работа по теме урока.
- Назовите первый падеж с вопросами по счёту. (И.п., Кто? Что?)
- Назовите пятый по счёту падеж с вопросами. (В.п., Кого? Что?)
А теперь послушайте, что о себе говорят Именительный и Винительный падежи.
-Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Выполним задание. Запишем два предложения:
В питомнике растут кедры. (И.п.)
Ребята выращивают кедры . (В.п.)
- На какой вопрос отвечает слово кедры в первом и втором случае?
Разберите первое и второе предложение по членам предложения.
Определим падеж слова кедры в первом и втором предложении (Именительный) - (Винительный)
4.Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.
1) Запишем и разберем следующие предложения:
Леса растут медленно.
Лесники охраняют леса.
- Определим падеж слова леса в первом и во втором предложении.
- Определим падеж слова лес в первом и во втором предложении.
2) Назовите, и запишите одним словом во множественном числе.
Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)
Без него не откроешь замок -… (ключ)
Маленький ребёнок - … (малыш)
Она сверкает на ночном небе - … (звезда)
Что есть у ребёнка, стула, гриба… (ножка)
Красногрудая птица, вестник наступающей зимы - … (снегирь)
5 .Динамическая пауза. Упражнение на развитие памяти.
Учитель бросает ученику мяч и называет слово, ученик возвращает мяч и называет склонение, к которому относится это слово.
6.Работа с деформированными предложениями
Из данных слов каждой строки составь предложения. Запиши. В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Определи падеж выделенных существительных
1) На, росли, леса, большие, опушке, ели.
2) Вокруг, сочные, росли, травы, зелёные.
3) Здесь, в, дни, пели, летние, соловьи.
7. Работа с учебником.
Стр. … , упр. ….
8. Тест
9. Итог урока. Рефлексия.
–Какую тему изучали на уроке?
- Оцени свою работу на уроке смайлами:
всё понятно
есть над чем работать
9. Оценка работы учащихся.